Изобретение относится к области речной гидротехники, а и.менно к устройствам свайных глухих полузаируд, исиользуемых для выравнивания русел рек и защиты берегов от размыва.
Известны свайные глухие полузаирудьь включаюн1,не прямолинейный в нлане свайный ряд.
Однако нрн нспользовании таких нолузанруд нроисход гг ра3 мываиие груита дна п образование я.мы раз.мыва в непосредственной блнзости от крайних свай головной частн нолузапруды, что существенно осложняет нх работу и нри достаточной глубине ямы размыва может привести к последовательному обрушению свай полузанруды.
Цель изобретен ия - у:меьшить размываюющее воздействие потока на грунт дна в пепосредствспюй близости от полузапруды.
Для этого нолузапруда выполнена с трамплином, имеющим паклонн}ю входную часть, образоваппу 0 копической поверхностью отсыпки нз штучпого материала, напрнмер камня, ограниченную с боковых сторон замкнутым секторообразным в плане контуром. Последний образован свайными рядами, один нз которых является нродолжением прямолинейного в плапе свайиого ряда, другой образует вертикальную степку тpa плииa, а трешй, дугообразный, ограничивает отсынку с
верховой стороны полузапруды. Цептробежпый угол дхтообразного свайного ряда составляет 160°. Крутизна образующей конической поверхностн отсыпки составляет 1:2,5.
На фиг. 1 схематично изображена нредлагаемая нолузанруда. вид сверху; на фиг. 2-то же, внд в плане; па фпг. 3--разрез по А-.-4 на фпг. 2.
Г1ол -занруда состопт пз осповной / п гоЛОБНОЙ 2 частей трамплппа. Трамплнп имеет паклопнхЮ входную часть, образоваппхчо конической поверхностью отсыпкп 3 из штучного материала, например камня, ограниченную е боков замкнутым еекторообразпым в
плане контуром.
Коптур образован спайным рядом -/, япляюпикмся продолженнем прямо.шнейного п плане свайного ряда, образующпм вертнкальпую стенку трамплина свайным 5 и дугообразным 6 рядами, причем последней ограннчнвает отсыпкх с верховой стороны полузан|Пдь1.
Прн нснользованнн нредлагаемой нолузанруды 1оловпая часть ее является трамн.чпном для транзитной части нотока, нроходяидего поверх головы полузапруды, п нрнмыкаюп1ей к транзитной струе зоной новьпненпой т -рбулептпости.
кающсп к пей зоной повышенной туроулеитпости (см. фиг. 3) образуется вальцеобразпое движение воды с относительно пеболь1ПИМИ значениями екорости и иаправлеиием дониых струй по иормали к ннзовой стороне свайиого ряда. Это исключает возможность образования размыва дна в непосредственной близости от свайного ряда 5.
Размыв дна происходит по частн .контура, образованной дугообразным свайным рядом 6. Однако глубина этого размыва существенно меньше глубины размыва в головной части полузапруды. Уменьшение размыва определяется тем, что часть потока, отсекаемая иолузапрудой, и в случае обычно применяемой конструкции целиком проходящая за крайней сваей в непосредственной б.чизости от нее и вызываюи.1ая значительное увеличение здесь скоростей потока, в предлагаемой конструкции рассредоточена по свайного ряда БВ, что приводит к супкственно меньшему yвeлlIчeiIИKJ скорости потока г, зоне крайних свай. Уменьшение размыва происходит также вследствие более упорядочеииого, в результате наличия дугообразного ряда 6, подхода нотока в концевой свае, чем в конетрукции е прямолинейным свайным рядом. Для полузапруды, основная часть которой )юрмаль на лииии берега, целееообраз110, что центральный угол свайного се:;тора |оловиой части составляет нреимун1,сствсн1;о 1Н{)°. Удаление зоны размыва от головной части нолузаируды, уменьшение его глубины при тех же значениях средней скороетн нотока, а также устранение в результате наличия камеино отсыпки 3 в секторе возможное образования размыва между рядом стоян,ими сваями, позволяют в больши1- стве случаев обесиечить устойчивость ко струкции без использован я здесь каме но-хворостя 1ого тюфяка.
Полное устра е 1ие в. pa3Miji a пА аботу полузаируды достигается в ваианте предлагаемой ко 1струкции иолузаируды, сооружаемой «насухо, при которой
вайный ряд 5 при том же значении крутизн линии, соеди1 яющей отметки голов свай того ряда, заканчивается сваей, имеющей отметку головы, соответствующую отметке предполагаемого размыва у этой сваи. Пространство между рядами 4 и 5 заполняют камеиной отсыпкой с крутизиой откоса 1:2,5, причем таким образом, что отметка подошвы откоса соответствовала бы отметке головы сваи в точке В.
ГI р е д е Т I 3 о б р е т е и я
1. Сва 1|Ная глухая олузапруда, вк.иоча 0 цая нрямолинейный в сваЙ1 Ь Й ряд, отличающаяся тем, что, с умень1 е ия .его воздействия нотока а груцт дна в непосредственной близост ог 1 олуза рудь, она с .;, наклонную вход1 ую часть, образоБа1 Н ЧО КОННЧеС ;ОЙ 10ВерХ.ЧОСТЬ О НЗ
П 1уч1 ого .атернала. , огра 1ИчеН у1О с боковых СТОрО За .М Се торообра3 1ым в 1 0 туром, образова НЫМ СВаГпНз Л 1 , один 3 ОТОрЫХ
лястся :;родолжен ем Hpя oлilнeйнoгo и n.iaiie cr;aiii 0 -o , другой образ ет .() сгелк} , а третнГ, )браз 1ый, ограи - Ч вает с верхово; стороны Г олузанр ды.
2. Свайная глухая нолузанруда по н. 1, отличающаяся тег, что централы)Й угол ду|ообразного составляет Hif).
3. глухая олузаг руда io н. 1, отличающаяся тем, что крут1 зна образуюпкм конической 1оверхнос н cofiai ляет 1:2,0.
Li
Цу/
I I . I I I I I II . .1 t I I 1 I
Ll±L|l
I I I I 1 I . 1
iilLLULjl..LJllJ
...
Фиг.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Регуляционное струенаправляющее сооружение для мостового перехода через водоток | 1986 |
|
SU1420095A1 |
Регуляционное струенаправляющее сооружение | 1949 |
|
SU87946A1 |
ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ НА СВАЙНОМ ОСНОВАНИИ И СПОСОБ ЕГО ВОЗВЕДЕНИЯ | 2014 |
|
RU2568497C1 |
Опора моста | 1981 |
|
SU1004519A1 |
БЕРЕГОЗАЩИТНОЕ СООРУЖЕНИЕ | 2001 |
|
RU2215087C2 |
Сквозная берегозащитная шпора | 1983 |
|
SU1105544A1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ГАБИОННОГО КРЕПЛЕНИЯ В ТЕКУЩЕЙ ВОДЕ | 2003 |
|
RU2248427C1 |
Водосбросное сооружение | 1985 |
|
SU1373753A1 |
Берегозащитная шпора | 1983 |
|
SU1100359A1 |
Подпорная стенка | 1981 |
|
SU977555A1 |
Даты
1971-01-01—Публикация