йий/. МХ-Гч
Изобретение относится к воздухоплавательной технике, а именно к аппаратам для подъема в атмосферу и последующего спуска и к способам осуществления их полета.
Целью изобретения является улучшение аэродинамических характеристик аппарата в условиях полета.
На фиг.1 изображен летательный аппарат в положении подъема в атмосферу; на фиг.2 - фрагмент отделившегося выключаемого баллона летательного аппарата в состоянии автономного спуска; на фиг.З - летательный аппарат в положении планирующего полета со снижением.
Летательный аппарат содержит заполняемые газом легче воздуха баллоны 1 и 2. Баллоны 1 являются постоянно функционирующими, как на участке подъема в атмосферу, так и при переводе аппарата в планирующий полет до полного снижения, а также, если необходимо, после завершения спуска. Баллон 2 выполнен выключаемым и предназначен для использования в качестве газонаполненного элемента только на участке подъема в атмосферу, по завершении которого предусматривается либо его разгерметизация при пассивном прикреплении к аппарату, либо его автономный полет или автономный спуск. Аппарат содержит стропы 3 баллонов 1 и, при необходимости, автономные стропы баллона (баллонов) 2, которые внизу объединены с лямками (условно не показаны) подвесной системы 4. Подвесная система 4 может.быть объединена с контейнером для полезного груза, например, для измерительной, телеметрической и передающей аппаратуры, или она может быть оборудована для откры- .тото подъёма аэронавтов в высотном снаряжении, либо снабжена герметичной гондолой для высотных подъемов людей с последующим длительным планирующим полетом.
Баллоны 1 выполнены профилированными в виде планирующих крыльев, кото- рые могут быть прямоугольными, треугольными, трапециевидными или Дельтообразными в плане с соответствующими аэродинамическими округлениями. В зоне наибольшего сближения друг с другом баллоны 1 соединены между собой посредством гибкой связи 5 с возможностью поворота, при этом баллоны 1 размещены симметрично относительно вертикальной плоскости. Стропы 3 преимущественно прикреплены со стороны нижней поверхности 6 баллонов 1 и лишь крайние из них могут быть прикреплены с заведением на верхнюю поверхность 7 баллонов 1; В положении подготовки к подъему и при подъеме в атмосферу стропы 3 избирательно с полным выбором свободной длины при сложенных вместе баллонах 1 зарифованы в систему 8
преимущественно в нижней части.аппарата, в зоне, примыкающей к подвесной системе 4, что обусловлено необходимостью облегченной ручной или автоматической разри- фовки строп 3 при переводе аппарата в
планирующий полет.
Выключаемый баллон 2 в исходном положении разъемно смонтирован поверх баллонов 1 и выполнен в виде серповидной в поперечном сечении накладки. Для его
5 разгерметизации и/или отсоединения от аппарата с целью изменения знака сплавной силы может быть использована в качестве управляющей, по крайней мере, одна из крайних или средних строп 3. Оболочки
0 баллонов преимущественно мягкие и могут быть снабжены внутренними, в том числе мягкими, формообразующими каркасами.
Работа летательного аппарата и осуществление способа его полета выглядит сле5 дующим образом. ..
Летательный аппарат; приведенный а исходное стартовое положение, со сложен-, ными вместе баллонами 1, зарифованными стропами 3, заполненными расчетным коли0 чеством газа постоянными и выключаемым баллонами 1 и 2 и загруженной подвесной системой 4 стартует ватмосферу. При достижении требуемой высоты аппарат перево- .дят. в планирующий полет путем
.5 выключенйя.системы 8 и разрифовки строп 3, включая одновременно с этим или после этого баллон 2. При этом возможны различные режимы изменения полета аппарата. Первый режим. Разрифовкой строп 3 и
0 приведением баллонов 1 в положение расправленных крыльев.при невыключенном баллоне 2 переводят аппарат в режим планирующего полета с набором высоты. Подъем замедляется, но при этом существенно
5 возрастает возможность маневров и эволюции со смещением в плане относительно точки старта. Последующим выключением баллона 2 переводят аппарат в режим планирующего полета со снижением, не пре0. пятствуя при необходимости увеличению удаления от точки старта. При этом создается возможность для частичной или полной компенсации ветрового сноса аппарата. Второй режим. Одновременной разри5 фовкой строп 3 и выключением баллона 2 аппарат переводят в планирующий полет со снижением. При этом незначительное уменьшение сплавной силы позволяет значительно увеличить длительность планирования.
