ТРАНСМИССИЯ АВТОМОБИЛЯ С ЧЕТЫРЬМЯ ВЕДУЩИМИКОЛЕСАМИ Советский патент 1972 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение SU342330A1

Изобретение относится к области TpaiHCпорт.ного машийосироения, в частности к т р а.н см иссиЯА мио гоп р HiBOдНы X aiB-T ом Обилеи.

Известны траномиссии автомобилей ;с четьгрьмя 1ведущ1ИМИ .колесами, соде1ржащие соединеиный с двигателем ведущий вал коробки (Передач, параллельный е,му ведомый вал коробки, СООС.НЫЙ «едамому валу ведущий вал разйаточного 1меха«иэма, .межосевой дифференциал, водило которого со€ди.не|но с веДО1МЫ1М вало.м коро.бки. Коронная шестерня через установлеиную на 1ведуще,м валу жороб.ки |цромежутОЧ1ную щестерню зацеплена с шестерней, соединенной через блокируемую обгонную .муфту ic ведущим валом диффвренциала одиой пары ведущих колес, а солнечная щестерня сое.динеНа с ведущим вало.м раздаточного 1мехаНИЗ|Ма, ведомый вал которого, 1ПрИ1ВО1ДИ1МЫЙ от ведущего вала зубчатой передачей, соединен с валом привода второй пары ведущих колес. В таких трансмиссиях разность угловых скоростей элементов межосевого дифференциала е ограничивается.

Предлагаемая трансмисаия отличается те.м, что .для ограничения разности у.гловых скоростей элементов .межосевого дифференциала раздаточный механизм онабжан дополнительной зубчатой передачей, ве.дущая шестерня которой 1соеди,нена с кор01нной шестерней дифференциала, а ведомая установлена на

ведо1МОм валу с возможностью свободного вращения. На ведущем валу раздаточного механИ.з,ма установлена обгонная муфта, содержащая: 1комнле.кт поочередно расположенных дисков, соединенных с ведущей щестерней дополнительной зубчатой передачи и со ступицей муфты, соединенной с ве.дущмм вало м; размещенный 1Меж.ду камяле-ктом фрикПИО.ННЫХ дисков и ступицей наж1И1Мной диск;

размещенные между ступицей и нажимным диском рас1клинивающ.не элементы; обойму с опорными элементами, взаимодействующиМ1И с кулачковой поварХ|ностью вращающегося корпуса, соосного оси вала и соединенного 1C картером трансмиссии через обгонную муфту. На ведомом валу раздаточного .механизма установлена аналогичная обго(нная муфта, фрикционные которой соединены с ведомой щестерней дополнительной

зубчатой передачи и со ступицей муфты, соединенной с ведомым валом.

На фиг. 1 показана описываемая трансмиссия в продольном разрезе; на фиг. 2-сечение но А-А, но обгонным .муфтам.

Передача включает сцепл&ние 1, коробку .передач 2, .межосевой дифференциал 3, представляющий собой трехэлементную планетарную |цер|едачу с прямозубыми цилиндрическими колесами, .прИче.м из трех элементов оди1Н

мя. Узлы передачи раюгюложеиы «нутри корпуса 4.

Коленчатый .вал двигателя (не .показан) снабл е1н -махошиком 5, овязалным через сцешление / с ведущим «вало-м 6 коробки передач, который шроходйт вдоль автомобиля и расположен за двигателем. Задний конец ведущего (Вала 6 ;овязан шлидами 7 t полЫ|М 1ваЛ01М 8, который охватьшаег вал 6 и «есет блок 9 1Шбствре«. Бло.к 9 щестерен находится в зацеплении с блоком 10 шгстарен пе|ре1Ключения лередач, /который установлен на ведомом валу // .коробки лербдач, шараллельном валу 6 и установлеином на подшипниках 12 в (Крышке .13 корпуса.

Задний конец /вала // снабжен чашеобразны.м xaoiCTOBHKOiM 14, 1кото|рый имеет В1нутре1Нпие шлицы. Этот хвостовик .связан ;с 1ВО|ДИЛ01М 15 1м ежосе1вого дифференциала. Отбор .мощности к задним колесам лро.изводится от жоронной шестерни 16, .которая связана .шлицами 17 ;с .шестер.ней 18, установленной .на яодш,и.п.никах .на хвостовике 14. Шестерня 18 ВХО.ДИТ в зацепление ю нромежуточнОй шестерней 19, которая установлена на нодшипнвках на валу 8 и зацепляется в свою оче.редь с шестерней 20, связанной с вало.м 21 через о.б:гонную муфту 22.

