Известные устройства для управления разгоном и торможением электропривода по системе Г-Д с критическим самовозбуждением генератора выполнены с применением ииерцнонных элементов и не могут быть использованы для приводов с резко меняющейся нагрузкой, так как не обеспечивают ограничения момента двигателя при ударной нагрузке.
Предлагаемое устройство обеспечивает высокое быстродействие привода и ограничивает момент двигателя при ударной нагрузке. Это достигается тем, что параллельно добавочному сонротивлению в цепи параллельной обмотки возбуждения генератора включен быстродействуюпщй ключ, состоян.1,ий из выпрямительного моста, основного тиристора и вспомогательного, служащего для запирания основного. Управляющий электрод основного тиристора подключен через диод к выходу дифференцирующего трансформатора, включенного через выпрямитель на напряжение генератора, а управляющий электрод вспомогательного тиристора подключен через диод и стабилитрон к выходу дифференцирующего трансформатора, подключенного через выпрямитель к тахогенератору на валу двигателя нривода.
две обмотки возбуждения - независимую 3, питающуюся or усилителя 4, например магнитного, и обмотку параллельного возбуждения о, включенную на якорь генератора через
добавочное сопротивление. Усилитель генератора имеет две обмотки управления: задающую 6, питающуюся от промежуточного усилителя 7, и обмотку 8 отрицательной обратной связи по току якорной цепи, включенную на
падение напряжения в обмотках дополнительных полюсов и комнепсациопной генератора и двигателя. Усилитель 7, например магнитный, также нмеет две обмотки управления - задающую 9, подключенную к источнику постоянпого напрял ения U, и обмотку напряжения /О, осуществляющую отрицательную обратную связь по напряжению генератора. Величина и направление тока в обмотке 9 определяют величину скорости и паправлепие вращения двигателя 2. Благодаря нелинейности характеристики усилителя 7 обмотка 10 действует с отсечкой.
Параллельно добавочному сопротивлепию //, входящему в цепь обмотки 5, включен диодный ключ, состоящий из вентильного моста 12 и тиристора 13. Последний отпирается подачей на его управляющий электрод напряжения, снимаемого со вторичной обмотки дифференцирующего трансформатора 14 через ве1ггиль 15. Первичная обмотка этого трапсформатора через выпрямительный мост 16 пключена на якорь генератора /. Тиристор 13 запирается подачей импульса напряжения отрицателгзпой полярности на цепь анод-катод. Формирование этого импульса осуществляется импульсным трансформатором /7 в соЕюкуппости со вспомогательным тиристором 18 и конденсаторами 19 и 20. Тиристор 18 подключен к источнику нанряжения в направлении прямой проводимости. Его отпирание, приводяндее ,к запиранию тиристора 13, осун ествляется дифференцирующим трансформатором 21. Трансформатор 14 вырабатывает сигнал, пропорциональный скорости изменения напряжения генератора, а трансформатор 21, подключенный к тахогенератору, - сигнал, пропорциональный ускорению привода. Благодаря наличию в цепях обмоток трансформаторов вентилей 15, 16, 22 и 23 отаирание тиристора 13 возможно только в режиме разгопа привода, а тиристора 18 - ири замедлении.
Если тиристор 13 включен в режиме раз -оца привода и сопротивление // зашунт 1ровано, обмотка 5 обеспечивает режим критического самовозбуждения генератора. При ударпой нагрузке иа привод напряжение вторичной обмотки трансформатора 2} нревышает напряжение нробоя стабилитрона 24, и тиристор 13 включается. Конденсатор 20 разряжается через тиристор 18, в связи с чем на тиристоре 13 возникает запирающий импульс. В цепь обмотки 5 вводится добавочное сопротивление 11, в соответствие с величиной которого резко падает напряжение генератора /. При этом всплеск тока якорной цепи не превышает допустимого значения. В связи с наличием стабилитрона 24 тормозные режимы могут протекать н без введения сопротивления // ,в обмотку 5, если замедление привода происходит под влиянием |СпЬкойной нагрузки.
Кроме того, наличие стабилитрона 24 исключает толчки рекуперативного тока при торможении без нагрузки при введенном сопротивлении //.
При снятии ударной нагрузки, когда скорость двигателя растет, 1 ключается тиристор 13, а тиристор 18 отключается. Работа привода происходит с критическим самовозбуждепием.
Предмет изобретения
Устройство для управления разгоном н торможением электропривода по системе Г-Д с 11ритическим самовозбуждением генератора,
отличающееся тем, что, с целью повыщения быстродействия и О1раничения момента двигателя при ударной нагрузке, параллельно добавочному сонротивлению к цепи парал.чельной обмотки возбуждения генератора
включеН быстродействующий ключ, состоящий из выпрямительного моста, осповного тиристора и вспомогательного, .слулсащего для запирания основного, причем уира вляющий электрод осиовного тиристора подключен через
диод к выходу дифференцирующего траисформатора, включенного через выпрямитель иа напряжение геиератора, а управляющий электрод вспомогательного тиристора подключен через днод н стабилитрон к выходу дифференцирующего трансформатора, подключенного через выпрямитель к тахогенератору на валу двигателя привода.
I
Даты
1966-01-01—Публикация