СИНХРОНИЗАТОР ДЛЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ Советский патент 1970 года по МПК B60K23/06 

Описание патента на изобретение SU261184A1

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к синхронизаторам для коробок передач транспортных машин.

Известны синхронизаторы для коробки передач, содержащие установленные .на включаемых шестернях зубчатые венды с коническими фрикционными поверхностями, соединенную с валом и расположенную между зубчатыми венцами каретку синхронизатора, выполненную в виде секторов, проходящих через вырезы в установленных на каретке синхронизирующих кольцах, имеющих конические фрикционные поверхности, установленную на наружных шлицах каретки синхронизатора скользящую муфту и установленные в каретке, снабженные шариковыми фиксаторами сухари. В таких синхронизаторах уменьшение щирины скользящей м-уфты и, следовательно, его осевых размеров при определенной величине хода муфты лимитируется взаимным положением муфты и фиксатора, которое обусловливает при включенной передаче появление сил, прижимающих синхронизирующее -кольцо к конусной фрикционной поверхности зубчатого венца, установленного на шестерне, не блокированной муфтой синхронизатора. Срок службы таких синхронизаторов ограничивается зазором между торцами синхронизирующих колец и зубчатых венцов, увеличение которого, в свою очередь, требует выполнения

синхронизатора с увеличенными осевыми размерами.

Описываемый синхронизатор отличается от известных тем, что сухари и скользящая муфта выполнены с упорами, ограничивающими их взаимное смещение вдоль вала.

При таком выполнении синхронизатора уменьшаются его осевые размеры.

Кроме того, для увеличения долговечности синхронизатора торцовые поверхности зубчатых венцов выполнены с резцами для снятия слоя материала с торцов синхронизирующих колец. Чтобы предотвратить самовыключение

скользящей муфты, на секторах каретки со стороны наружных щлицев выполнены цилиндрические поверхности для центрирования скользящей муфты, причем одна ловерхность выполнена в -средней части каретки, а другая - по ее краю, а между щлицами выполнены впадины, длина которых равна или больше длины шлицев каретки. Цилиндрические поверхности, выполненные по краю каретки, целесообразно располагать за плоскостью выступов зубьев зубчатых венцов. Ширина выполненных на каретке центрирующих поверхностей может быть равной или меньще величины начального осевого зазора между сопряженными коническими фрикцион3На фиг. 1 показан предлагаемый синхронизатор, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид но стрелке Б на фиг. 1 (вырыв в зоне расположения сухаря и секторов шлицевой каретки); на5 фиг. 4 - продольный разрез синхронизатора по фиксатору в положении включенной передачи; на фиг. 5 - положение скосов зубьев скользящей муфты, кольца и зубчатого венца; на фиг. 6 - поперечный разрез по сухарю и10 фиксатору; на фиг. 7 - резец; на фиг. 8 - разрез по В-В на фиг. 2; на фиг. 9 - разрез по Г-Г на фиг. 3; на фиг. 10 - разрез но Д-Д на фиг. 3; на фиг. 11 - продольный разрез по в положении включенной пере-is дачи. Синхронизатор содержит зубчатые венцы / с коническими фрикционными поверхностями 2, жестко насаженные на включаемые щестерни 3. На торцовых поверхностях венцов раз-20 мещены специальные резцы 4, а торцы их зубьев снабжены скосами 5 (см. фиг. 5). На валу 6 неподвижно установлена каретка 7 синхронизатора, имеющая щлицевой венец в виде секторов 8 с пазами 9, а также цилин-25 дрические центрирующие поверхности 10. Епадины И между щлицами занижены относительно центрирующих поверхностей. Выступы 12 на венцах / заходят за торцы секторов ступицы каретки 7.30 На шлицах каретки размещена скользящая муфта 13. Торцы щлицев муфты снабжены скосами 14, 15, причем угол скосов 15 меньше угла СКОСОВ 14, а длина щлицев со скосами 14 равна или меньше длины шлицев со око-35 сами 15. В пазах 9 каретки 7 на направляющих 1(у смонтированы сухари 17 с подпружиненными фиксаторами, представляющими собой щарики 18, пружины 19 и штоки 20, увеличиваю-40 щие продольную устойчивость пружин. В отверстиях 21 сухарей 17 выполнены выступы 22, не позволяющие щарикам выходить из сухарей под действием усилий нружин 19. Для взаимного фиксирования щариков относи-45 тельно муфты 13 на ней выполнены углубления 23. На сухарях 17 и шлицах муфты /5 для ограничения их взаимного смещения вдоль вала выполнены упоры 24, 25 соответственно.50 На цилиндрических центрирующих поверхкостях 26 каретки 7 размещены снабженные коническими фрикционными поверхностями 27синхронизиоующие кольца 28 с зубчатыми венцами 29. Ширина центрирующих ноясков55 поверхностей 26 меньще величины начального осевого зазора между фрикционными ттоверхностями 2 и 27. На зубчатых венцах выполнены вырезы 30, сквозь которые проходят секторы 8 каретки 7. Торцы зубьев колец 28gQ снабжены скосами 31 (см. фит. SV Кольца 4 каретки 7 к соответствующей шестерне 3. В начале муфты 13 из-за взаимодействия шариков 18 с углублениями 23 на муфте сухари 17 перемещаются вместе с ней и упираются в синхронизирующее кольцо 28, заставляя его перемещаться в сторону зубчатого венца 1 до соприкосновения сопрягаемых фрикционных поверхностей 2 и 27. Момент трения, возникающий при этом, поворачивает синхронизирующее кольцо 28 относительно каретки 7 так, что скосы 31 зубьев кольца оказываются против соответствующих скосов 14 щлицев муфты 13, которые при дальнейщем движении муфты упираются друг в друга. После выравнивания угловых скоростей щестерни 3 и каретки 7 щлицы муфты 13 своими скосами 14 поворачивают синхронизирующее. кольцо 28 вместе с щестерней относительно вала 6, входят в зацепление с зубьями кольца и скосами 15, взаимодействующими со скосами 5 зубьев венца /, и обеспечивают вход муфты в зацепление с зубьями венца 1. Перемещение сухарей 17 по направляющим 16 при включении передачи С одной стороны ограничивается торцом синхронизирующего кольца 28, а с другой - упорами 25 на муфте 13, взаимодействующими с упорами 24. Это не позволяет сухарю под действием пружин 19 церемещаться в сторону шестерни, не блокированной муфтой, и прижимать синхронизирующее кольцо 28 к зубчатому венцу /, имеющим разные угловые скорости и, таким образом, исключает износ. Предотвращению самовыключения муфты 13 способствует центрирование ее но центрирующим поверхностям 10. По мере износа синхронизирующих колец 28 их торцы начинают входить в соприкосновение с резцами 4 на торцах венцов /. Рез,цы 4 снимают слой материала с торцов синхронизирующих колец 28, увеличивая долговечность синхронизатора, Предмет изобретения Синхронизатор для коробки передач, содержащий установленные на включаемых шестернях зубчатые венцы с коническими фрикционными поверхностями, соединенную с валом и расположенную между зубчатыми венцами каретку синхронизатора, выполнендую в виде секторов, проходящих через вырезы в установленных на каретке синхронизирующих кольцах, имеющих конические фрикционные поверхности, установленную на наружных шлицах каретки синхронизатора скользящую муфту и установленные в каретке, снабженные шариковыми фиксаторами сухари, отличающийся тем, что, с целью