Благодаря эффекту о5го.на в муфте 22 понижение скорости вращения двигателя не может вызвать торможе.вия задних колес через Т1раеом,иссию. Или когда .колеса автомобиля стремятся обогнать двигатель, крутящий .момент от задних колес ;к двигателю через трансмиссию передаваться не будет. Для успранения такого эффекта ,муфта 22 .может быть заблокирована. Для этой /цели кольцо 23 снабжено шлицами и может скользить .в осевом направлении но внешнему эле.менту 24 /муфты.

Зубчатое фи1кс«:рующее кольцо 25 связано щлица.ми с вало..м 21 и может быть (связано с внешним элеме.нто)м му.фты .путем смешения кольца 23 назад до взаимодействия с кольцом 25. При этом муфта 22 .блокируется. Перемещение кольца 23 осуществляется н.оводком 26, который связан со щтоко..м 27. Последний приводится в действие двуплечим рычагом 28.

На валу 21 установлена коническая .шестерня 29 1прив.ода .межколеоного дифференциала задннх ведущих .колес.

Связь дифференциала 3 с .передними колесами осуществляется через солнеч1ную шестерню 30, полый вал 31 раздаточного .механна.ма, устано:а,танный в .подшипниках 32 и 33 в корпусе 4. задним к-онцом вал 31 соединен с .по.мощью в.нутренних шлицев с веДО.МЫМ валом 34. Карданный вал 35 связывает ведомый вал 34 с передними колесами.

Солнеч)ная шестерня 30 связана шлицами с ведущим вало.м 36 |раздатОЧ1НОго механИЗ,ма. Вал 36 опирается свои.м передним ковцОцМ на ПОДШИННН1ЮИ 37 в .валу 1-1, а своим задни.м КОНЦО.М - на подшипники 38 в крышке /.

Мощность лере.дается через щестерню 39, связанную щли.цами с задним ко.нцо1М вала 3-6, вхо.дящего в заце.пление с шестерней 40, связанной шлицами с полым валом 31. Управляющее блокирующее приспособление выключает обгонные .муфты 4J и 42, .опирающиеся на валы 31 н 36 и расположенные соосно с этк.м.и валами. Муфта 42 .нмеет обойму 43, связанную шлицами с 1вал.01м .6 и

имеющую возмож.ность перемещаться поэтому в осево.м на.правлении. Обойма онабже.на тремя радиально расположенны.ми опорными элементамн (заклиниваЮ|ЩИ1МИ плунжерами 44) и трем.я расположенными .в oceiBOM направлении плзнжерам.н 45. Заклинивающие плунжеры 44 скользят в радиальных прорезях .в обойме 43 и вытал/кнваются .наружу в радиальном .направлении пружинами 46. Плунжеры 45 ноджаты апециалыны.ми нружина.ми (|Не показаны).

Обой|.ма 43 окружена KOpnycoi.M 47, ово бодно устано.вл.енны,м .на валу 36 н иьмеюши.м «ул а чкову ю пов ер хн О1сть, вз а и .м од е у ющу ю с закли.ниваюЩ(Ими плунжерами 44 при Bipaще.нии обоймы 43 относительно кор.пуса 47. Последний может врашатыся только в од.ном направлении благодаря наличию обгонной муфты 48. Быстроходный элемент муфты 42 вьгполнен в виде ступицы 49, которая .связана шлица.ми с валом , но .может перемещаться в осевом 1нанра.влени1И. Ступица име1ет ко.ническую поверхность а, 1взаи1.м.одействующую с голойками пл -нжеров 45.

Ободок 50 служит для нодвиж.ного контакта с заклинивающими поверхностями 51 плунжеров 44, в резЗльтате эти плунжеры в cBoei.M наруж.но.м положе1нии создают опору для .стуницы 49. Эта опора уст|раняет1ся, когда закли.нн.ваюшие плунжеры 44 занимают внутpeiHHee положение.

Нажи.м.ной диск 52 несет на себе 1в.нутре.нние фрикционные диоки 53. Между ступицей и нажим.ны.м диском расположены расклинивающие элементы 54, которые допускают .обпон ступицей нажи.м.ного диска 52 только в одном направле.нин, и разжимают эти элементы, когда направление Обгона .ме.няет1ся на обратное. Тихоходный элемент .муфты 42 выполнен в виде кольцевого выступа 55 шестерни 5-6, которая снабже.на внешними фрикционными .дисками 57.

Шестерня 56 связа.на шлица1ми с коронной шестер.ней 16 с номо1щью диска 55. В результате в обгонной му.фте 42 внут1ре1нние фрикционные диски 53 связаны с прИводо1М пе.редних колес через нажн.м.ной диск 52 и ступицу. 49, а другие фр.икционные диски 57 .связань7 с приводо.м задних колес через шестерни 56 и 16.

