Известные устройства для контроля, слежения и стимуляции работоспособности водителя транспортного средства (например, машиниста локомотива) содержат источники светового и звукового раздражения, датчик обратной связи, программный и регистрирующие приборы.
В предлагаемом устройстве установлены контрольные блоки первой и второй ступени и коммутатор программирующего устройства. Это позволяет производить непрерывную оценку времени ответной реакции водителя и сравнения этого времени с предварительно установленным временем реакции первой и второй ступени снижения работоспособности.
Для повышения работоспособности водителя при превышении времени его ответной реакции заданного времени первой ступени в устройстве установлен пневматический раздражитель, например вентилятор.
Для остановки транспортного средства с помощью автостопа без участия водителя при превышении времени его ответной реакции заданного времени второй ступени в устройстве установлена схема включения автостопа.
Схема ложного включения датчика обратной связи, имеющаяся в устройстве, вырабатывает сигнал необходимости остановки транспортного средства при ложном, ошибочном или патологическом длительном включении датчика обратной связи.
Световой раздражитель выполнен в виде плоского световода, в торце которого установлены рабочие лампы и запасные, автоматически подключающиеся при выходе из строя рабочих ламп, что удобнее для расположения раздражителя в рабочем поле водителя и повышает надежность.
На чертеже изображена блок-схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит световой раздражитель 1, предназначенный для проверки зрительного анализатора водителя. Он представляет собой плоский световод (например, узкую полоску, изготовленную из плексигласа). У торца световода смонтирован револьвер с несколькими патронами для ламп, установленных так, чтобы свет падал от них только на световод. Часть ламп - рабочая, а часть - запасная. Схема питания ламп предусматривает автоматическое переключение при сгорании рабочих ламп. Степень освещенности раздражителя при изменении освещенности кабины меняется при помощи фотосопротивлений. Световой раздражитель 1 крепится в рабочем поле зрения машиниста.
Датчик 2 обратной связи - кнопка, работающая при нажатии пальцем, он предназначен для включения устройства учета времени ответной реакции.
Контрольный блок 3 первой ступени используется для оценки времени ответной реакции машиниста и принятия решения об изменении программы и включении стимулятора. Блок 3 - реле времени для осуществления трех рабочих программ:
а) если время ответной реакции не превышает заданного времени первой ступени, то программирующий прибор 4 подает нечастые сигналы на световой раздражитель 1;
б) если время ответной реакции превышает заданное время первой ступени, но не превышает времени второй ступени, то подается импульс на программирующий прибор, изменяющий скорость подачи импульсов на световой раздражитель 1;
в) если время ответной реакции превышает заданное время второй ступени, то включается блок стимулятора 5.
Стимулятор используется для повышения тонуса высшей нервной деятельности машиниста. Он состоит из двух устройств, включающихся одновременно: звукового раздражителя (сирены) и пневматического раздражителя, например, вентилятора. Стимулятор включается при подаче на него импульса из блока 3, одновременно при этом включается контрольный блок 6 второй ступени и регистрирующий прибор 7.
Контрольный блок 6 второй ступени предназначен для оценки времени ответной реакции после включения стимулятора 5. Блок 6 - реле времени для осуществления двух рабочих программ:
а) если время ответной реакции водителя не превышает заданного времени второй ступени, то подается импульс на программирующий прибор 4, включающий аварийную программу и подающий одновременно импульс на регистрирующий прибор 7;
б) если время ответной реакции превышает заданное время второй ступени, то включается автостоп 8 и одновременно регистрирующий прибор 7.
В качестве регистрирующего прибора используется лента скоростомера, на которой регистрируется включение контрольного блока 6 второй ступени при разных режимах.
Программирующий прибор 4 предназначен для регулирования интервалов подачи сигналов на световой раздражитель 1 и представляет собой коммутатор, механическое или электронное реле времени, обеспечивающее переключение трех разных режимов работы: нормальный, ускоренный, аварийный.
Устройство осуществляет работу по одному из четырех режимов, которые включаются автоматически, в зависимости от времени ответной реакции водителя на включение раздражителя.
Нормальный режим (для бодрого состояния водителя). Программирующий прибор 4 подает импульс на световой раздражитель 1. Ответная реакция (нажатие кнопки датчика 2 обратной связи) подает импульс на блок 3. Если не превышен заданный интервал времени, регистрирующий прибор 7 подает импульсы на световой раздражитель 1 согласно программе.
Ускоренный режим. Включается при умеренной задержке времени ответной реакции, измеряемой блоком 3. При этом импульс с блока 3 включает ускоренный ритм прибора 7 на 5-6 циклов. После этого программа переключается на нормальный ритм.
Аварийный режим. Включается блоком 3 при значительном превышении заданного уровня времени ответной реакции. При этом импульс с блока 3 поступает на блок 6 и включается аварийный ритм (более часто посылаются импульсы на световой раздражитель 1 программного устройства).
По истечении 5-6 циклов программа переключается на нормальный ритм.
Если не будет поступления импульсов с датчика 2 обратной связи в аварийном режиме в течение определенного времени, включается автостоп 8.
Ложное включение обратной связи. Если с датчика 2 обратной связи будут поступать импульсы в тот момент, когда раздражитель 1 не работает, то через определенное время сработает автостоп 8, включаемый специальной схемой, установленной в блоке 6.
1. Устройство для стимуляции, слежения и контроля работоспособности водителя транспортного средства, содержащее источники светового и звукового раздражения, датчик обратной связи, программный и регистрирующие приборы, отличающееся тем, что, с целью непрерывной оценки времени ответной реакции водителя и сравнения этого времени с предварительно установленным временем реакции первой и второй ступени снижения работоспособности, в нем установлены контрольные блоки первой и второй ступени и коммутатор программирующего прибора.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью повышения работоспособности водителя при превышении времени его ответной реакции заданного времени первой ступени, в нем установлен пневматический раздражитель, например вентилятор.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью остановки транспортного средства автостопом без участия водителя при превышении времени его ответной реакции заданного времени второй ступени, в нем установлена схема включения автостопа.
4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью выработки сигнала о необходимости остановки транспортного средства при ложном, ошибочном или патологическом длительном включении датчика обратной связи, в нем установлена схема ложного включения датчика обратной связи, выходной сигнал которой подается на схему включения автостопа.
5. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью удобства расположения в рабочем поле водителя и повышения надежности, световой раздражитель выполнен в виде плоского световода, в торце которого установлены рабочие лампы и запасные, автоматически подключающиеся при выходе из строя рабочих ламп.
Авторы
Даты
1973-07-23—Публикация
1966-03-24—Подача