Изобретение относится к области медицины, а именно к устройствам для контроля и стимуляции работоспособности водителей транснортных средств. По основному авт. св. № 215255 известно устройство Л(ля контроля и стимуляции работоспособности водителя транспортного средства, содержащее световой раздражитель, датчик обратной связи, контрольные блоки, регистрирующий прибор и автостоп. Контроль и стимуляция с помощью этого устройства проводились вне зависимости от занятости водителя в соответствии с его рабочими операциями, что приводило к повышению нагрузок и быстрой утомляемости водителя. Настоящее изобретение расширяет область применения устройства по авт. св. № 215255 и в отличие от иего позволяет предотвратить совпадение ио времени сигналов светового раздражения с рабочими операциями, вьшолняемыми водителем. Это достигается тем, что в устройстве содери ится система, блокирующая механизмы управления и тормоза транспортного средства с программным механизмом светового разл;ражителя. Кроме того, во избежание аварийных ситуаций при движении транспортного средства в устропстве может быть использован блок-сумматор, нака пливающий определенное количество замедленных реакций водителя и включающий автостоп после того, как это количетво превысит -заращее заданный предел. На чертеже изображена блок-схема предлагаемого устройства. Устройство содержит световой раздражитель /, закрепленный в рабочем ноле зрения водителя, датчик 2 обратной связи, контрольный блок 3 первой ступени, програмлшый механизм 4, блок 5 стимулятора, контрольный блок 6 второй ступени и регистрирующий прибор 7. Датчик 2 обратной связи выполнен s виде кнопки, которая включается при нажатии пальцем, и предназначен Для учета времени ответной реакции. Контрольный блок 3 первой ступени служит для оценки времени ответной реакцин водителя и принятия решения об изменении программы. С помощью эгого блока осуществляются три рабочие программы:1)если время ответиой реакц1 и не превышает заданного времени, то нрограммный механизм 4 подает сигналы на световой раздражитель / через большой интервал времени; 2)если время ответной реакции превышает время, заданное блоком 3 первой стунени, но не нревышает времени, заданного блоком 6 второй ступени, то подается нлгпульс на програмл ный механизлг 4, изменяющий скорость
подачи им.пульсов на световой раздражитель 1;
3) если время ответной реакции превышает время, заданное блоком 6 второй ступени, то включается блок 5 стимулятора.
Стимулятор используется для повышения топуса высшей нервной деятельности водителя. Он состоит из звукового .и пневматического раздражителей, включающихся одновременно. В одно время с блОКом 5 €тИ|МЗлято:ра включаются 1ко,нт,роль.ный блок б второй ступени и регистрирующий прибор 7. Блок 6 предназначеи оценки времени ответной реакции после выключения блока 5 стимулятора. С помощью реле времени -блока 6 осуществляются две рабочие программы:
1)если время ответной реакции водителя не превышает времени, заданного блоком 6 второй ступени, то подается имнульс на программный, механизм 4, включающий аварийную программу и подающий одновременно импульс на регр1стрирующий прибор 7;
2)если время ответной реакции превышает время, заданное блоком 6, то включаются автостоп 8 и одновременно регистрируюн.и1Й прибор 7.
Программный механизм 4 предназначен для регулирования интервалов между подачей сигналов на световой раздражитель / и представляет собой .коммутатор, механическое или электронное реле времени, обеспечивающее переключение на три режима работы: нормальный, зскоренный и аварийный.
При нормальном режиме работы программный механизм 4 лодает импульс на с-ветовой раздражитель 1. Ответная реакция водителя- нажатие кнопки датчика 2 обратной связи. При этом механизм 4 подает импульс на блок 3, и если не превытеи заданный интервал времени, то импульсы подаются на световой раздражитель / согласно заданной программе.
При ускоренном режиме, включаемом при умеренной задержке времени ответной реакции, импульс с блока 3 включает программный механизм 4 на пять-шесть циклов ускоренного режима, после чего режим переключается на нормальный.
При аварийном режиме, включаемом при значительном превышении заданного времени ответной реакции, импульс с блока 5 поступает на контрольный блок 6 второй ступени. Б
случае отсутствня ответной реакции G течение определенного времени включается автостол 8.
Контрольный блок 6 второй ступени в случае поступления сигнала датчика 2 обратной связи в тот момент, когда световой раздражигель 1 не работает, включает автостоп 8.
Устройство работает ,в зависимости от физиологических функций водителя 9.
В устройстве имеется блок-сумматор 10 для подсчета ответов водителя с опасно низкой скоростью реакции. Если последующий ответ произведен с нормальной скоростью реакции, то блок-сумматор сбрасывается «а нуль--заниженная реакция была случайной. Если счет блол -сумматора превышает определениое число ответов с пониженной скоростью реакции, го OPI подает сигнал на автостоп 8. Блок-сумматор 10 включается в работу от сигнала с
контрольного блока 6.
Для разделения по .времени сигналов свеТО.ВОГО раздражителя и рабочих операций водителя тра.нспортного средства в устройстве предусмотрен блок 11 занятости, который
создает импульсную подпитку конденсаторов коммутатора программного механизма 4 и запирает выход его сигнала на световой раздражитель. Блок 11 занятости включается от датЧИ.КОВ, расположенных на механизмах управления транснортньтм средством и тормозных устройствах.
Предмет изобретения
1. Устройство для контроля и стимуляции
работоспособности воД|Ителя транспортного
средства по авт. св. № 215255, отличающееся
.тем, что, с целью предотвращения совпадения
по -времени сигналов светового раздражителя
с -рабочими операциями водителя, в устройстве содержится система, блокирующая механизмы управления и тормоза транспортного средства с программным механизмом светового раздражителя.
2. Устройство по -п. 1, отличающееся тем, что, с целью предотвращения аварийных ситуаций во время движения транспортного средства, в устройстве содержится блок-сумматор, накапливающий определенное количество замедленных реакций водителя и включающ-ий автостоп после того, как это количество -превысит заранее заданный предел.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ, СЛЕЖЕНИЯ И КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1966 |
|
SU215255A1 |
Устройство для контроля работоспособности оператора | 1977 |
|
SU743012A1 |
Устройство для исследования реакции организма на раздражение | 1973 |
|
SU745504A1 |
Система контроля работоспособности экипажа автомобиля для перевозки специальных грузов | 2018 |
|
RU2704647C1 |
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ УРОВНЯ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ МНОГООСНОГО ШАССИ | 2019 |
|
RU2741932C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ | 2003 |
|
RU2264235C2 |
Способ дополнительной индикации и управления движением | 2017 |
|
RU2676593C2 |
Способ непрерывного контроля психофизиологического состояния водителей, перевозящих опасные грузы и пассажиров по дорогам общего пользования, система, его реализующая, и блок обработки и управления, используемый в ней | 2015 |
|
RU2662293C2 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ДВИЖУЩИХСЯ ДРУГ ЗА ДРУГОМ ПО ОДНОЙ ПОЛОСЕ | 2023 |
|
RU2822940C1 |
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЗАСЫПАНИЯ ОПЕРАТОРА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЗАСЫПАНИЯ ОПЕРАТОРА | 2001 |
|
RU2197177C1 |
Даты
1970-01-01—Публикация