2.Синхронизатор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью увеличения его долговечности, торцовые поверхности зубчатых венцов выполнены с резцами для снятия -слоя материала с торцов синхронизирующих колец.

3.Синхронизатор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью предотвращения самовыключения скользящей муфты, на секторах каретки со стороны наружных шлицев выполненыю цилиндрические поверхности для центрирования скользящей муфты, причем одна из поверхностей выполнена в средней части каретки, другая - цо ее краям, а между шлицами выполнены впадины, длина которых равна или больше длины щлицев каретки.

4.Синхронизатор по п. 3, отличающийся тем, что цилиндрические поверхности, выполненные по краю каретки, находятся за плоскостью выступов зубьев зубчатых венцов.

5.Синхронизатор по п. 1, отличающийся тем, что ширина выполненных на каретке центрирующих поверхностей равна или меньще величины начального осевого зазора между сопряженными коническими фрикционными поверхностями.

Похожие патенты SU261184A1

название год авторы номер документа
СИНХРОНИЗАТОР 2015
  • Дорофеев Сергей Александрович
RU2602642C1
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР 2016
  • Дорофеев Сергей Александрович
RU2627911C1
Дисковый синхронизатор для автомобильных коробок передач 1960
  • Воронин В.Н.
  • Лузин К.А.
SU147099A1
Синхронизатор 1990
  • Богдашич Ефим Ефимович
  • Рыбаков Глеб Вилордович
  • Стецко Петр Александрович
  • Довнар Олег Казимирович
  • Давыдов Валерий Сергеевич
SU1799436A3
Синхронизатор коробки передач 1983
  • Барун Владимир Наумович
  • Храмцов Геннадий Афанасьевич
  • Кузнецов Владимир Яковлевич
  • Пронин Евгений Павлович
SU1167370A1
Синхронизатор коробки передач 1976
  • Антонов Евгений Николаевич
SU573639A1
Синхронизатор коробки передач 1981
  • Недялков Аркадий Петрович
  • Туртанов Евгений Дмитриевич
  • Выборнов Владимир Георгиевич
SU1043379A1
СИНХРОНИЗАТОР (ВАРИАНТЫ) 1996
  • Малыхин М.В.
RU2126499C1
Узел ступенчатой коробки передач с жестко связанными одно с другим блокирующим кольцом синхронизатора и зубчатым кольцом и способ его сборки 1984
  • Зеленов Валериан Васильевич
  • Иванин Владимир Яковлевич
  • Индейкин Борис Федорович
SU1157288A1
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2001
RU2195590C1

Иллюстрации к изобретению SU 261 184 A1

Реферат патента 1970 года СИНХРОНИЗАТОР ДЛЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Формула изобретения SU 261 184 A1

I 75 Л 13

WZ772.

т-%

fua -/.

5

2 23

18

г-

.I2

Фиа 7

} 28 27

17

-13

10

fiue. Л

SU 261 184 A1

Даты

1970-01-01Публикация