Известны устройства для индуктивной аэроэлектроразведки методом пере.ходных процессов, содержащие генератор импульсов, генераторный контур, приемный элемент, блок управления, усилители, коммутаторы, накопители, блок регистрации.
Предложенное устройство отличается тем, что в нем генераторный контур выполнен в виде системы из основного генераторного контура, находящегося между летательным анпаратом и приемным элементом, на равны.х расстояниях от них, и двух дополнительных контуров, первый из которых расположен непосредственно на корпусе летательного аппарата, а второй - на корпусе приемного элемента, а также тем, что основной генераторный контур вынолнен в виде нескольких секций, коммутируемых отдельными ключами с общей схемой управления.
Такое выполнение устройства нозволит повысить помехоустойчивость измерений переходных процессов в полете, получить максимальную мощность в основном генераторном контуре непосредственно от низковольтной бортсети, избежав потерь мощности при преобразованнях напряжения, а также увеличить крутизну фронтов импульсов.
тура; на фиг. 3 - схема расположения системы генераторных контуров и приемного элемента на летательном аппарате.
Устро ство состоит из псточппка постоянного тока / (бортсеть), блока управления 2, мощных транзнсторных ключей 3, основного генераторного контура 4, дополнительных генераторных контуров 5 и б, приемного элемента 7, согласующего каскада 8, входного ключа 9, усилителя 10, коммутаторов tin 12, усилителей стробпмпульсов 13 и 14, накопипителей 15 и 16, дифференциального вольтметра 17, многоканального регистратора /5.
Устройство работает следующим образом.
Источник постоянного тока / коммутируется мощными транзисторными ключами 3, запускаемыми блоком управления 2, в результате чего в основном генераторном 4 и дополнптельных 5 6 контурах вырабатываются ирямоугольиые импульсы тока заданной нолярностп и длительности с двойной скважностью. Измеряемый сигнал с ириемного элемента 7 через согласующий каскад 8 поступает ко входу усилителя 10 через входной ключ 9 в заданные блоком управления 2 интервалы, а затем на коммутаторы // и 12, которые стробируют измеряемый сигнал в моменты времепп, также заданные блоком управления. Стробимпульсы с выходов коммутаторов 11, 12, пройдя усилители 13 и 14, поступают на накопители 15 и 16, а оттуда - на дифференциальный вольтметр 17. Разностный сигнал с выхода вольтметра 17, а также сигиал с накопителя 16 поступают на миогоканальный регистратор 18. Блок управления 2 обеспечивает такую задержку второго стробирования, что оно осуществляется в конце паузы между импульсами первичного поля, когда переходный процесс от вихревых токов в изучаемой среде практически закончился и сигиал пропорционален градиенту магнитного поля Земли и скорости перемещения рамки. Регистрация указанных величин 15 позволяет измерять амплитуду переходного процесса, свободную от помех за счет перемещений приемного элемента в магнитном поле Земли, а также получить дополнительную информацию магниторазведочного характера. Поскольку бортсеть летательных аппаратов низковольтная (27 в), основной генераторный контур 4 выполнен в виде п одинаковых низкоомных секций , каждая из которых коммутируется отдельным мощиым транзи- 25 сторным ключом 5i-3„ (см. фиг. 2). Это позволяет получать максимальную мощность без потерь на преобразование напряження. Все ключи запускаются от общего блока управления 2. Общая крутизна фронтов импульсов первичного ноля в предложенной схеме возрастает благодаря малой индуктивности и межвитковой емкости отдельной секции. При измерениях переходных процессов в 35 полете наблюдаются интенсивные помехи от вихревых токов в корнусе лета1ельного аппарата и в результате собствеиных переходных нроцессов в приемном элементе, возбуждаемых импульсами первичного ноля. В 40 иредложенном устройстве эти помехи иодавляют нутем специального подбора размещения и моментов основного генераторного контура 4, дополнительиых генераторных контуров 5, 6 и приемного элемента 7 на летательном ап- 45 парате. Основной генераторный контур 4 размещен между летательным аииаратом и приемным элементом 7 на равных расстояниях от них (см. фиг. 3). В этом СоТучае сигнал от вихревых токов в корпусе летательного 50 аинарта, возникающгп в ириемном элсмеите 7, и изменения этого сигнала при иеремеще510 20 ниях приемного элемента во время полета, как по вертикали, так и по горизонтали, минимальны. Кроме того, впхревые токи в корпусе летательного аниарата уменьшают создаиием противотоков при помощи доиолнительиого генераторного контура 5, закрепленного непосредственно на корпусе летательного аппарата. Собственные процессы в приемном элементе 7, а также помехи, связанные с явлениями гистерезиса в случае выполнения приемного элемента в виде рамки на ферромагнитном сердечнике, подавляют при помощи второго дополнительного генераторного контура 6, монтируемого непосредственно на корпусе элемента (см. фиг. 3). Моменты дополнительных генераторных контуров 5 и 5 значительно меньще момента основного генераторного контура 4 за счет меньщих размеров и меньщего количества витков в них. В результате первичное поле на больщих расстояниях от летательного аппарата, т. е. там, где находятся искомые объекты, остается практически таким же, как поле основного генераторного контура Предмет изобретения 1. Устройство для индуктивной аэроэлектроразведки методом переходных процессов, содержащее генератор импульсов, генераторный контур, приемный элемент, блок управления, усилители, коммутаторы, наконители, блок регистрации, отличающееся тем, что, с целью повыщения помехоустойчивости измерений нереходиых процессов в полете, генераторный контур выполпен в виде системы из основного генераторного контура, размещенного между летательным аинаратом и приемным элементом на равных расстояниях от них, и двух дополиительных контуров, размещепных: первый непосредственно на корпусе летательного аппарата, а второй - на корпусе приемного элемента. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью получепия необходимой мощности в основном генераторном контуре непосредственно из низковольтной бортсети, а увеличения крутизны фронтов имиульсов, осиовной генераторный контур выполнен в виде нескольких секций, коммутируемых отдельными ключами с общей схемой уиравления.
5 4(
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО для АЭРОГЕОЭЛЕКТРОРАЗВЕДВСЕСОЮЗНАЯПАТЕйТНО-Т?ХНк"В НА:и БИБЛИОТЕКА | 1972 |
|
SU331356A1 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ АЭРОФИЗИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ | 2014 |
|
RU2557354C1 |
УСТРОЙСТВО для ИНДУКТИВНОЙ ГЕОЭЛЕКТРОРАЗВЕДКЙ МЕТОДОМ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ | 1970 |
|
SU270122A1 |
СПОСОБ ИМПУЛЬСНОЙ АЭРОЭЛЕКТРОРАЗВЕДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2251718C1 |
Устройство для геоэлектроразведки в движении | 1978 |
|
SU739452A1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЙ ПРИ ГЕОЭЛЕКТРОРАЗВЕДКЕ] МЕТОДОМ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ | 1973 |
|
SU371545A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АЭРОГЕОФИЗИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2201603C1 |
УСТРОЙСТВО для АЭРОЭЛЕКТРОРАЗВЕДКИ | 1970 |
|
SU283432A1 |
Устройство для аэрогеофизическойРАзВЕдКи | 1979 |
|
SU805232A1 |
УСТРОЙСТВО для АВТОСИНХРОНИЗАЦИИ в АППАРАТУРЕ МЕТОДА ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ | 1972 |
|
SU356614A1 |
Авторы
Даты
1970-01-01—Публикация