Известен синхронизированный бесконтактный электропривод постоянного тска, содержащий магнитоэлектрический двигатель, датчики положения ротора двигателя, т-фазный полупроводниковый коммутатор, задающий генератор, регулирующий транзистор, блок синхронизации скорости вращения с триггерами, дифференцирующими цепочками и блокирующими транзисторами.
В предлагаемом электроприводе для регулирования скорости вращения двигателя все входы фаз коммутатора через разделительные диоды и регулирующий транзистор подключены к выходу одновибратора, вход которого, в свою очередь, подключен к задающему генератору, связанному через делитель частоты с входами триггеров.
К входу каждой фазы коммутатора через диод подключены входы двух транзисторов различного типа проводимости, к общей точке соединения эмиттеров которых подключены базы блокирующих транзисторов и дифференцирующие цепочки.
На фиг. 1 представлена принципиальная схема описываемого электропривода; на фиг. 2 - схема одновибратора; la фнг. 3 - диаграммы напряжений на элеменгах схемы в режиме синхронного вращения.
ветвей, содержащих силовые транзисторы 1-6 и транзисторы меньщзй мощности 7-15. Датчики полол ения выпоянелы фотоэлектрическими на фотодиодах 16-18. Кроме ссновных, в коммутатор входят дополнительные ветви на маломощных транзисторах 19-24, подключенные к основным через развязывающие диоды 25-27. Входы синхролизирующего триггера на транзисторах 28 и 29 через разделительные диоды 30-32 и 33-35 соединяются с выходами дифференцирующих цепочек, г,сдключенных к средним точкам дополнительных ветвей. Выходы же триггера соединяются с точками управления ветвями коммутатора через блокирующие транзисторы 36-38 и 39-41, базовые цепи которых также подключены к средним точкам дополнительных ветвей. Входы предусилительных транзисторов 7-У. основных ветвей через разделительные диолы 42-44 и общий регулирующий транзистор 45 подключены к щине отрицательного смещения. Вход регулирующего транзистора соединяется с выходом одновибратора 46, а вход одновибратора - с выходом задающего генесатора 47. В то время задающий генератор подключается к однол1у из входов триггера через делитель частоты 48. При подаче на схему напряжения питания я напряжения дополнительных источников, служащих для управления транзисторами (полярность приложенных напряжений показана на фиг. 1), транзисторы коммутатора переводятся в режим насыщения или отсечки в зависимости от состояния фотодиодов датчика положения. Если какой-либо фотодиод, напри.мер 16, оказывается в проводящем состоянии, открывается транзистор 13 и, следовательно, ю происходит запирание транзисторов 8 и 2 и отпирание транзисторов 7 и /. Если фотодиод 16 не проводит ток, транзистор 13 запирается. ветви переключаются и фаза двигателя подключается к другому полюсу источника пита-is ния. Если импульсы ла выходе одновибратора 46 отсутствуют, и транзистор 45 постоянно заперт, то напряжения в средних точках любой дополнительной ветви и связанной с ней основной имеют одинаковые форму и фазу,20 т. е. когда открывается, например, транзистор 2 первой ветви, открывается транзистор 20 в дополнительной ветви и одновременно с отпиранием транзистора 1 происходит отпирание транзистора 19. В этом случае не кмеет зна-25 чения от каких ветвгй, дополнительных или основных, управляются триггер и блокирующие транзисторы 36-38 и 39-41. При всех переключениях коммутатора триггер переводится IB активное состояние, в котором -сипналзо с его выходов подводится к точкам управления ветвями коммутатора через транзисторы 36-38 или 39-41 в зависимости от того, какой из них окажется открытым, и поддерживает ветви в том или ином со-35 стоянии независимо от сигналов датчика положения. Так, если после переключения коммутатора и переброса триггера в активное состояние (транзистор 25 открыт, транзистор 29 закрыт), транзистор 19 в первой до-40 полнительной ветви открыт, а транзистор 20 закрыт, то создаются условия для отпирания транзистора 39 и, следовательно, состояние этой ветви остается таким независимо от сигналов датчика положения (блокирующий сиг-45 нал значительно больше сигнала датчика положения) |Вплоть до прихода импульса от задающего генератора, который переводит триггер в пассивное состояние. Задающий генератор имеет частоту /с б/н , где /„ - номи-50 нальная (синхронная) частота напряжения на двигателе. При пуске, когда скорость двигателя ниже синхронной, триггер не оказывает влияния на схему, поскольку время его нахождения в активном состоянии не может быть 55 больше и, следовательно, триггер переходит в пассивное состояние раньше, чем происходит естественная коммутация под действием сигналов датчика положения. Когда же 60 по мере разгона скорость двигатглч превышает синхронную, время нахождения триггера в активном состоянии больше, чем интервал ме 5 пряжением и э.д.