Третий режим. Режим ускоренного покидания высотного эшелона атмосферы с последующим переходом и .планирующий полет. Для этого выключают баллон 2. не разрифовывая стропы 3. Аппарат, оставаясь с минимальным вертикальным аэродинамическим сопротивлением и получив необходимый дефицит сплавной силы, переходит в режим относительно ускоренного снижения. Затем по достижении требуемой высо- ты нахождения в атмосфере аппарат переводят в режим планирующего полета разрифовки строп 3.
Формула изобретения 1. Летательный аппарат, содержащий баллоны, заполненные газом легче воздуха, постоянно функционирующего и включаемого типов, стропы и подвесную систему, отличающийся тем, что, с целью улучшения аэродинамических характеристик аппарата, баллоны постоянно функционирующего типа выполнены каждый в виде крыла, соединены друг с другом посредством гибкой связи по одной из боковых поверхностей с возможностью взаимного поворота и размещены симметрично относительно вертикальной плоскости, при этом баллон выключаемого типа выполнен в виде накладки с серповидным в вертикальной плоскости сечением, объединяющей верхние части баллонов-крыльев.
2.Аппарат по п. 1,отличающийся тем. что в положении подъема слабина у
части строп выбрана через складки и зафиксирована с возможностью последующего высвобождения.
3.Способ полета летательного аппарата, включающий подъем на заданную высоту
и последующий спуск при изменении знака сплавной силы аппарата путем выключения из работы одного из баллонов, отличающийся тем. что на различных этапах подъема или спуска изменяют аэродинамическое сопротивление аппарата путем расправления или складывания баллонов постоянно функционирующего типа с переводом аппарата в режим планирующего полета при спуске.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Летательный аппарат | 1991 |
|
SU1834823A3 |
Летательный аппарат | 1991 |
|
SU1838176A3 |
Устройство для подъема в атмосферу и спуска груза | 1991 |
|
SU1834822A3 |
ПЛАНИРУЮЩИЙ АЭРОСТАТ | 1993 |
|
RU2104214C1 |
КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ С МЯГКИМ КРЫЛОМ | 2015 |
|
RU2584353C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ-ПАРАСТАТ | 2001 |
|
RU2207303C2 |
СПОСОБ РАЗВЕРТЫВАНИЯ И ВЫСОТНОЙ ПОДВЕСКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ И НЕСУЩИЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2009 |
|
RU2392188C1 |
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2023 |
|
RU2806574C1 |
СПОСОБ ВЫВЕДЕНИЯ ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ В КОСМОС МНОГОРАЗОВОЙ ТРАНСПОРТНО-КОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2331551C2 |
Способ подъёма в стартовое положение мягкого крыла летательного аппарата | 2023 |
|
RU2821148C1 |
Изобретение относится к воздухоплавательной технике. Целью изобретения является , улучшение аэродинамических характеристик летательного аппарата и повышение маневренности. Летательный аппарат содержит баллоны, заполненные газом легче воздуха, постоянно функционирующего типа 1 и выключаемого типа 2. стропы 3 и подвесную систему 4. Баллоны постоянно функционирующего типа 1 выполнены каждый в виде крыла, соединены друг с другом посредством гибкой связи по одной из боковых поверхностей с возможностью взаимного поворота и размещены симметрично относительно вертикальной плоскости. Баллон выключаемого типа 2 выполнен в виде накладки с серповидным в вертикальной плоскости сечением, объединяющей верхние части баллонов - крыльев 1. Кроме того, в положении подъема слабина у части строп 3 выбрана через складки и зафиксирована с возможностью последующего высвобождения. Способ полета летательного аппарата включает подъем на заданную высоту и последующий спуск при изменении знака сплавной силы аппарата путем выключения из работы одного баллона 2. При этом на различных этапах подъема или спуска изменяют аэродинамическое сопротивление аппарата путем расправления или складывания баллонов 1 постоянно функционирующего типа с одновременным переводом аппарата в режим планирующего полета. 2 с.п„ 1 з.п. ф-лы, 3 ил. г. 1/1 С оо со 00 ю 4 | IGO
фиг.г
6
фи&З
г .,
Аэростат | 1934 |
|
SU41353A1 |
кл | |||
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1993-08-15—Публикация
1991-04-01—Подача