Изобретение относится к оборудованию д.11Я спуска каротажных приборов в скважину, работающую под избыточным давлением, и может быть использовано с любыми геофизическими каротажными приборами. Большинство известных каротажных грузов могут присоединяться к глубинным приборам только снизу, в связи с чем они ие обеспечивают спуска приборов в призабойную часть скважины, где измерения особенно важны, и не могут применяться с приборами, не допускающими нарушения установившейся структуры потока перед прибором (дебитомерами, термометрами и др.). Известные грузы представляют собой отрезки труб, одеваемые на каротажный кабель выше прибора.
Однако известные грузы имеют ряд недостатков, затрудняющих их использование и снижающие безопасность проведения работ: сложность изменения количества грузов в полевых условиях, когда требуется отсоединение кабеля; отсутствие связи между прибором и отдельными грузами, приводящее во время спуска к отставанию части грузов на участках с неровными стенками скважины и их последующему падению на прибор, а иногда - к обрыву кабеля или выходу из строя прибора; трудность ликвидации аварий в случае обрыва кабеля, так как не связанные между собой
грузы и приоор заклиниваются, заполняя все сечение скважины.
Цель изобретения - создание каротажного груза, обеспечивающего возможность быстрого и удобного размещения на кабеле в полевых условиях нужного количества грузов без отсоединения от кабеля кабельной головки, создание шарнирной связи секций груза между собой и прибором, а также обеспечение возможности успешной ликвидации аварии в случае обрыва кабеля. Для этого груз выполняется секционным, причем каждая секция состоит из двух частей полуцилиндрической формы с замковыми соединениями иа концах, обеспечивающими надежное шарнирное сочленение секций между собой, с прибором и с ловильной головкой.
На фиг. 1 показан внешний вид груза совместно с глубинным прибором и ловильной
головкой; на фиг. 2 - разрез замковой части секций груза; на фиг. 3 - положение секций в процессе замыкания замков и детали соединения груза с ловильной головкой.
Каротажный груз содержит ловильную головку , несколько секций 2, каждая из которых СОСТО1ГГ из двух полуцилиндрических частей. Смежные по высоте секции повернуты относительно друг друга вокруг продольной оси на угол 90°. Количество секций, связанных
вильной головкой, может быть любым. Каждая полуцилиндрическая часть секции содержит верхний 4 и нижний 5 замки, корпус 6 с наполнителем 7, имеющим большой удельный вес (например, свинец), внутри корпуса. По оси всех секций имеется цилиндрический канал 8 для прохода кабеля. Шарнирность замковых соединений в пределах определенного угла обеспечивается наличием зазора в сочленяемых замках. Замок 4 на верхнем конце каждой части секции содержит полуцилиндрический выступ 9 и две канавки 10, перпендикулярные к продольной оси груза и расположенные ниже выступа 9. Нижний замок 5 выше расположенной секции содержит выступ 11, повторяющий форму канавки 10, и полуцилиндрическую канавку 12 для размещения выступа 9 нижележащей секции. Верхняя часть глубинного прибора для сочленения с предлагаемым грузом должна иметь конфигурацию, соответствующую верхним замкам сомкнутых частей секции груза или присоединяться через переходную деталь с таким концом. Верхняя часть гирлянды секций груза замыкается с помощью двух сухарей 13, имеющих замки, аналогичные нижним замкам, втулки 14, стакана 15 и ловильной головки 16, закрепляемой на втулке 14. При резьбовом соединении втулки 14 и ловильной головки 16 их развинчивание устраняется с помощью стопорных винтов 17. Сухари 13 имеют канавку 18. Втулка 14 имеет выступ 19 с пальцем 20, Ловильная головка 16 в верхней части выполнена конической с выступами для обеспечения возможности захвата типовым ловильным инструментом.
Устанавливаются секции груза на прибор и друг на друга, как показано на фиг. 3. Вначале одна часть секции 2 груза размещается под углом к оси прибора, выступ нижнего замка 5 устанавливается в канавку замка 4. Затем эта часть секции поворачивается до соосного направления с прибором. При этом выступ 9 верхнего замка заходит в канавку 12 нижнего замка. После этого аналогично устанавливается вторая часть секции. В результате выступ 9 оказывается заключенным с некоторым зазором, обеспечивающим подвижность сочленения, в замкнутую со всех сторон канавку 12. Две части выщележащей секции устанавливаются аналогично первым, но с поворотом вокруг продольной оси относительно
нижней секции на 90°. После установки необходимого количества секций гирлянда замыкается с помощью сухарей 13, надеваемых подобно секциям. Внутрь канавки 18 сухарей 13 помещается выступ 19 втулки 14 с пальцем
20, который заходит в одно из отверстий сухарей /3 и препятствует проворачиванию втулки 14 при навинчивании на ее резьбовую часть ловильной головки 16. Перед навинчиванием ловильной головки на сухари 13 надевается
стакан 15, удерживающий сухари от размыкания замков, затем навинчивается ловильная головка 16 и стопорится винтами 17. Разборка грузов ведется в обратном направлении.
Предмет изобретения
Каротажный груз, содержащий набор секций, выполненных из вещества с высоким
удельным весом, и ловильную головку, отличающийся тем, что, с целью размещения груза над глубинным прибором, обеспечения возможности быстрого изменения количества секций в полевых условиях, безопасности проведения
спускоподъемных операций и облегчения поднятия прибора и грузов ловильными инструментами в случае обрыва кабеля, каждая секция груза состоит из полуцилиндрических частей, накладываемых на кабель с противоположных сторон, имеющих на концах несъемные замки для щарнирного сочленения секций между собой, с прибором и ловильной головкой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КАРОТАЖНЫЙ ГРУЗ | 1972 |
|
SU333269A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОСТАВКИ ГЕОФИЗИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ В ГОРИЗОНТАЛЬНУЮ СКВАЖИНУ | 1993 |
|
RU2054539C1 |
ГЕОФИЗИЧЕСКИЙ ГРУЗ | 2005 |
|
RU2307929C2 |
СПОСОБ ДОСТАВКИ ГЕОФИЗИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ В ЗОНУ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО УЧАСТКА СТВОЛА СКВАЖИНЫ И УСТРОЙСТВО НАВЕСНОГО СОЕДИНЕНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБА | 2018 |
|
RU2686761C1 |
Устройство для спуска приборов в скважину с высоким устьевым давлением | 1983 |
|
SU1126688A1 |
СПОСОБ ЛИКВИДАЦИИ НЕФТЕГАЗОПРОЯВЛЕНИЙ ПРИ НАХОЖДЕНИИ В СКВАЖИНЕ КАБЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2021493C1 |
СИСТЕМА КАРОТАЖА ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В СКВАЖИНЕ В ЗОНЕ ПОД ПОГРУЖНЫМ ЭЛЕКТРОЦЕНТРОБЕЖНЫМ НАСОСОМ | 2008 |
|
RU2459073C2 |
НАПРАВЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АДРЕСНОГО ВВОДА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА В БОКОВОЙ СТОЛ СКВАЖИНЫ В ПРОЦЕССЕ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ | 2006 |
|
RU2302510C1 |
АВТОМАТИЧЕСКОЕ СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СКВАЖИНЫ | 2010 |
|
RU2443861C2 |
ПЕРЕХОДНИК ДЛЯ ПРОПУСКА ГЕОФИЗИЧЕСКОГО КАБЕЛЯ ИЗ ЗАТРУБНОГО ПРОСТРАНСТВА ВНУТРЬ БУРИЛЬНОЙ КОЛОННЫ | 1987 |
|
RU1462883C |
Авторы
Даты
1971-01-01—Публикация