пульсного тока-сквозной ток. В началеиспытьтаемои обмотки ротора, кроме основной волны импульсного тока, имеет место его высокочастотная составляющая, обусловленная распределенными параметрами обмотки (индуктивностью и емкостью витков) . Высокочастотная составляю1дая,определяющая наибольшие значения продольного импульсного тока, к концу испытуемой обмотки полностью затухает. Отстроившись от поля, созданного высокочастотной составляюшей продольного импульсного тока и, измеряя ту составляющую, которая создана основной волной импульсного тока, обеспечивают постоянную чувствительность к витковым замыканиям вдоль всей испытьтаемои обмотки, в том числе и по высоте каждого паза. Отстройка от поля высокочастотной составляющей продольного импульсного тока достигается благодаря применению своеобразного способа измерения импульсных магнитных полей.
На фиг. 1 изображена схема для определения дефектной катушки в обмотке ротора; на фиг. 2 осциллограммы импульсов продольного тока в начале и конце испытуемой обмотки ротора (пунктиром показана основная волна импульсного тока сквозной ток); на фиг, 3 схема индикатора и ориентации индукционного датчика при испытаниях относительно паза основной обмотки ротора; на фиг. 4 - осциллограммы импульсов э.д.с. в индукционном датчике и импульсных напряже шй в измерительной схеме индикатора.
При испытаниях витковой изоляции обмоток, например роторов вентильных тяговых двигателей, периодически повторяющиеся импульсы испытательного напряжения подают от генератора импульсных напряжений (ГИН) 1 на один конец испытьтаемои обмотки 2, а второй ее конец соединяют с заземленным корпусом 3. Для испытания корпусной изоляции подача импульсного напряже1ШЯ остается той же, но второй конец испытуемой обмотки не заземляют, а роль заземления вьшолняет место дефекта изоляции 4.
Измерение уровней импульсного поля испытуемой обмотки осуществляют с помощью индукционного датчика 5 ориентируемого относительно обмотки ротора как показано на фиг. 1 и 3 и полупроводршковой преобразовательно-измерительной схемы (фиг. 3).
Основная волна импульсного тока существует вдоль всей обмотки и определяется полной индукгивностью испытуемой обмотки и параметрами разрядной цепи генератора импульсных напряжений и остается неизменной по форме вдоль всей длины обмотки. Высокочастотные колебания, имеюидае место на фронте основной волны тока (кривая 6 на фиг. 2), по мере приближения к заземленному концу затухают и в конце обмотки практически полностью отсутствуют (кривая 7). В индукционный датчик 5 трансформируются как высокочастотные колебания, так и основная волна импульсного тока в испытьшаемой обмотке ротора. Кроме того.
в датчике имеют место наводки от электростатической составляющей поля.
Отстроившись от высокочастотной и электростатической составляющей э.д.с. в датчике, можно измерять только ту магнитную составляющую э.д.с., которая создана основной волной продольного импульсного тока в испытьтаемои обмотке. Это достигается путем непосредственного подключения обмотки индукционного датчика 8 к переходу эмиттер- база транзистора 9 схемы индикатора (фиг.З). При этом исходная з.д.с. g преобразуется во входное напряжение Ug, формы которых приведены на фиг. 4.
Сравнительно низкое входное динамическое сопротивление транзистора в схеме индикатора в проводящем полностью состоянии демпфирует высокочастотную составляющую исходной э,д.с., обусловленную высокочастотной составляющей продольного импульсного тока и электростатической составляющей
импульсного поля испытуемой обмотки.
Таким образом, сформированное входное напряжение Ug( фиг. 4) определяется только магнитной составляющей импульсного поля, созданной основной волной тока 7 на фиг. 2 испытуемой обмотки ротора, что обеспечивает постоянную чувствительность к дефектам изоляции: практически одинаковые отрицательные части импульсов UBX вдоль всей обмотки ротора - первьш, средний, последний полюс ротора на фиг. 4.
Стрелочный индикаторный прибор 10 (фиг. 4) реагирует на среднее за период следования импульсов выходное напряжение УВЫХ измерительной схемы, форма которых практически неизменна при отсутствии виткового замыкания вдоль всей обмотки
ротора (кривая 11 на фиг. 4). Там же приведены кривые Квых при наличии витковых замыканий.
Для определения места виткового замьпсания (дефектной катущки) индукционный датчик 5 индикатора ориентируют, как показано на фиг. 1 и 3,
над любым пазом основной обмотюи ротора. Причем выбирают ту полярность датчика, при которой показания индикатора наибольпше. При отсутствии виткового замыкания в катупже данного паза показания индикатора максимальные для данной величины испытательного напряжения.
Переставляя датчик над каждым пазом, меняя его полярность в соответствии с направлением тока в основной обмотке ротора (фиг. 1), находят два паза с наименьпшм уровнем импульсного поля по
наименьшим показаниям индикатора. В этих пазах и будет лежать дефектная катупжа.
В процессе отыскания места виткового замьпсания необходимо учитьшать, что низкие уровни импульсного магнитного поля такой же величины,
как и над пазом с дефектной катушкой, имеют место между каждым пазом основной и пазом демпферной обмотки ротора (над зубцами пазов ротора 12), что является проявлением размагничивающего действия короткозамкнутых контуров
демпферной обмотки 13.
С целью обеспече1шя более равномерного (по величине) воздействия испытательных междувитковых напряжений осуществляют испытания в два приема, изменяя генераторньш и заземленный конць1 испытуемой обмотки.
При отыскании места пробоя изоляции относительно корпуса испытательная и измерительная аппаратура и ориентация индукционного датчика относительно ротора те же, что и для случая испытания витковой изоляции (фиг. 1 и 3).
Изобретение может быть применено не только для неявнополюсных роторов с демпферной обмоткой тяговых двигателей электровозов, но и для испытания изоляции роторов других типов электрических машин.
Формула изобретения Способ испытания витковой и корпусной изоляции обмоток неявнополюсных роторов с демпферной обмоткой электрических машин переменного тока путем подачи импульсного испытательного напряжения на один из концов обмотки относительно корпуса с последующей индикацией дефекта по уровню импульсного поля, отличающийся тем, что, с целью возможности определения дефектной катушки в обмотке ротора, создают режим короткого замыкания для контролируемой обмотки, измеряют магнитную составляющую поля над каждым пазом, созданную основной волной импульсного тока, и по минимуму показаний индикатора судят о месте повреждения.
.
а
-
Фиа.Г
73
IZD CZI
I I I I
I I
Ы
ПерЁый
Ьид напртени
Последний
Средний
1
1Л,,x
e-LjsH i
Авторы
Даты
1976-10-05—Публикация
1970-09-28—Подача