Предложение относится к измерительной технике, а именно к способам измерения подшипников.
Известен способ определения угла контакта в шариковых подшипниках качения, заключаюш,ийся в том, что устанавливают и закрепляют одно из колец подшипника, а другое последовательно нагружают знакопеременным осевым усилием, регистрируют смещение незакрепленного кольца и по его смещению определяют угол контакта. ПоследНИИ определяют по формуле sin|3o -
2 (irr u-й щ)
где Гц - радиус желоба наружного кольца; Гк -радиус желоба внугреннего кольца; dui - диаметр щарика; S - осевое смещение.
Однако таким способом нельзя определить угол контакта в радиально-упорных подшипниках, имеющих неполный профиль колец, так как требуется регистрация осевого смещения, которая без фиксирования тел качения не может быть определена.
Цель изобретения - определить угол контакта в радиально-упорных подшипниках с неполным профилем колец.
На чертеже представлен пример определения угла контакта предложенным способом.
Наружное кольцо / измеряемого подшипника фикснруют в радиальном направлении упором 2, а в осевом - прихватами 3. Внутреннее кольцо через верхний столик 4 нагружают осевой силой PI до исчезновения осевого относительного смешения колец в сторону широкого торца. Положение внутреннего кольца при этом фиксируется датчиком 5.
Далее фиксируют иоложение тел качения в
измеряемом подшипнике без изменения их
ноложения в пространстве. Об этом судят
по ранее установившемуся иоложепию стрелки на шкале датчика.
При приложении знакопеременной силы , при этом сила Р снята, величина осевого смещения внутреннего кольца зафиксирована датчиком.
Угол контакта радиально-упориого подшипника, в котором наружное кольцо с иеполпым профилем желоба, а внутреннее - с нолным профилем желоба, определяют по формуле:
Sin где
2 ( - RK)
S -осевое смещение кольца с полным
Аналогично определяется и угол контакта в случае измерения радиально-унорного нодшипника, в котором наружное кольцо с полным профилем желоба, а внутреннее - с неполным профилем желоба. При этом величина осевого перемещения наружного кольца с полным профилем желоба будет регистрироваться относительно зафиксированного положения внутреннего кольца с неполным профилем желоба и комплекта тел качения.
Можно построить кривые значений 5 и () в прямоугольных координатах для определенного диапазона величин угла контакта р, по которым определяют значение углов контакта в контролируемых подшипниках.
Предмет изобретени°я
Способ определения угла контакта в шариковых подшипниках, заключающийся в том, что закрепляют одно из колец подшипника, а другое последовательно нагружают знакопеременным осевым усилием, регистрируют смещение . незакрепленного кольца и по его осевому смещению определяют угол контакта, отличающийся тем, что, с целью определения угла контакта в радиально-упорных подшипниках с неполным профилем колец, первое осевое нагружение выполняют в сторону широкого торца закрепленного кольца,
после чего фиксируют положение тел качения.
Даты
1971-01-01—Публикация