ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ДОЗАПРАВКОЙ ТОПЛИВОМ В ПОЛЕТЕ Советский патент 1996 года по МПК B64D37/00 

Описание патента на изобретение SU1828027A1

Изобретение относится к авиации, а именно к топливным системам летательных аппаратов с дозаправкой топливом в полете.

Цель изобретения повышение надежности системы путем обеспечения прокачки крыльевых боковых отсеков после дозаправки летательного аппарата в полете для гарантированного перевода топливной системы из режима дозаправки в режим выработки.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема предложенной топливной системы с дозаправкой топливом в воздухе; на фиг. 2 вид А на фиг. 1 (отсек не заполнен); на фиг. 3 вид А на фиг. 1 (отсек заполнен).

Предложенная топливная система с дозаправкой топливом в полете содержит пневмогидравлическую систему принудительной продувки дополнительных отсеков крыльевых баков после дозаправки, обеспечивающую гарантированное заполнение расходных крыльевых отсеков топливом, необходимое для перевода всей топливной системы из режима дозаправки в режим выработки. Подсистема продувки используется как дублирующая на случай дозаправки летательного аппарата при отказавшей бортовой системе электроснабжения, но может применяться и как основная, так как выполняет все функции, необходимые для обеспечения подготовки крыльевых баков к дозаправке, а также реализует последозаправочную продувку и наполнение расходных отсеков топливом.

Предложенная система состоит из фюзеляжного расходного бака 1, расходного 2 и дополнительного 3 крыльевых баковых отсеков с клапанами отсечки 5, 6, с дренажным клапаном 7, трубопроводом наддува 8, электрического сигнализатора 9 окончания выработки расходного отсека 2, электромагнитных клапанов 10, заправочного на земле трубопровода 11, дозаправочного в полете трубопровода 12, бортового узла наземной заправки 13, дозаправочной в полете штанги 14, электрогидрокрана 15 уборки-выпуска штанги 14, преобразователя сигналов 16, блокировочного клапана 17, сливных клапанов 18, 19, замедлителя разрядки 20, обратных клапанов 21, 22, трубопровода перекачки топлива 23, клапана выработки 24, дросселей 25, командных трубопроводов 26, 27, 28, 29, дренажного трубопровода 30.

При выполнении полетов в штатном режиме без дозаправки баков в полете выработка крыльевых баков происходит за счет вытеснения топлива избыточным давлением нейтрального газа, например азота, поступающего по трубопроводами от агрегата наддува крыльевых баков через узел отсечки наддува 4. Нейтральный газ поступает в дополнительный отсек 3, создает в нем повышенное давление, которое по внутрибаковой трубе перекачки 23 передается в расходный отсек 2 и после этого через клапан выработки 24 в фюзеляжный расходный бак 1, из которого топливо перекачивается на вход в двигатель.

При выработке крыльевых баков первыми опорожняются дополнительные отсеки 3. После оголения заборного патрубка внутрибаковой трубы 23 в отсек 2 начинает поступать нейтральный газ. Под его давлением отсек 2 опорожняется. При этом в каждом отсеке 2 оголяются поочередно электрические сигнализаторы уровня 9 и формируют команды на запирание клапанов 10 раздельно для левого и правого крыльевых отсеков 2. Командное давление, подводимое через дроссели 25 к полостям управляемых клапанов отсечки 5, 6, перестает сливаться через электромагнитные клапаны 10, и клапаны 5, 6 поочередно запираются. Давление в крыльевых отсеках 2, 3 выравнивается по линии выработки с давлением в фюзеляжном расходном баке 1. В этом состоянии выработанные крыльевые баки остаются до конца полета.

При выполнении полетов с дозаправкой топливом в воздухе агрегаты всей топливной автоматики аппарата из режима работы при выработке переводятся в режим работы при дозаправке по сигналу появления давления в дозаправочном трубопроводе 12. По окончании дозаправки по сигналу пропадания давления в трубопроводе 12 агрегаты автоматически переводятся в режим выработки.

Исключение составляет работа автоматики отсечки наддува и включения дренажа крыльевых отсеков 2, 3 отсечным узлом 4.

После выпуска штанги 14 по команде от электрогидрокрана 15 на выходе преобразователя 16 появляется командное давление, которое через обратный клапан 21 поступает на вход исполнительного органа блокировочного клапана 17 и дежурит, ожидая открытия его запорного органа.

После стыковки заправляемого аппарата с самолетом-заправщиком в трубопроводе дозаправки 12 появляется давление дозаправки. Через обратный клапан 22 и трубопровод 27 давление подается к управляющим полостям сливных клапанов 18, 19 и блокировочного клапана 17. Через открытые сливные клапаны 18, 19 происходит сброс командного топлива из отсечных клапанов 5, 6, которые открывшись, соединяют крыльевые отсеки 3 через открывшийся одновременно дренажный клапан 7 в узле 4 с дренажным трубопроводом 30, обеспечивая вытеснение воздуха топливом в процессе дозаправки отсеков.

