СПОСОБ СТАРТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С УКОРОЧЕННЫМ РАЗБЕГОМ Советский патент 1995 года по МПК B64F1/04 

Описание патента на изобретение SU1815923A1

Изобретение относится к авиации, а именно к эксплуатации летательных аппаратов (ЛА), преимущественно реактивных самолетов, и может быть использовано на гражданских и военных аэродромах, а также на специальных площадках, например, на палубах морских судов.

Целью изобретения является сокращение капитальных вложений и повышение безопасности старта путем обеспечения централизованного управления.

На фиг.1 показана схема сил, действующих на систему колесо упорная поверхность профильного участка; на фиг.2 представлена схема сил, действующих на систему колесо-поверхность профильного участка противоположного уклона; на фиг.3 изображена графическая зависимость угла наклона (α) упорной поверхности профильного участка взлетной полосы от коэффициентов трения (f) при различных соотношениях веса ЛА (G) и его тяги (Т), построенная на основании данных, представленных в таблице; на фиг.4 приведены результаты исследований зависимости значений угла (град) от параметров Т, G, t при их различных значениях для ЛА легкого типа.

Сущность способа старта ЛА с укороченным разбегом заключается в следующем.

ЛА после выруливания на участок старта 1 и упора колесами 2 основных стоек в наклонную под углом α упорную поверхность 3 профильного участка 4 взлетной полосы 5 устанавливается пилотом на тормоза. Состояние покоя ЛА при развитии тяги обеспечивает за счет совокупности воздействия на колеса 2 основных стоек силы сопротивления перемещению Fтр и касательной составляющей Gτ от массы ЛА, действующей в месте контакта колес 2 с наклонной упорной поверхностью 3 профильного участка 4 взлетной полосы 5, состоящего из двух сопрягающихся поверхностей 3 и 6, имеющих противоположно направленные уклоны. Для сохранения ЛА в состоянии покоя при создании (развитии) максимальной тяги соотношение сил, действующих на систему колесо-упорная поверхность, должно иметь вид:
Tτ< (TN+GN) fc+Gτ где Tτ касательная составляющая от силы тяги, Т;
TN нормальная составляющая от силы тяги Т;
GN нормальная составляющая от массы ЛА;
Gτ касательная составляющая от массы ЛА.

При этом состояние покоя ЛА будет сохраняться до тех пор, пока не растормозятся колеса. При растормаживании изменяется соотношение действующих сил из-за замены коэффициента fc (трения скольжения трением качения) на fk. ЛА начинает разбег по взлетной полосе. Соотношение сил имеет следующий вид:
Tτ > (TN+GN) tk+ Gτ
Это объясняется тем, что коэффициенты трения значительно отличаются друг от друга, т.e. fk << fc(0,03 << 0,3)(0,3 << 0,3).

В начале перемещения ЛА по упорной поверхности упомянутого участка касательная составляющая Tτ от массы ЛА направлена в сторону, противоположную перемещению колес 2 (см. фиг.1), ЛА преодолевает наклонную упорную поверхность 3 профильного участка. А после прохождения колесом 2 точки сопряжения поверхностей 3 и 6 Tτ меняет направление так, что оно совпадает с направлением движения колеса 2 ЛА, сообщая при этом ему дополнительное ускорение.

ЛА с ускорением осуществляет разбег на короткой дистанции.

Графические зависимости угла α от коэффициента трения при соотношении веса G к тяге Т ЛА представлены в виде конкретных примеров на фиг.3 и обозначены позициями: 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.

Способ осуществляют следующим образом.

В зависимости от взлетных характеристик ЛА, его массы, тяги, конкретной температуры окружающей среды, а также погодных условий (снег, дождь и т.д.) аэродромные службы по таблице 1, учитывая коэффициент трения (скольжения) колеса ЛА об упорную поверхность (значения f представлены в левой колонке таблицы) (для данного конкретного примера fc 0,3) и соотношение веса ЛА к его тяге G/T (в данном случае 12/15, см. горизонтальную верхнюю строку таблицы) определяют угол (α ) наклона упорной поверхности 3 профильного участка взлетной полосы (в данном случае α 35о).

Далее с помощью известных технических средств, например домкратов и т.п. упорную поверхность 3, выполненную, например, из швеллеров и т.п. устанавливают под углом α 35о, после чего ЛА может стартовать.

