Изобретение относится к способу транспортировки сырой нефти.
Известен способ транспортировки по трубопроводу высоковязких и парафинистых нефтей, содержащих воду, с применением поверхностно-активиого вещества- диметилалкилбензиламмонийхлорида. Но вводимое в водную или нефтяную фазу иоверхностно-активное вещество не обеспечивает достаточную степень niдрофилизации стенок трубопровода при пониженин температуры и, тем самым, не создает устойчивого гидрофильного слоя на стенке трубы. Это приводит к избирательному смачиванию металла нефтяной фазой и к резкому повыщению сопротивления движущемуся потоку, а следовательно, к значительному увеличению энергозатрат на иерекачку.
Для снижения гидравлических потерь и уменьщения опасности закупорки трубопровода предлагают способ транспортировки нефти с применением в качестве поверхностно-активного вещества смеси, состоящей из оксиэтилированного спирта, гексаметафосфата натрия и карбоксиметилцеллюлозы.
Смесь вводят в трубопровод в виде раствора в пресной или морской воде. Состав смеси следующий, %:
оксиэтилированные спирты 8-32 гексаметафосфат натрия60-26
Композицию используют гз концентрации 0,3-0,24 вес. %. Иеиоиогенное поверхностноактивное вещество -ОС-20-продукт реакции 20 моль окиси этилена со смесью высших жирных спиртов с общей формулой КО(СП2СП20)2оН. где R .
Названная композ щия обеспечивает несмачиваемость металла нефтью в условиях избирательного смачивания в двухфазной среде: мангышлакская высоконараф пистая цефть (нефтепромысл Узень) - водный раствор композиции, т. е. способствует образованию устойчивого гидрофильного, градиентного слоя ири перекачке нефти.
Для перекачки нефти по трубопроводу целесообразны эмульсии с соотнощением фаз нефть : вода на выще 7:3. Компоненты композиции ведут себя как стабилизаторы эмульсии типа «масло в воде. При этом, нефтяные эмульсии (соотнощение фаз 7:3) близки по устойчивости к эмульсиям стабилизированным диметилалкилбензилам.монийхлоридом. Па конечном пункте перекачки эмульсия высоковязкой нефти и синтетической гидрофилизирующей композиции относительно легко подвергается расслаиванию на нефтяную и водную фазы в условиях изотермического процесса.
ские потери. Применение указанной композиции исключает опасность резкого повышения гидравлических потерь на трение нефти о шероховатости стенки трубы. Это проверено на опытах. Трубы предварительно обрабатываются водным раствором композиции при температуре 45С в течение 30 мин. Затем заполняются сырой нефтью НЛП нефтяной эмульсией при той же температуре. Температуру снижают до , после чего следует выдержка при этих условиях в течение 1 час. Затем по манометру определяют напряжение сдвига застывшей массы в трубопроводе. Данные помещены в таблице.
Результат соответствует сдвигу застывшей эмульсии из мангышлакской нефти и гидрофилизирующей синтетической комнозиции в трубе, соотношение фаз Н : 8 7 : 3.
Данные показывают, что после обработки внутренней ловерхности трубы предлагаемой ко.мпозицией иаиряжение сдвига застывшей
массы нефти снижается от 8 до 10 раз по сравнению с необработанной расгвором поверхностью. Внутренняя поверхность при этом совершенно не замазывается нефтью. В случае
эмульсии (70% нефти и 30% воды) напряжеппе сдвига еще более снижается (в 16,3 раза). Это показывает, что даже в случае застывшей нефти, последняя относительно легко может быть извлечена (выдавлена) из трубопровода.
Для раствора диметилалкилбензиламмоннйллорида (0,1 вес. %) имеем в 1,5 раза большее напряжение сдвига застывшей нефти в трубе и замазанную нефтью поверхность, адгезия нефти в трубе больше сил когезии частиц нефти друг с другом и иотребное напряжение сдвига будет определяться в основном структурными особеиностя.ми нефтяной фазы.
Таким образом, ири застывании зысоковязких нефтей в трубопроводах в нрисутствии
раствора синергетической композиции на основе оксиэтилированных спиртов с активными добавками опасность полной закупорки труб значительно понижается.
25
Предмет изобретения
Способ транспортировки например, перекачиванием, самотеком, по трубопроводу высоковязких и парафиннстых нефтей, содержащих
воду, с применением поверхностно-активного вещества, отличающийся тем, что, с целью снижения гидравлических потерь и уменьшения опасности закупорки трубопровода при температурах ниже точки застывания нефти, в
качестве поверхностно-активного вещества нрименяют смесь, состоящую из оксиэтилированного спирта, гексаметафосфата натрия и карбоксиметилцеллюлозы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СОСТАВ ДЛЯ ОЧИСТКИ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ОТ НЕФТЕПРОДУКТОВ | 1972 |
|
SU323433A1 |
СОСТАВ ДЛЯ ДОБЫЧИ И ТРАНСПОРТА НЕФТИ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2002 |
|
RU2220999C1 |
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ПО ТРУБОПРОВОДУ ВЯЗКИХ НЕФТЕЙ И НЕФТЕПРОДУКТОВ С ВЫСОКИМ СОДЕРЖАНИЕМ АСФАЛЬТОСМОЛИСТЫХ ВЕЩЕСТВ | 2001 |
|
RU2202730C2 |
СОСТАВ ДЛЯ ДОБЫЧИ И ТРАНСПОРТА НЕФТИ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2000 |
|
RU2176656C2 |
Состав для предотвращения асфальтосмолопарафиновых отложений | 2019 |
|
RU2717859C1 |
СПОСОБ ИНГИБИРОВАНИЯ ГИДРАТООБРАЗОВАНИЯ | 2018 |
|
RU2706276C1 |
ГИДРОФИЛИЗИРУЮЩИЙ СОСТАВ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОТЛОЖЕНИЯ ПАРАФИНА | 2003 |
|
RU2244100C1 |
Состав для добычи и транспорта нефти | 2020 |
|
RU2753827C1 |
ИНГИБИТОР ГИДРАТООБРАЗОВАНИЯ | 2018 |
|
RU2705645C1 |
МОЮЩАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2021 |
|
RU2766860C1 |
Авторы
Даты
1970-01-01—Публикация