Известны способы изолирования магнитоироводов нанесением на поверхность листовой электротехнической стали различных изолирующих составов (оксидирование, фосфатирование, нокрытие алюмофосфатным раствором, вжигание MgO с последуюндим покрытием алюмофосфатом и т. п.).
Изоляционное покрытие наносят на отдельные отштампованные листы, которые затем собирают (шихтуют) в сердечник (пакет).
При изолировании отдельных отштампованных листов каждый вырубленный в листе паз изолируют по периметру. Эта изоляция ненадежна, так как изолирующий состав плохо держится на тонкой кромке. Кроме того, этот способ требует громоздкого оборудования, больших производственных площадей и трудозатрат.
Известны попытки изолирования стержней от сердечника нутем нанесения изоляции непосредственно на новерхность назов в собранных сердечниках (пакетах) ротора, например, изолирование пазов жидким стеклом. Этот способ также не внедрен в производство из-за ряда дефектов (вспучивание и разбрызгивание нленки жидкого стекла нри заливке в пазы расплавленного металла, низкие изолирующие свойства слоя, сложность технологии и др.).
предварительно очищают (обезжиривают) растворителями, что еще более осложняет технологический процесс.
Проводились так/же опыты изолирования сердечников роторов в сборе горячим алюмофосфатным составом с последуюихим обжигом пакетов перед заливкой алюмииием. Такая изоляционная пленка не дает сплошного покрытия изолируемой поверхности пазов («частичная изоляция), а переходное сопротивление «летка-лакет составляет ом/мм. Предлагаемый способ отличается тем, что, с целью получения сплошной тонкопленочной жаро- и термоударостойкой изоляции и упрощения процесса изолирования, термообработку алюмофосфатного состава с предварительно введенным в него минеральным наполнителем, например пы.яевидным кварцем КП-1 или КП-2, совмеп ают с заливкой пазов магнитопроводов рг.сплавлепщз1м металлом.
В изолнруюнип состав вводят алкнлфениловые эфиры полиэтиленгликолей в количестве 0,6-1% от веса связующего.
В нанесенном на поверхность пазов изоляционном нокрытии нроисходит химическая реа1 ция алюмофосфа1иой связки с железом сердечника и минеральным нанолнителем. Продукт реакции - изоляционная нленка, - необратимо отверждаясь в момент заливки под
плавленного металла, образует сплошной тонкий слой пазовой изоляции с необходимыми электрическими характеристиками. Переходное сопротивление клетка-пакет достигает ири этом 300 ом/мм.
В качестве исходного изоляционного материала используют водный раствор алюмофосфата с добавкой минерального наполнителя- маршалита (пылевидный кварц) и вспомогательных смачивающих веществ ОП-7 или ОП-10 в количестве 0,6-1%. от веса связующего, удаляющихся из покрытия при термообработке за счет деструкции.
Алюмофосфат получают растворением в ортофосфорной кислоте металлического алюминия.
Для удешевления процесса можно использовать отходы алюминия, получающиеся при заливке беличьей клетки.
Наполнитель обеспечивает, как указано выще, получение сплогпного слоя изоляции, а сма ива1ющие поверхностно-активные вещества п озволяют исключить предварительную и обезжиривание пакетов.
Этот состав можно наносить на поверхность пазов, по р-азЛичным технологическим схемам:
окунанием иакета (сердечника) в ванну с составом;
проливом состава через пазы пакета;
прокатыванием иакета в ванне с составом;
провертыванием пакета в ванне с составом.
Возможны и другие варианты.
После непродолжительной предварительной просушки сырого слоя изоляции в пазах при температуре окружающей среды сердечник (пакет) подвергают обычпому технологическому циклу заливки: подогревают до 500-600°С и заливают расплавленным металлом (например, алюминием при температуре порядка 700°С), который после остывания образует короткозамкнутую обмотку (беличью клетку) ротора.
На Московском электромеханическом заводе им. Владимира Ильича изготовлены и испытаны асинхронные короткозамкнутые электродвигатели новой серии до 100 кет с роторами, изолированными предлагаемым способом.
Испытания подтвердили эффективность нового способа изолирования. Переходное сопротивление в изолированных роторах возрастает в 150-250 раз, снижаются потери и улучшаются показатели двигателей.
Предмет изобретения
. Способ изолирования магнитоироводов, например пазов щихтованного сердечника короткозамкнутого ротора асинхронного электродвигателя, от токоведущих частей, получаемых заливкой в указанные назы расплавленного металла, путем нанесения на изолируемые поверхности состава на основе водного раствора ал10мофосфата с последующей его 5 подсущкой и термообработкой, отличающийся тем, что, с целью получения сплошной тонкопленочной жаро- и термоударостойкой изоляции и упрощения процесса изолирования, термообработку алюмофосфатного состава с предварительно введенным в него минеральным наполнителем, например пылевидным кварцем, совмещают с процессом заливки пазов магнитопроводов расплавленным металлом.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью совмещения процессов очистки пазов магнитопроводов с их изолированием, в изолирующий состав вводят алкилфениловые эфиры полиэтиленгликолей в количестве 0,6-
/о от веса связующего.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИЗОЛИРОВАНИЯ МАГНИТОПРОВОДОВ | 1971 |
|
SU306530A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ | 1998 |
|
RU2130681C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ | 1998 |
|
RU2127016C1 |
РОТОР АСИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2010 |
|
RU2436220C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОРОТКОЗАМКНУТОЙ ОБМОТКИ ТИПА БЕЛИЧЬЕЙ КЛЕТКИ В ЦИЛИНДРИЧЕСКОМ ОРГАНЕ РАБОЧЕЙ МАШИНЫ | 1936 |
|
SU52388A1 |
СИНХРОННО-АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2018 |
|
RU2752234C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА-РОТОРА АКСИАЛЬНЫХ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ-НАСОСОВ | 2014 |
|
RU2550087C1 |
АСИНХРОННЫЙ ТРЕХФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2018 |
|
RU2759161C2 |
Ротор асинхронного электродвигателя,создающего вращательное и поступательное движение | 1981 |
|
SU995219A1 |
Способ литья под давлением короткозамкнутого ротора электрической машины | 1989 |
|
SU1764804A1 |
Авторы
Даты
1966-01-01—Публикация