После окончания дозаправки, особенно в случае самопроизвольного рассоединения заправляемого аппарата и танкера, часть баков, в том числе и крыльевые, могут оказаться недозаправленными.

Сигнализаторы уровня 9 в крыльевых отсеках 2 при этом окажутся незатопленными и будут выдавать команды на отключение наддува отсеков 3 за счет запирания отсечных клапанов 5, 6 электромагнитными клапанами 10.

Таким образом, крыльевые отсеки 2, 3 после дозаправки не вырабатываются из-за отсутствия наддува. Для восстановления их выработки после дозаправки производится принудительная прокачка топливом отсеков 2. С этой целью запирание отсечных клапанов 5, 6 после дозаправки производится задержкой независимо от того, затоплены или нет сигнализаторы 9.

Задержка осуществляется клапанами 17, 18, 19, 21, 22 и замедлителем разрядки 20.

Включение агрегатов задержки 17, 18, 19, 20, 21, 22 происходит по сигналу появления давления в трубопроводе 12 в начале дозаправки, а отключение после уборки заправочной штанги 14 с дополнительной задержкой определяемой временем разрядки топлива через замедлитель 20.

Работа агрегатов задержки 17, 18, 19, 20, 21, 22 происходит в следующем порядке.

Как было сказано ранее, после выпуска штанги 14 на выходе преобразователя 16 появляется давление командного топлива, которое через обратный клапан 21 поступает на вход блокировочного клапана 17 и дежурит до отпирания его рабочего органа.

Отпирание клапана 17 происходит по сигналу появления давления в трубопроводе дозаправки 12, которое через обратный клапан 22 поступает в управляющие полости сливных клапанов 18, 19 и блокировочного клапана 17. Клапан 17 открывается, и командное давление с выхода его исполнительной полости через закольцовку 29 поступает в управляющие полости клапанов 17, 18, 19, блокируя их запирание при прекращении поступления давления из трубопровода 12 через обратный клапан 22.

После отстыковки заправляемого аппарата от танкера давление в дозаправочном трубопроводе 12 пропадает. Однако в управляющие полости блокировочного клапана 17 и сливных клапанов 18, 19 оно продолжает поступать от преобразователя 16 через обратный клапан 21 и блокировочную закольцовку 29 клапана 17. Клапаны отсечки 5, 6 в узле 4 при этом остаются открытыми до тех пор, пока не пропадет давление за преобразователем 16, то есть, иначе говоря, пока не будет убрана заправочная штанга 14. От агрегата наддува через узел 4 при этом происходит продувка нейтральным газом отсека 3, из которого топливо перекачивается в отсек 2. Таким образом осуществляется первая ступень задержки отключения наддува крыльевых баков.

Вторая ступень задержки работает после уборки штанги 14 и прекращения поступления командного давления по трубопроводу 26 через обратный клапан 21. Командное топливо, запертое обратными клапанами 21, 22 в управляющих полостях клапанов 17, 18, 19 медленно стравливается через замедлитель разрядки 20, обеспечивая дополнительную задержку процесса прокачки отсека 2 топливом для гарантированного затопления сигнализаторов 9. Затопленное состояние сигнализаторов 9 соответствует переводу агрегатов наддува и дренажа крыльевых отсеков 2, 3 в штатный режим выработки и окончательный переход всей топливной системы из режима дозаправки в режим выработки для продолжения полета.

Изобретение обеспечивает возобновление выработки баков при полном или частичном обесточивании бортовой системы энергоснабжения в процессе выполнения дозаправки. Тем самым существенно повышается работоспособность и надежность топливной системы летательного аппарата в целом. ЫЫЫ2