Похожие патенты SU1815923A1

название год авторы номер документа
СТАРТОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЗЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1987
  • Хачатуров Георгий Арташевич
  • Афанасьев Александр Александрович
  • Шандура Иван Иванович
  • Логинов Вячеслав Михайлович
  • Власов Владимир Павлович
  • Бабаян Виолен Амаякович
SU1840534A1
Способ и система управления продольным движением при разбеге по взлётно-посадочной полосе и наборе высоты беспилотного летательного аппарата со специально расположенными передними и задними крыльями 2018
  • Ловицкий Лаврентий Лаврентьевич
  • Бадретдинова Айгуль Булатовна
RU2695897C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКИ ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЕМ РЕАКТИВНОЙ СТРУИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОРОТКОГО ВЗЛЕТА 2014
  • Ба Зухаир Мохаммед Ахмед Мубарак
RU2562675C1
АВИАЦИОННЫЙ ПУСКОВОЙ КОМПЛЕКС ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЯ РЕАКТИВНЫХ СТРУЙ ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ РАЗБЕГА 2015
  • Ба Зухаир Мохаммед Ахмед Мубарак
RU2610317C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, АДАПТИВНЫЙ К УСЛОВИЯМ ПРИМЕНЕНИЯ 2008
  • Подобедов Владимир Александрович
  • Петров Евгений Геннадиевич
  • Руденко Алла Владимировна
  • Заляев Руслан Равильевич
RU2360838C1
Мобильная стартовая установка 2020
  • Бойко Евгений Николаевич
  • Григорьев Михаил Николаевич
  • Зинченко Владислав Игоревич
  • Костин Андрей Николаевич
  • Орлов Сергей Владиславович
RU2739477C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ), ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЕ ШАССИ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ПОДЪЕМА В ВОЗДУХ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Комбаров Евгений Григорьевич
RU2588198C2
СПОСОБ СОКРАЩЕНИЯ ДЛИНЫ ПРОБЕГА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Копылов Геннадий Алексеевич
  • Ковалёв Вячеслав Данилович
RU2469912C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ГАЗА ДЛЯ ОБДУВА ПОВЕРХНОСТЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ПАРОГЕНЕРАТОР 2009
  • Копылов Геннадий Алексеевич
  • Ковалев Вячеслав Данилович
RU2414387C2
СПОСОБ ВЗЛЕТА БЕЗ РАЗБЕГА ВИНТОКРЫЛОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С АВТОРОТИРУЮЩИМ НЕСУЩИМ ВИНТОМ И КРЫЛОМ 2013
  • Кузнецов Григорий Иванович
RU2514012C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 815 923 A1

Реферат патента 1995 года СПОСОБ СТАРТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С УКОРОЧЕННЫМ РАЗБЕГОМ

Изобретение относится к авиации, а именно к эксплуатации летательных аппаратов, преимущественно реактивных самолетов, и может быть использовано на гранжданских и военных аэродромах, а также на специальных площадках, например на палубах морских судов. Целью изобретения является сокращение капиталных вложений и повышение безопасности старта путем обеспечения централизованного управления. Способ старта летательного аппарата с укороченным разбегом включает фиксацию летательного аппарата в состоянии покоя за счет сцепления заторможенных колес 2 его основных стоек с поверхностью взлетной полосы 5 до развития двигателями максимальной тяги, при этом состояние покоя летательного аппарата при развитии двигателями максимальной тяги обеспечивают дополнительно к силе трения воздействием на колеса 2 основных стоек касательной составляющей от массы летательного аппарата, действующей в месте контакта колес 2 с наклонной упорной поверхностью 3 профильного участка взлетной полосы 5, выполненого из двух сопрягающихся 3 и 6 поверхностей с противоположными уклонами, а в момент растормаживания колес уменьшают силу трения за счет замены трения скольжения трением качения, при этом угол наклона α к упорной поверхности 3 профильного участка 4 взлетной полосы 5 определенной зависимости. 3 ил.

Формула изобретения SU 1 815 923 A1

СПОСОБ СТАРТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С УКОРОЧЕННЫМ РАЗБЕГОМ, включающий фиксацию летательного аппарата в состоянии покоя за счет сцепления заторможенных колес его основных стоек с поверхностью взлетной полосы до развития двигателями максимальной тяги, отличающийся тем, что, с целью сокращения капитальных вложений и повышения безопасности старта путем обеспечения централизованного управления, состояние покоя летательного аппарата при развитии двигателями максимальной тяги обеспечивают дополнительно к силе трения воздействием на колеса основных стоек касательной составляющей от массы летательного аппарата, действующей в месте контакта колес с наклонной упорной поверхностью профильного участка взлетной полосы, выполненного из двух сопрягающихся поверхностей с противоположными уклонами, а в момент растормаживания колес уменьшают силу трения за счет замены трения скольжения трением качения, при этом угол наклона к упорной поверхности профильного участка взлетной полосы определяют по следующей зависимости:

где T сила тяги двигателей;
G масса летательного аппарата;
fk коэффициент трения качения;
fc коэффициент трения скольжения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года SU1815923A1

Устройство для старта самолета
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ОЧИСТКИ ТРУБОПРОВОДОВ 1924
  • Б. Гербер
SU1143A1
Невское проектно - конструкторское бюро, г
Ленинград, 1982.

SU 1 815 923 A1

Авторы

Хачатуров Г.А.

Афанасьев А.А.

Даты

1995-07-09Публикация

1986-12-29Подача