ДАТЧИК СКОРОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЕТРА Советский патент 1969 года по МПК G01P5/07 G01P13/02 

Описание патента на изобретение SU243970A1

Известны датчики скорости и направления ветра, содержащие ветроприемник в виде воздушного винта, обтекаемый корпус с хвостовым оперением в качестве флюгарки, дифференциальный механизм, приводимый во вращение от ветроприемника, « импульсный преобразователь.

Целью изобретения является упрощение конструкции датчика и повышение его надежности.

Это достигается тем, что в нем дифференциальный механизм выполнен в виде двух кинематических пар с различным передаточным соотношением, ведомые шестерни которых размещены на двух соосных валах, несущих кодовые диски, взаимодействующие с импульсаторами импульсного преобразователя на кольцевых ферритовых сердечниках.

На фиг. 1 схематически изображен датчик скорости « направления ветра; на фиг 2 - его разрезы по А-А, Б-Б, В-В « Г-Г.

Датчик содержит воздушный винт 1, насаженный на вал 2, и флюгер 3, закрепленный на корпусе 4.

Под воздействием воздушного потока флюгер 3 устанавливается так, что его продольная ось совпадает с направлением ветра, а плоскость винта / оказывается ему перпендикулярной. Винт / вращается со скоростью, пропроциональной скорости ветра, его вращение

передается с передаточным отношением 1 : 1 через вал 2 и конические шестерни 5 и 5 на вал 7.

На валу 7 укреплен латунный диск 8 с ирорезью 9. Когда лрорезь 9 входит в зазор импульсатора 10 (см. фиг. 2), последний возбуждается и выдает импульс напряжения. Таким образом, механическое вращение диска 8 преобразуется В последовательность импульсов,

частота которых равна скорости вращения винта, т. е пропорциональна скорости ветра.

Вращение винта 1 передается, кроме того, с передаточным отношением 1 :2 от шестерни // к шестерне 12. На ступице шестерни 12 укреплен диск 13 с прорезями М и 15 (см. фиг. 2), выполненными на диаметрально противоположных краях диска 13. Диск 75 входит в зазор импульсатора 16, и импульсатор 16 возбуладается два раза за один о.борот диска 13.

Но поскольку диск 13 вращается в два раза медленнее винта /, частота повторения импульсов иа выходе «мпульсатора 16 оказывается равной скорости вращения винта 1. Если флюгер 3 неподвижен, то можно установить, что при его некотором начальном положении импульсные последовательности на выходах импульсаторов 10 и 16 совпадают по фазе. При повороте флюгера 3 относительно основания 17 в конических передачах 5-6,

ния, т. е. на вращение шестерен 6 и 12, обусловленное вращением винта /, накладывается дополнительное движение поворота флюгера 3 вместе с винтом 1 и валом 2 относительно вертикальной оси датчика.

В результате диски 13 и 8 получают дополнительный поворот на угол, равный углу поворота флюгера 3, « в них из-за различия передаточных отношений конических передач 5-6, 11-12 возникает рассогласование по фазе.

Импульсные последовательности на выходах импульсаторов 10 и 16 также оказываются сдвинутыми ио фазе на угол, равный углу поворота флюгера 5. Импульсатор 18, аналогичный импульсатору 10, позволяет получить дополнительное начало отсчета направления, необходимое при измерении осредненного направления ветра.

На валу 7 закреплены, кроме того, доп.олнительные диски 19 и 20. Диск 19 взаимодействует с импульсатором 21 и имеет большое количество пазов, поэтому на выходе имяульсатора 21 за один оборот винта образуется большое количество импульсов, привязанных по фазе к сигналам импульсатора 16. Количество этих импульсов во временном интервале между сигналами от импульсаторов 10 и 16 пропорционально углу поворота флюгера 3 независимо от скорости ветра. Диск 20, выполненный с вырезом в виде сектора 180°, развернутого относительно диска 8 на 90°, взаимодействует с импульсатором 22.

На выходе -импульсатора 22 при работе датчика получается последовательность импульсов, сдвинутых по фазе на 90° относительно сигнала с импульсатора 10, причем длительность импульсов равна половине периода их следования. Совпадение оо времени сигналов с импульсаторов 10 и 22 или 18 и 22 может служить при измерении осредненного направления критерием для выбора начальной отсчетной точки, наиболее удаленной от углового положения флюгера 3 в начале измерения.

Импульсаторы 10, 16, 18, 21, 22 закреплены на основании 17. При измерении среднего направления это необходимо для исключения ошибок, которые возникают во время прохождения направления через начало отсчета, так как направление является фунщ-ией разрывной.

Таким образом, направление ветра преобразуется в фазовый сдвиг двух импульсных последовательностей.

Дополнительный генератор импульсов на диске 19 с :большим количеством пазов позволяет производить цифровой отсчет направления за каждый оборот ветроприемника, а электрическая индикация начального положения флюгера - надежное вычисление осредненного направления с помощью цифровых автоматических устройств.

Предмет изобретения

Датчик скорости и направления ветра, содержащий ветроприемник в виде воздушного винта, обтекаемый корпус с хвостовым оперением в качестве флюгарки, дифференциальный механизм, приводимый во вращение от

ветроприемника, « импульсный преобразователь, отличающийся тем, что, с щелью упрощения и повышения надежности датчика, в нем дифференциальный механизм выполнен в виде двух кинематических пар с различным

передаточным соотношением, ведомые шестерни которых размещены на двух соосных валах, несущих кодовые диски, взаимодействующие с импульсагорами импульсного преобразователя на кольцевых ферритовых сердечниках.

иг.}

A-A

Q-B

21

Г-Г

иг.2

Похожие патенты SU243970A1

название год авторы номер документа
Фотоэлектрический измеритель ветра 1983
  • Федотов Борис Николаевич
SU1107056A1
УСТРОЙСТВО для ДИСТАНЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ ВЕТРА 1968
SU206924A1
Устройство для дистанционных измерений параметров ветра 1980
  • Морозов Евгений Сергеевич
  • Виноградов Валерий Александрович
  • Лозинский Юлий Александрович
SU928232A2
Двухкомпонентный фотоэлектрическийизМЕРиТЕль СКОРОСТи BETPA 1979
  • Федотов Борис Николаевич
  • Логинов Анатолий Анатольевич
  • Леонов Андрей Олегович
  • Шляховский Андрей Генрихович
SU847206A1
Двухкомпонентный фотоэлектрический измеритель скорости ветра 1981
  • Федотов Борис Николаевич
SU1023240A2
Устройство для дистанционных измерений параметров ветра 1980
  • Лозинский Юлий Александрович
  • Виноградов Валерий Александрович
  • Морозов Евгений Сергеевич
SU911339A2
Корабельный измеритель ветра 1977
  • Федотов Борис Николаевич
SU622011A1
Устройство для измерения и регистрации скорости и направления ветра 1960
  • Азбель М.Е.
  • Иванов А.К.
  • Пульер Ю.М.
  • Соловьев Г.Н.
  • Суражский Д.Я.
SU134494A1
Корабельный измеритель ветра 1979
  • Федотов Борис Николаевич
  • Шляховский Андрей Генрихович
SU838578A2
Анеморумбометр 1982
  • Бойков Вячеслав Иванович
  • Лебедев Владимир Васильевич
  • Рыжков Виталий Аркадьевич
SU1150542A1

Иллюстрации к изобретению SU 243 970 A1

Реферат патента 1969 года ДАТЧИК СКОРОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЕТРА

Формула изобретения SU 243 970 A1

SU 243 970 A1

Даты

1969-01-01Публикация