УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ, СЛЕЖЕНИЯ И КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Советский патент 1973 года по МПК B61B5/18 

Описание патента на изобретение SU215255A1

Известные устройства для контроля, слежения и стимуляции работоспособности водителя транспортного средства (например, машиниста локомотива) содержат источники светового и звукового раздражения, датчик обратной связи, программный и регистрирующие приборы.

В предлагаемом устройстве установлены контрольные блоки первой и второй ступени и коммутатор программирующего устройства. Это позволяет производить непрерывную оценку времени ответной реакции водителя и сравнения этого времени с предварительно установленным временем реакции первой и второй ступени снижения работоспособности.

Для повышения работоспособности водителя при превышении времени его ответной реакции заданного времени первой ступени в устройстве установлен пневматический раздражитель, например вентилятор.

Для остановки транспортного средства с помощью автостопа без участия водителя при превышении времени его ответной реакции заданного времени второй ступени в устройстве установлена схема включения автостопа.

Схема ложного включения датчика обратной связи, имеющаяся в устройстве, вырабатывает сигнал необходимости остановки транспортного средства при ложном, ошибочном или патологическом длительном включении датчика обратной связи.

Световой раздражитель выполнен в виде плоского световода, в торце которого установлены рабочие лампы и запасные, автоматически подключающиеся при выходе из строя рабочих ламп, что удобнее для расположения раздражителя в рабочем поле водителя и повышает надежность.

На чертеже изображена блок-схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит световой раздражитель 1, предназначенный для проверки зрительного анализатора водителя. Он представляет собой плоский световод (например, узкую полоску, изготовленную из плексигласа). У торца световода смонтирован револьвер с несколькими патронами для ламп, установленных так, чтобы свет падал от них только на световод. Часть ламп - рабочая, а часть - запасная. Схема питания ламп предусматривает автоматическое переключение при сгорании рабочих ламп. Степень освещенности раздражителя при изменении освещенности кабины меняется при помощи фотосопротивлений. Световой раздражитель 1 крепится в рабочем поле зрения машиниста.

Датчик 2 обратной связи - кнопка, работающая при нажатии пальцем, он предназначен для включения устройства учета времени ответной реакции.

Контрольный блок 3 первой ступени используется для оценки времени ответной реакции машиниста и принятия решения об изменении программы и включении стимулятора. Блок 3 - реле времени для осуществления трех рабочих программ:

а) если время ответной реакции не превышает заданного времени первой ступени, то программирующий прибор 4 подает нечастые сигналы на световой раздражитель 1;

б) если время ответной реакции превышает заданное время первой ступени, но не превышает времени второй ступени, то подается импульс на программирующий прибор, изменяющий скорость подачи импульсов на световой раздражитель 1;

в) если время ответной реакции превышает заданное время второй ступени, то включается блок стимулятора 5.

Стимулятор используется для повышения тонуса высшей нервной деятельности машиниста. Он состоит из двух устройств, включающихся одновременно: звукового раздражителя (сирены) и пневматического раздражителя, например, вентилятора. Стимулятор включается при подаче на него импульса из блока 3, одновременно при этом включается контрольный блок 6 второй ступени и регистрирующий прибор 7.

Контрольный блок 6 второй ступени предназначен для оценки времени ответной реакции после включения стимулятора 5. Блок 6 - реле времени для осуществления двух рабочих программ:

а) если время ответной реакции водителя не превышает заданного времени второй ступени, то подается импульс на программирующий прибор 4, включающий аварийную программу и подающий одновременно импульс на регистрирующий прибор 7;

б) если время ответной реакции превышает заданное время второй ступени, то включается автостоп 8 и одновременно регистрирующий прибор 7.

В качестве регистрирующего прибора используется лента скоростомера, на которой регистрируется включение контрольного блока 6 второй ступени при разных режимах.

Программирующий прибор 4 предназначен для регулирования интервалов подачи сигналов на световой раздражитель 1 и представляет собой коммутатор, механическое или электронное реле времени, обеспечивающее переключение трех разных режимов работы: нормальный, ускоренный, аварийный.

Устройство осуществляет работу по одному из четырех режимов, которые включаются автоматически, в зависимости от времени ответной реакции водителя на включение раздражителя.

