Изобретение относится к противопожарной технике, а именно к системам автоматического обнаружения и тушения пожара (САОТП) различных подвижных агрегатов оборонного значения, в которых используется объемный способ тушения.
Целью изобретения является снижение массогабаритных характеристик, повышение быстродействия и надежности системы автоматического пожаротушения.
На фиг.1 представлена система обнаружения и тушения пожара; на фиг.2 - вид на систему сверху.
Система состоит из блоков пожарной сигнализации БПС (1), устройства управления УУ-1 (2), генераторов аэрозоля правого (3) и левого (4) бортов, сопловые отверстия которых направлены под углом α к горизонту.
При обнаружении пожара блоками БПС, через устройство управления выдается сигнал на включение генераторов аэрозоля. Заряды газоаэрозольного состава, сгорая, образуют газоаэрозольную огнетушающую смесь, которая, быстро заполняя защищаемый агрегат, осуществляет тушение.
Для проверки САОТП выбран газоаэрозольный состав следующей рецептуры: KNO3 60%, идитол 15%, дициандиамид 25%. Из него прессовались канальные шашки ⊘ 86/12, которые помещались в генераторы аэрозоля.
Сравнительные испытания проводились на агрегате 15Т272, который имеет следующие размеры: длина 23,6 м, ширина 3,3 м, максимальная высота 3,6 м (объем 260 м3). Взятая за прототип САОТП данного агрегата 15Ц23 состоит из блоков пожарной сигнализации БПС-023, устройства управления УУ-1 и установки пожаротушения с хладоном 114В2, а в предлагаемой САОТП последняя была заменена на генераторы аэрозоля, устанавливаемые под различным углом к горизонту в различных местах агрегата. В качестве очагов пожара применялись 2 противня (1,3 х 0,5 х 0,1 м) с этанолом.
В процессе экспериментов фиксировались время от момента включения ГА до тушения и наличие или отсутствие повреждений оборудования агрегата.
П р и м е р 1. Испытания проводили на системе 15Ц23 с установкой пожаротушения 15Ц23-01, снаряженной хладоном 114В2, общая масса которой - 610 кг (две очереди). После обнаружения пожара блоками БПС-023 автоматически от устройства управления УУ-1 подавался сигнал на пиропатроны УДП-3-4, которые вскрывали обратные клапаны и осуществлялась подача хладона в защищаемый объем. Время тушения составило ≈25 с.
П р и м е р 2. В установку пожаротушения входили 6ГА с зарядами СТК массой 18 кг, установленных под углом 15о к горизонту, причем генераторы левого и правого бортов направлены в противоположные стороны. Общая масса одной очереди установки 42 кг. Напряжение на пиропатроны УДП-3-4, от которых производилось включение системы, подавалось через 25-30 с после обнаружения пожара и поступления сигнала на УУ-1, чем достигалось развитие более интенсивного пожара.
Время тушения 13 с, повреждений агрегата от воздействия газоэрозольной смеси нет.
П р и м е р 3. Эксперимент проводился в условиях аналогичных примеру 2, но генераторы левого и правого бортов устанавливались в одном направлении. Время тушения составило ≈20 с.
Данные и другие примеры, показывающие преимущества предлагаемой по сравнению с прототипом системы автоматического обнаружения и тушения пожара, приведены в таблице.
Из таблицы видно, что применение в данной САОТП в состав установки пожаротушения генераторов аэрозоля, размещенных в противоположных направлениях вдоль левого и правого бортов под углом 10-30о, позволяет снизить массу САОТП на ≈550 кг при снижении времени тушения в два раза. При увеличении угла наклона ГА выше 30о наблюдается повреждение крыши агрегата, при уменьшении его ниже 10о время тушения увеличивается в ≈1,5 раза. В случае, если генераторы аэрозоля левого и правого бортов направлены в одну и ту же сторону, время тушения возрастает на 60-70%.
Предлагаемая САОТП более эффективна, чем существующая и имеет в несколько раз меньшую по сравнению с прототипом массу и размеры. Это имеет особое значение в условиях эксплуатации на подвижных агрегатах, где снижение массы, кроме прочих достоинств, позволяет экономить горючесмазочные материалы.
Система прошла натурные испытания и рекомендована для использования на агрегатах типа 15Т272.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА ПОЖАРОТУШЕНИЯ В ПУСКОВЫХ ШАХТАХ РАКЕТНЫХ КОМПЛЕКСОВ | 1989 |
|
SU1777265A1 |
МОДУЛЬНАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2019 |
|
RU2711830C1 |
МОДУЛЬ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ | 2005 |
|
RU2295991C1 |
Способ тушения возгораний отсеков с аккумуляторными батареями на транспорте | 2021 |
|
RU2794846C2 |
СПОСОБ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ И ОХЛАЖДЕНИЯ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ НА ТРАНСПОРТЕ | 2021 |
|
RU2777762C1 |
СПОСОБ ТУШЕНИЯ ОЧАГОВ ПОДЗЕМНЫХ ПОЖАРОВ | 1992 |
|
RU2044889C1 |
СИСТЕМА ДЛЯ ОБЪЕМНОГО ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ | 1998 |
|
RU2140311C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЪЕМНОГО ТУШЕНИЯ ПОЖАРА | 1995 |
|
RU2101057C1 |
СПОСОБ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2295040C1 |
СИСТЕМА ПОЖАРОТУШЕНИЯ МОТОГОНДОЛЫ ДВИГАТЕЛЯ | 1988 |
|
SU1821986A1 |
Использование: изобретение относится к противопожарной технике, к системам обнаружения и тушения пожара различных подвижных агрегатов. Сущность изобретения: система состоит из блоков пожарной сигнализации, устройства управления и размещенной на несущем основании установки пожаротушения. Установка пожаротушения системы состоит из смонтированных под углом 10 - 30° к горизонтальной плоскости генераторов аэрозоля. Генераторы размещены на одинаковом расстоянии один от другого, рядами для ориентации вдоль бортов подвижного агрегата. Генераторы содержат заряды состава на основе нитрата калия. Их сопла ориентированы в одном ряду противоположно ориентации сопел другого ряда. 2 ил., 1 табл.
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ОБНАРУЖЕНИЯ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРА ПОДВИЖНЫХ АГРЕГАТОВ, состоящая из блоков пожарной сигнализации, устройства управления и размещенной на несущем основании установки пожаротушения, отличающаяся тем, что, с целью снижения массогабаритных характеристик, повышения быстродействия и надежности в работе, установка пожаротушения системы состоит из смонтированных под углом 10 - 30o к горизонтальной плоскости генераторов аэрозоля, размещенных на одинаковом расстоянии один от другого, рядами для ориентации вдоль бортов подвижного агрегата, при этом генераторы содержат заряды состава на основе нитрата калия, а их сопла ориентированы в одном ряду противоположно ориентации сопел другого ряда.
Авторы
Даты
1995-03-20—Публикация
1988-06-28—Подача