с. в машине до тех пор, пока не устанавливается опрег еленный угол во соответствующий равновесию моментов нагрузки и вращения при скорости, синхронной с частотой задающего генератора. Для регулирования скорости вращения необходимо в соответствии с изменением частоты задающего гензратора изменять напряжение, подводимое к двигателю. Широтно-импульсная модуляция напряжения на выходе коммутатора достигается введением одновибратора 46 и транзистора 45. Импульсы на выходе одновибратора возникают синхронно с импульсами задающего генератора, i. длительность импульсов определяется величиной сопротивления 49 (,фиг. 2). При появлении сигнала на выходе одновибратора тарнзистор 45 открывается и все основные ветви коммутатора переходят в одинаковое состояние, когда «ижние СИЛовые транзисторы закрыты, а верхние открыты. Благодаря наличию развязывающих диодов 25-27 отпирание транзистора 45 не сопровождается изменением состояния дополнительных ветвей, поскольку оно при взведенном триггере определяется только тем, какой из блоКИрующих транзисторов открыт, что в свою очередь зависит от состояния дополнительной ветви. Очередное переключение в дополнительной ветви лможет произойти только при поступлении импульса от задающего генератора 47, переводящего триггер в пассивное состояние. Вследствие этого, после исчезновения сигнала на выходе одновибратора основные ветви независимо от сигналов датчиков положения вновь устанавливаются в состояние, определяемое тем, какой из блокирующих транзисторов открыт после переключения, вызванного приходом импульса от задающего генератора, как если бы регулирование напряжения не имело места. Таким образом, поскольку управление сипхронизирующим триггером и блокирующими транзисторами производится от /;ополнительных ветвей, состояние которых на зависит от коммутаций напряжения на выходе коммутатора, то на процесс синхронизац-ти регулирование напряжения качественного влияния не оказывает. Отличительной особенностью привода является синхронизация работы рс-улятора напряжения с задающим генератором. Благодаря этому в системе отсутствуют качания, возникающие при отсутствии синхронизации из-за непрерывно меняющейся формы напряжения, опрокидывающий момент имеет максимально возможное при таком способе регулирования значение, и вход в синхронизм, тал же как и выход из синхронизма происходят плавно. Одповременно с приходом импульса, вызывающего переключение в коммутаторе, начинается иитервал времени, в течение которого напряженне на двигателе равно нулю. Так как частота синхросигнала связана с частотой изюотношением fc 6/„, то при отсутствии де:ителя частоты 48 провалы напряжения опрееленной длительности имеют место в течение лести раз за период. Процессы, происходящие в схем, иллюстриуются диаграммами напряжений (фиг. 3). Диаграммы 50-52 - диаграммы напряжения а выходе коммутатора, 53-55 - диаграммы апряжений в средних точках дополнительных гтвей, 56-58 - диаграммы изменения проодимости фотодиодов в ветвях коммутатора, 9-60 диаграммы импульсов на выходе дифенцирующих цепочек, 61 - диаграмма измеэния коллекторного потенциала транзистоа 28 триггера, 62 - диаграмма синхроимульсов задающего генератора -: 63-65 - иаграммы напряжения соответственно на выэде одновибратора, линейного и фазного наряжений на обмотках двигателя. При работе на малой скорости для улучшекя гармонического состава напряжения на вигателе при небольшой абсолютной величи; основной гармоники целесообразно увели-iTb частоту работы регулятора. Поэтому в 1стему введен дополнительно делитель чаоты 48. В этом случае частота импульсов 1дающего генератора 47 связан ч с частотой 1тающего двигатель напряжения соотноше1ем fc 6Дд fa, где Кд - коэффициент гления делителя. В качестве делителя целеюбразно использовать делители накопительзго действия. Регулирование напряжения осу1цествляется вменением величины сопротивления 49 одно1еменно с изменением частоты задающего генератора, и в синхронном режиме в соответствии с величиной этого напряжения устанавливается угол между э.д.с. и напряжением в машине. По этой причине в системе легко осуществляются режимы, имеющие достаточно высокие энергетические показатели, для достижения которых необходимо иметь определенные значения напряжения и фазового сдвига между Яо и f/. Предмет изобретения 1. Синхронизированный бесконтактный электропривод постоянного тока, содержащий магнитоэлектрический двигатель, датчики положения ротора двигателя, т-фазный полупроводниковый коммутатор, задающий генератор, регулирующий транзистор, блок синхронизации скорости вращения с триггерами, дифференцирующими цепочками блокирующи.ми транзсторами, отлчающийся тем, что, с целью обеспечения регулирования скорости, все входы фаз коммутатора через разделительные диоды и регулирующий транзистор подключены к выходу одновибратора, вход которого, в свою очередь, подключегт к задающему генератору, связанному через делитель частоты с входами триггеров. 2. Электропривод по п. 1, отличающийся тем, что к входу каждой фазы коммутатора через диод подключены входы двух транзисторов различного типа проводимости, к общей точке соединения эмиттеров которых подключены базы блокирующих транзисторов и дифференцирующие цепочки.
50
5
52
53
5i4
55
56 51 58
53
GO 6J
62 63
6f 65
JljJ Ia Ui
jijjwiimTr
Лч1 iiii iTT i; ;;
4 II I i| ii I. I M i i; : :
1ЖНЙТП
I FTTTh II i нТиП
П
1 I1 1ЬЛ I l j Л.
13пл1;ТХйЛ11
- I ) I-1-1 , n 11 I ТТГТП1
1 . i Г r г П ГТТТ
LiLLI 11 I г ТТТГ
jnrm
ITl
11 I I I I I
. I . 1 I .1
Mi I ill
Ш1 I i
1ШГШППГ
I h M II ii i| I 11 :, и ч I
nn.ilnni i||
nniilli
IL
i II llili |l I, Il i
Kckin li nii
Фиг. 3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Автономная система энергоснабжения | 1989 |
|
SU1644357A1 |
Устройство для электрохимического растворения металлов | 1987 |
|
SU1475993A1 |
Способ коммутации обмоток электрической машины | 2021 |
|
RU2750203C1 |
Цифровая система для программного управления двигателем | 1986 |
|
SU1320793A1 |
ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА | 1995 |
|
RU2086437C1 |
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЧАСТОТЫ ДЛЯ ПИТАНИЯ | 1971 |
|
SU306534A1 |
СТАБИЛИЗИРОВАННЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ С ЗАЩИТОЙ | 1991 |
|
RU2024171C1 |
Заторможенный релаксационный генератор | 1976 |
|
SU661724A1 |
Электронная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания | 1990 |
|
SU1714184A1 |
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД | 1970 |
|
SU266022A1 |
Даты
1970-01-01—Публикация