Нормальный режим (для бодрого состояния водителя). Программирующий прибор 4 подает импульс на световой раздражитель 1. Ответная реакция (нажатие кнопки датчика 2 обратной связи) подает импульс на блок 3. Если не превышен заданный интервал времени, регистрирующий прибор 7 подает импульсы на световой раздражитель 1 согласно программе.

Ускоренный режим. Включается при умеренной задержке времени ответной реакции, измеряемой блоком 3. При этом импульс с блока 3 включает ускоренный ритм прибора 7 на 5-6 циклов. После этого программа переключается на нормальный ритм.

Аварийный режим. Включается блоком 3 при значительном превышении заданного уровня времени ответной реакции. При этом импульс с блока 3 поступает на блок 6 и включается аварийный ритм (более часто посылаются импульсы на световой раздражитель 1 программного устройства).

По истечении 5-6 циклов программа переключается на нормальный ритм.

Если не будет поступления импульсов с датчика 2 обратной связи в аварийном режиме в течение определенного времени, включается автостоп 8.

Ложное включение обратной связи. Если с датчика 2 обратной связи будут поступать импульсы в тот момент, когда раздражитель 1 не работает, то через определенное время сработает автостоп 8, включаемый специальной схемой, установленной в блоке 6.

Похожие патенты SU215255A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И СТИМУЛЯЦИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1970
SU280757A1
Устройство для контроля работоспособности оператора 1977
  • Пятков Юрий Павлович
  • Соколов Борис Николаевич
SU743012A1
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ И АНАЛИЗА ВЫЗВАННОЙ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА ИСПЫТУЕМОГО 2003
  • Альбертин С.В.
RU2266043C2
Система контроля работоспособности экипажа автомобиля для перевозки специальных грузов 2018
  • Андреев Алексей Дмитриевич
  • Дубинин Эдуард Борисович
  • Каралюн Виталий Юлианович
  • Верченко Виктор Викторович
RU2704647C1
РЕФЛЁКСОМЕТР 1967
SU204493A1
ПРИБОР ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙСПОРТСМЕНА 1970
SU268770A1
ПРИБОР ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОЖНО-ГАЛЬВАНИЧЕСКИХРЕАКЦИЙ 1967
SU195039A1
Электронный измеритель длительности латентного периода рефлекторной деятельности 1960
  • Горшков С.И.
  • Куликов К.Н.
SU133169A1
Устройство для исследования нервно-мышечной системы 1990
  • Максименко Людвиг Александрович
SU1827171A1
СПОСОБ РАСПОЗНАВАНИЯ ТИПА ТКАНИ И АППАРАТ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 1995
  • Складнев Виктор Николаевич
  • Виктор Малькольм Копплсон
  • Беван Лесли Рейд
RU2138192C1

Иллюстрации к изобретению SU 215 255 A1

Формула изобретения SU 215 255 A1

1. Устройство для стимуляции, слежения и контроля работоспособности водителя транспортного средства, содержащее источники светового и звукового раздражения, датчик обратной связи, программный и регистрирующие приборы, отличающееся тем, что, с целью непрерывной оценки времени ответной реакции водителя и сравнения этого времени с предварительно установленным временем реакции первой и второй ступени снижения работоспособности, в нем установлены контрольные блоки первой и второй ступени и коммутатор программирующего прибора.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью повышения работоспособности водителя при превышении времени его ответной реакции заданного времени первой ступени, в нем установлен пневматический раздражитель, например вентилятор.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью остановки транспортного средства автостопом без участия водителя при превышении времени его ответной реакции заданного времени второй ступени, в нем установлена схема включения автостопа.

4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью выработки сигнала о необходимости остановки транспортного средства при ложном, ошибочном или патологическом длительном включении датчика обратной связи, в нем установлена схема ложного включения датчика обратной связи, выходной сигнал которой подается на схему включения автостопа.

5. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью удобства расположения в рабочем поле водителя и повышения надежности, световой раздражитель выполнен в виде плоского световода, в торце которого установлены рабочие лампы и запасные, автоматически подключающиеся при выходе из строя рабочих ламп.

SU 215 255 A1

Авторы

Головченко Г.И.

Чернуха Н.Т.

Мадиевский Ю.М.

Генес В.С.

Моисеенко Б.И.

Шейко И.Г.

Максименко С.Е.

Подчесов Э.Н.

Даты

1973-07-23Публикация

1966-03-24Подача