фиг.1
Изобрзтение относится к авиационной ехнике, в частности к креслам членов экиажа вертолета.
Цель изобретения - повышение безпасности при жестком приземлении.
На фиг. 1 показано кресло с пружинным сточником энергии; на фиг.2.- кресло с газовым источником энергии, на фиг.З - редство ручного запуска.
Устройство состоит из стоящего в кабие вертолета кресла 1 с. козырьком 2, подожками 3 и подлокотниками 4.
Кресло 1 прикреплена к полу 5 изогнуым штифтом б, подвижно закрепленным в прорези 7 диска 8, имеющего расширяющуюся в его центре щель 9, ручку 10.
В расширение щели 9 вставлен прикрепленный к креслу 1 крюк 11, могущий выскальзывать из той прорези при определенном положении диска 8, создаваемого ручкой 10...Кресло 1 имеет гибкую тягу в виде троса 12, намотанного на барабан 13, закрепленный с помощью оси в обойме 14.
Барабан 13 и обойма подвижно соединены между собой также плоской пружиной 15, направление закручивания (повышение натяжения) которой совпадает с направлением раскручивания троса 12 барабана 13.
Над барабаном 13 имеется тормозная колодка со сквозным отверстием. В это отверстие трос 12 пропущен для прикрепления к брусу 16. Этот брус неподвижно соединен с креслом 1 и ползуном 17 на направляющей 18 и может быть больше одного.. Направляющая 18 прикреплена к полу 5 вертолета.
В полости направляющей 18 имеется пружина 19, в которую сверху упирается поршень 20, жестко соединенный со стержнем 21. Стержень 21 жестко соединен с креслом 1. Потолок кабины имеет люк, достаточный для прохождения через него сидящего в кресле 1 пилота, закрытый крышкой 22.
Крышка 22 притянута клюку подпружиненным рычагом с помощью соединенных осью ножек 23 и шнура 24.
Устройство работает следующим образом.
Воздействуя на пусковой элемент, поворачивают ручку 10 к себе. При этом, когда щель 9 займет вертикальное положение, в нее под влиянием пружины 19 устремляется крюк 11, прикрепленный к креслу 1, которое при этом отделяется от диска 8, по-прежнему удерживаемого прикрепленным к полу 5 штифтом 6, находящимся в прорези 7 этого диска. Аналогичное устройство, управляемое той же ручкой 10, при необходимости имеется и с другой стороны кресла 1,
Скорость распрямления пружины 19 и, следовательно, движения вверх кресла 1,
толкаемого этой пружиной через поршень 20 и стержень 21, регулируют удерживающим кресло 1 за брус 16 тросом 12, Этот трос проходит через отверстие в полу 4 и сматывается с барабана 13, причем скорость разматывания троса 12 снижается, регу- лируясь величиной тр ения барабана 13 о профилированную под его выступающие части колодку, и зависит от площади трущихся поверхностей, усилия их прижатия, .регулируемого натяжения пружины 15 и коэффит циента трения.меж ними.
При раскручивании троса 12 с барабана 13 пружина 15, закрепленная между осью барабана 13 и его обоймой 14, начинает еще
более закручиваться. Поднимаясь устройство вверх, благодаря ползуну 17 и поршню 20, скользящим по стенкам направляющей 18, и не смещаясь при этом в стороны, благодаря прикрепленного к креслу 1 стержню
21, скользящему по стенкам паза, кресло козырьком 2 надавливает на ножки 23 и, преодолев сопротивление стягивающей их пружины, прогибает ножки в противоположную сторону, в результате чего крышка
22, не притягиваемая более ножками 28 за шнур 24, выходит из люка, открывая его. В этот люк выходит кресло 1 до тех пор, пока поршень 20 упрется изнутри в глухую верхнюю стенку полой направляющей 18. Пилот
сидит в кресле 1 устойчиво, так как фиксирует ноги на. подножке 3, руки - на подлокотнике 1, голову - на спинке профилированного кресла и туловище - на его спинке и сиденье с помощью привязных
ремней, и не будет травмирован крышкой 22, так как защищен сверху козырьком 2 кресла.
При приземлении перегрузка вызывает возрастание веса кресла и пилота, вследствие чего через стержень 21 и поршень 20 действие веса передается на пружину 19, которая сжимается. При этом ее сопротивление сжатию обеспечивает величину пере- грузки на пилота, не превышающую предельно переносимые ее значения. После гашения скорости торможения кресла с сидящим в нем пилотом сжатая пружина вновь расправляется и через указанные элементы сама смещает кресло 1 вверх. Однако трос 12, вновь намотанный на барабан 13 пружиной 15, закрученной еще бол ее приподнимании кресла 1 вверх, прижимает барабан 13 к колодке и кресло 1 поднимается из кабины, как было описано, давая возможность пилоту беспрепятственно покинуть потерпевший аварию вертолет.
Формулаизобретения 1. Кресло вертолета, содержащее сиденье; со спинкой, направляющую. Закрепленную на полу кабины и связанную со спинкой, систему амортизации, о т л-и ч а ю- щ е е с я тем, что, с целью повышения безопасности при жестком приземлении, оно снабжено механизмом предварительного перемещения кресла, установленном под сиденьем и выполненном в виде штока, перемещающегося в цилиндре и связанного с сиденьем, при этом механизм снабжен ис0
точником энергии и средством ручного запуска.
2. Кресло по п.1, отличающееся тем, что источник энергии выполнен в виде пружины и поршня, установленных в направляющей, при этом поршень жестко связан с сиденьем.
3. Кресло по п.1, отличающееся тем, что источник энергии выполнен в виде газового баллона, связанного трубопроводом с полостью цилиндра.
4. Кресло по п.1,отличающееся тем, что источник энергии выполнен в виде горючего вещества, помещенного в подпор- шневом герметичном пространстве.
Фиг.З
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Энергопоглощающее кресло вертолета | 1989 |
|
SU1816721A1 |
КРЕСЛО ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2620443C2 |
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩЕЕ КРЕСЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2016 |
|
RU2611326C1 |
КРЕСЛО ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА С ЧАШКОЙ ПОД ПАРАШЮТ (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2583102C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАХВАТА ГРАЖДАНСКОГО САМОЛЕТА | 2006 |
|
RU2323135C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАХВАТА ГРАЖДАНСКОГО САМОЛЕТА | 2006 |
|
RU2326023C1 |
КРЕСЛО-КОЛЯСКА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ПАНДУС ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КОЛЯСКИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ПО ЛЕСТНИЧНЫМ МАРШАМ (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2478362C2 |
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩЕЕ КРЕСЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2004 |
|
RU2270138C2 |
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩЕЕ КРЕСЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2011 |
|
RU2500582C2 |
СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ ИЗ ОБЪЕКТА ИХ БОЛЬШОГО СКОПЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2270787C2 |
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к креслам членов экипажа вертолета, Целью изобретения является Новыш нйе безопасности при жестком приземлении. Кресло 1 имеет гибкую тягу в . виде троса 12, намотанного на подпружиненный барабан 13. Направляющая прикреплена к полу 5 ив ее полости установлены пружина 19 и поршень 20, жестко соединенный стержнем с креслом. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Авторы
Даты
1993-05-23—Публикация
1989-01-05—Подача