Похожие патенты SU1828027A1

название год авторы номер документа
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ДОЗАПРАВКОЙ ТОПЛИВОМ В ПОЛЕТЕ 1991
  • Наволоцкий Л.Н.
  • Слепнев В.К.
SU1798986A1
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА 1996
  • Наволоцкий Л.Н.
  • Дробышевский В.Г.
RU2134216C1
СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ ЗАПАСА ТОПЛИВА В КРЫЛЬЕВЫХ БАКАХ САМОЛЕТА ПРИ РАБОТЕ НА ЗЕМЛЕ 2009
  • Кузнецов Владимир Михайлович
  • Морозков Андрей Сергеевич
RU2435705C2
СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ ЗАПАСА ТОПЛИВА В КРЫЛЬЕВЫХ БАКАХ САМОЛЕТА ПРИ РАБОТЕ НА ЗЕМЛЕ (ВАРИАНТЫ) 2009
  • Кузнецов Владимир Михайлович
  • Морозков Андрей Сергеевич
RU2403179C1
СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ ЗАПАСА ТОПЛИВА В КРЫЛЬЕВЫХ БАКАХ САМОЛЕТА ПРИ РАБОТЕ НА ЗЕМЛЕ (ВАРИАНТЫ) 2009
  • Кузнецов Владимир Михайлович
  • Морозков Андрей Сергеевич
RU2435706C2
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА МАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА 1996
  • Наволоцкий Л.Н.
  • Дробышевский В.Г.
  • Евдокимов А.В.
RU2121944C1
СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ ЗАПАСА ТОПЛИВА В КРЫЛЬЕВЫХ БАКАХ САМОЛЕТА ПРИ РАБОТЕ НА ЗЕМЛЕ (ВАРИАНТЫ) 2009
  • Кузнецов Владимир Михайлович
  • Морозков Андрей Сергеевич
RU2438928C2
РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 1994
  • Бахмутов Аркадий Алексеевич
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Величко Игорь Иванович
  • Обухов Николай Александрович
  • Могиленко Владимир Иванович
RU2093698C1
Топливный отсек летательного аппарата с деформируемым расходным баком 2019
  • Калёнов Фёдор Юрьевич
RU2709641C1
БОРТОВАЯ ТОПЛИВОМЕРНО-РАСХОДОМЕРНАЯ СИСТЕМА МАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА С КОМПЕНСАЦИЕЙ ПО ДИЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРОНИЦАЕМОСТИ ТОПЛИВА 2006
  • Фурмаков Евгений Федорович
  • Петров Олег Федорович
  • Маслов Юрий Викторович
  • Петров Виктор Михайлович
  • Гаврилов Александр Георгиевич
RU2327615C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 828 027 A1

Реферат патента 1996 года ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ДОЗАПРАВКОЙ ТОПЛИВОМ В ПОЛЕТЕ

Изобретение относится к авиации, а именно к топливным системам летательных аппаратов с дозаправкой топливом в полете. Целью изобретения является повышение надежности системы путем обеспечения прокачки крыльевых баковых отсеков после дозаправки летательного аппарата в полете. Система содержит фюзеляжный бак 1, крыльевые баковые отсеки 2 и 3, преобразователь сигналов 16, электромагнитные клапаны 10, дозаправочный трубопровод 12, узел отсечки наддува крыльевых отсеков 4, блокировочный клапан 17, сливные клапаны 18 и 19, замедлитель разрядки 20. Параллельно дозаправочному трубопроводу смонтирована линия командного давления с обратным клапаном 22, подключенная после него к управляющим полостям блокировочного клапана 17 и сливных клапанов 18, 19 и к фюзеляжному расходному баку 1 через замедлитель разрядки 20. Вход блокировочного клапана 17 соединен через обратный клапан 21 посредством линии командного давления с исполнительной полостью преобразователя сигналов 16, сливные клапаны 18, 19 установлены параллельно электромагнитным клапанам 10, а управляющая полость блокировочного клапана 17 закольцевана с его выходной исполнительной полостью. 3 ил.

Формула изобретения SU 1 828 027 A1

Топливная система летательного аппарата с дозаправкой топливом в полете, содержащая фюзеляжный и крыльевой топливные баковые отсеки, преобразователь сигналов в линии выпуска и уборки штанги, электромагнитные клапаны, дозаправочный трубопровод, узел отсечки наддува крыльевых отсеков, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности системы путем обеспечения прокачки крыльевых баковых отсеков после дозаправки летательного аппарата в полете, система снабжена трубопроводом командного давления с блокировочным клапаном и обратными клапанами, а также сливными клапанами и замедлителем разрядки обратных клапанов, при этом трубопровод командного давления установлен параллельно дозаправочному трубопроводу и подключен после обратного клапана к управляющим полостям блокировочного клапана и сливных клапанов и к фюзеляжному расходному баку через замедлитель разрядки, вход блокировочного клапана соединен через обратный клапан посредством трубопровода командного давления с исполнительной полостью преобразователя сигналов, сливные клапаны установлены параллельно электромагнитным клапанам, а управляющая полость блокировочного клапана закольцована с его выходной исполнительной полостью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года SU1828027A1

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПЕРЕСТАНОВКИ ЛЕНТЫ В УКАЗАТЕЛЯХ ОСТАНОВОК 1914
  • Русинов В.А.
SU584A1

SU 1 828 027 A1

Авторы

Новолоцкий Л.Н.

Слепнев В.К.

Даты

1996-07-20Публикация

1990-11-20Подача