Известные способы обнаружения витковых замыканий и замыканий на корпус обмоток якорей коллекторных электрических машин с уравнительными соединениями заключаются в том, что на коллектор подают импульсное напряжение и измеряют магнитные потоки с помопдью дат-шка.
Для повышения точности измерений и сокраш,ения времени на обнаружение дефектов предложено измерять магнитные потоки секций, соединенных между собой уравнителями, и сравнивать их, выявляя дефектную секцию по отклонению величины магнитного потока.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема подачи испытательного напряжения; на фиг. 2 - электрическа.я схема для измерения магнитного потока; на фиг. 3 показана зависимость магнитного потока от номера секции при замыкании между витками.
При отыскании дефектов в обмотках якорей импульсное напряжение от генератора J импульсных напряжений подают на коллектор 2 якоря 3 относительно корпуса.
Измеряют магнитный поток секции с помош;ью индукционного датчика, соединенного с измерительной схемой, представляющей собой импульсный усилитель, собранный по схеме с обш,им эмиттером, причем датчик занимает фиксированное положение, а якорь вращается.
При определении секции, имеющей витковое замыкание, или места замыкания между витками соседних секций, а также места обрыва цепи обмотки якоря или замкнутого витка секции, происшедшего при неправильной укладке секций, индукционный датчик фиксируют над теми частями секций якоря, которые расположены вне паза якоря, причем датчик устанавливают над секцией с максимальным магнитным потоком. Положение датчика заранее онределяют на бездефектном якоре при перемещении его над секциями и при неподвижном якоре. Промежуток между датчиком и секциями составляет 2-3 мм.
Датчики устанавливают воздушным зазором вдоль витков секции.
При отыскании места замыкания на корпус способ подачи импульсного напряжения на коллектор и измерительный прибор с индукционным датчиком тот же, что и при отыскании виткового замыкания. Индукционный датчик устанавливают над той секцией, на средний виток которой подают импульсное напряжение. Датчик воздушным зазором размещают вдоль среднего внтка этой секции.
Для отыскания замыканий между витками или на корпус, а также места неправильного соединения витков секций, приводящего к образованию короткозамкнутого витка, или обнивают магнитные потоки дефектной секции и секций, соединенных с нею уравнителями.
Работает схема имнульсного усилителя црибора следующим образом. При отсутствии в датчике L индуктированного имнульса отрицательной полярности транзистор Г заперт. Конденсатор С не заряжен, стр.елка индикатора И стоит на нуле. При появлении в датчике L импульса отрицательной полярности стрелка индикатора отклоняется на некоторое число делений шкалы в соответствии с изменением зарядного тока конденсатора С, который определяется длительностью имнульса на выходе усилителя.
При отсутствии дефекта в обмотке показания индикатора остаются постоянными для любой секции, проходящей нод датчиком.
Это объясняется тем, что любая секция, находясь под датчиком, характеризуется одним и тем же электрическим состоянием, в частности, постоянным значением магнитного потока.
При наличии в обмотке якоря дефекта типа внткового замыкания показания индикатора изменяются. При повороте якоря на 360° по показаниям индикатора находят секции, связанные уравнителями, для которых значения магнитных потоков минимальные.
Характер изменения магнитного потока при прохождении под датчиком дефектной секции и секций, связанных с нею уравнителями, зависит от того, какие витки дефектной секции замыкают.
При прохождении дефектной секции под датчиком изменение магнитного потока более резкое (см. фиг. 3 - непрерывные кривые),- больщой перепад между минимальными и
максимальными показаниями - чем при прохождении секций, соединенных уравнителями (пунктирные кривые).
При замыкании на корпус закономерность изменения магнитного потока такая же, как и при отыскании виткового замыкания. Разница в том, что минимумы показаний индикатора здесь более глубокие (до нуля индикатора).
При отыскании витковых замыканий или мест замыкания обмотки на корпус, например, Б четырехнолюсных мащинах, наблюдается два минимума показаний индикатора в соответствии с шагом уравнителя по коллектору.
Описываемый способ приемлем и для якорей, имеющих бандажи. При этом сначала убеждаются в наличии дефекта изоляции обмотки этим же способом, расположив датчик
над пазом якоря, а затем снимают бандаж и приступают к отысканию дефекта.
Предмет изобретения
Способ обнаружения витковых замыканий и замыканий на корпус обмоток якорей коллекторных электрических мащнн с уравнительными соединениями путем подачи имнульсного напряжения на коллектор и измерения магнитных потоков с помощью датчика, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и уменьшения времени на обнаружение дефектов, измеряют магнитные потоки секций, связанных мелсду собой уравнительными соединениями, и путем сравнения их выявляют дефектную секцию но отклонению величины магнитного потока.
3QQ
200
100
№-8итко
2 34 5 6 7
00
300
200
Н-Вит к а
N витка
1 234 567
I 234 56 7 fue 3
Даты
1967-01-01—Публикация