Изобретение относится к авиации, а именно к эксплуатации летательных аппаратов (ЛА), преимущественно реактивных самолетов, и может быть использовано на гражданских и военных аэродромах, а также на специальных площадках, например, на палубах морских судов.
Целью изобретения является сокращение капитальных вложений и повышение безопасности старта путем обеспечения централизованного управления.
На фиг.1 показана схема сил, действующих на систему колесо упорная поверхность профильного участка; на фиг.2 представлена схема сил, действующих на систему колесо-поверхность профильного участка противоположного уклона; на фиг.3 изображена графическая зависимость угла наклона (α) упорной поверхности профильного участка взлетной полосы от коэффициентов трения (f) при различных соотношениях веса ЛА (G) и его тяги (Т), построенная на основании данных, представленных в таблице; на фиг.4 приведены результаты исследований зависимости значений угла (град) от параметров Т, G, t при их различных значениях для ЛА легкого типа.
Сущность способа старта ЛА с укороченным разбегом заключается в следующем.
ЛА после выруливания на участок старта 1 и упора колесами 2 основных стоек в наклонную под углом α упорную поверхность 3 профильного участка 4 взлетной полосы 5 устанавливается пилотом на тормоза. Состояние покоя ЛА при развитии тяги обеспечивает за счет совокупности воздействия на колеса 2 основных стоек силы сопротивления перемещению Fтр и касательной составляющей Gτ от массы ЛА, действующей в месте контакта колес 2 с наклонной упорной поверхностью 3 профильного участка 4 взлетной полосы 5, состоящего из двух сопрягающихся поверхностей 3 и 6, имеющих противоположно направленные уклоны. Для сохранения ЛА в состоянии покоя при создании (развитии) максимальной тяги соотношение сил, действующих на систему колесо-упорная поверхность, должно иметь вид:
Tτ< (TN+GN) fc+Gτ где Tτ касательная составляющая от силы тяги, Т;
TN нормальная составляющая от силы тяги Т;
GN нормальная составляющая от массы ЛА;
Gτ касательная составляющая от массы ЛА.
При этом состояние покоя ЛА будет сохраняться до тех пор, пока не растормозятся колеса. При растормаживании изменяется соотношение действующих сил из-за замены коэффициента fc (трения скольжения трением качения) на fk. ЛА начинает разбег по взлетной полосе. Соотношение сил имеет следующий вид:
Tτ > (TN+GN) tk+ Gτ
Это объясняется тем, что коэффициенты трения значительно отличаются друг от друга, т.e. fk << fc(0,03 << 0,3)(0,3 << 0,3).
В начале перемещения ЛА по упорной поверхности упомянутого участка касательная составляющая Tτ от массы ЛА направлена в сторону, противоположную перемещению колес 2 (см. фиг.1), ЛА преодолевает наклонную упорную поверхность 3 профильного участка. А после прохождения колесом 2 точки сопряжения поверхностей 3 и 6 Tτ меняет направление так, что оно совпадает с направлением движения колеса 2 ЛА, сообщая при этом ему дополнительное ускорение.
ЛА с ускорением осуществляет разбег на короткой дистанции.
Графические зависимости угла α от коэффициента трения при соотношении веса G к тяге Т ЛА представлены в виде конкретных примеров на фиг.3 и обозначены позициями: 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.
Способ осуществляют следующим образом.
В зависимости от взлетных характеристик ЛА, его массы, тяги, конкретной температуры окружающей среды, а также погодных условий (снег, дождь и т.д.) аэродромные службы по таблице 1, учитывая коэффициент трения (скольжения) колеса ЛА об упорную поверхность (значения f представлены в левой колонке таблицы) (для данного конкретного примера fc 0,3) и соотношение веса ЛА к его тяге G/T (в данном случае 12/15, см. горизонтальную верхнюю строку таблицы) определяют угол (α ) наклона упорной поверхности 3 профильного участка взлетной полосы (в данном случае α 35о).
Далее с помощью известных технических средств, например домкратов и т.п. упорную поверхность 3, выполненную, например, из швеллеров и т.п. устанавливают под углом α 35о, после чего ЛА может стартовать.
Изобретение относится к авиации, а именно к эксплуатации летательных аппаратов, преимущественно реактивных самолетов, и может быть использовано на гранжданских и военных аэродромах, а также на специальных площадках, например на палубах морских судов. Целью изобретения является сокращение капиталных вложений и повышение безопасности старта путем обеспечения централизованного управления. Способ старта летательного аппарата с укороченным разбегом включает фиксацию летательного аппарата в состоянии покоя за счет сцепления заторможенных колес 2 его основных стоек с поверхностью взлетной полосы 5 до развития двигателями максимальной тяги, при этом состояние покоя летательного аппарата при развитии двигателями максимальной тяги обеспечивают дополнительно к силе трения воздействием на колеса 2 основных стоек касательной составляющей от массы летательного аппарата, действующей в месте контакта колес 2 с наклонной упорной поверхностью 3 профильного участка взлетной полосы 5, выполненого из двух сопрягающихся 3 и 6 поверхностей с противоположными уклонами, а в момент растормаживания колес уменьшают силу трения за счет замены трения скольжения трением качения, при этом угол наклона α к упорной поверхности 3 профильного участка 4 взлетной полосы 5 определенной зависимости. 3 ил.
СПОСОБ СТАРТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С УКОРОЧЕННЫМ РАЗБЕГОМ, включающий фиксацию летательного аппарата в состоянии покоя за счет сцепления заторможенных колес его основных стоек с поверхностью взлетной полосы до развития двигателями максимальной тяги, отличающийся тем, что, с целью сокращения капитальных вложений и повышения безопасности старта путем обеспечения централизованного управления, состояние покоя летательного аппарата при развитии двигателями максимальной тяги обеспечивают дополнительно к силе трения воздействием на колеса основных стоек касательной составляющей от массы летательного аппарата, действующей в месте контакта колес с наклонной упорной поверхностью профильного участка взлетной полосы, выполненного из двух сопрягающихся поверхностей с противоположными уклонами, а в момент растормаживания колес уменьшают силу трения за счет замены трения скольжения трением качения, при этом угол наклона к упорной поверхности профильного участка взлетной полосы определяют по следующей зависимости:
где T сила тяги двигателей;
G масса летательного аппарата;
fk коэффициент трения качения;
fc коэффициент трения скольжения.
Устройство для старта самолета | |||
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ОЧИСТКИ ТРУБОПРОВОДОВ | 1924 |
|
SU1143A1 |
Невское проектно - конструкторское бюро, г | |||
Ленинград, 1982. |
Авторы
Даты
1995-07-09—Публикация
1986-12-29—Подача