Конструкция облон.ной .муфгы 4J аналогична конструкции муфты 42. Заклинивающие плунжеры 1муфты 4J показаны «о в.нутреЕнем положении. Вращающийся корпус обой.мы взан.модействует с обгонной муфто.й 59, а эле5дейсБВующи.м с :валом 36 ,в муфте 42, взаимодействуют с Вал&м -31. Шестерии 60 и 56 выполияют роль раздатОЧНого механиама быстроходным эле1менто1М 1муфты 41 и тихоходныл элемеитом дгуфты .5 При 1но1рмальном движении автомобиля впе1ред все .ведущие .колеса автомобиля имеют воз1можно,сть 1вращатыся с одинаковой скорастью, при этом солнечная .щестерня дифференциала 3 вращается не.М1Ного быстрееЮ коронной шестерни. Это достигается лутем соответствующего выбора .передаточных отнощений переднего и заднего мелжол сных дифференнналов и передаточното отношения раздаточных шестерен 39 и 40. В результате в15 обшошюй муфте 42 .Обойма 43 и ступица 49 в|ращаются В1месте с валом 36 и намного быстрее шестерни 56. Koip-nyc 47 может вращаться благодаря муфте 48. В результате этого вращения нлунжеры 44 взаимодей-20 ствуют со внадинами кулачковой .поверхности и за.нимают свое наружное положение. СтупиЦа 49 трижата ло оси вала упорнььми плунжера(ми 45, которые слегка воздействуют на нажимной диск 52, лоследн,ий IB свою оче-25 редь слепка .нажимает на комплект фрикционных дисков и лрижимает его к 1кольцево1му вьлстуну шестерни 56. Диск 52 вынужден в результате вращаться вместе с щестерней 56, и ступица 49 имеет воз.можность обогнать на-зо ЖИ1МНОЙ .диск 52. В условиях, когда передние колеса стремятся тор.мозить, а задние колеса-проскальзывать, налра.вление обгона ,между ступицей и нажи.м1НЫ1М диском 52 реверсируется, в ре-35 зультате чего элементы 54 стремятся разжать их и фрикционные диски блокируются. Это приводит к предотвращению .дальнейшего разделения стз.-ницы 49 и диска 52, которые соединяются и лредотаращают вращение40 межд.у ш.естерней 56 и стуницей 49, т. е. /между коронной шестерней 16 и солнечной щестерней 30. Межосевой дифференциал 3 блокируется. Дифферанниальный в дифференциале при нормальноМ новороте45 происходит свободно в пределах, олределяемых обго.но.м между шестернямН J6 и 30, ц о.граничивается в одном нанравлении фрикцион.ны,М|И дисками. Работа 1муфты 41 аналогична работе муфты50 42, но она регулирует тенденцию задних колес тор1мозить и (или) передних колес .проскальзывать. В муфте 4.1 одни фрикционные диски связаны с 1при водом передних колес через нажим.ной диск и ступицу, а другие диски55 ов язаны с приводам задних колес через шестерни 60 и 56, л ричем шестерня 60 ,может смещаться в осевОМ натравлении. Передаточное отношение шестерен 60 и 56 выбирается так, чтобы шестерня 60 вращалась немного60 быстрее вала 31, благодаря чему нажим1иой диск обгО|Няет стуницу .при нор1мальноМ движении В1перед. Так как муфта 41 вращается в нанравле/нии, проти1воноложно1м нанравлению вращения муфты 42, относительные на-65 б гаравлания облона вращающихся элементов ояина1К|Овы«в обеих .муфтах. Обгоиная муфта 59 долуокает вращение iKopnyca обоймы при движеиии вееред. Если задагие колеса стремятся то-рмозить и (или) передние колеса - про-окальзьпвать, направление обгона -между стутицей и нажимны1М диокам ре.версируется, и за1клинивающие эле.мвнты .разжимают названные элементы, отчего фригкционные .диюхн прижимаются к шестерне 60. В результате, каа и в муфте 42, центральный ди|ф:ференциал бло-кируется. Таким образо1М, д-ифференциальный эффект в дифференциале 3 ограничивается муфтой 4} в на.правлении, противоположном то-му, в ка-ко1М он Опранич-ивался муфтой 42. Следует |3аметить, что, когда нанравление обгона р.аверсируется в одной муфте, обгон во второй Муфте просто увеличивается, но вторая муфта ле В1ключается. Во время движения зад.ни1М ходо-м необходимо отключить обгонные муфты. Это достигается установкой обгонных муфт 48 и 59, соответственно предотвращающих обратное вращение корпуса f, чтобы кулачковые ловерхности удерживались .неподвижными, в то время ка1к обоймы 43 вращаются. В таких условиях обгонные муфты не 1могут заблокироваться. Фрикционные диски в каждой обгонной муфте находятся, таким образом, только .под мальгм давлением, и нроисходит проскальзывание, комленсирующее разность в скоростях их соответствующих обойм, Весь узел передачи окружает заднюю ось а1втомобиля, благодаря чему увеличивается пространство для водителя и лассажнров. Предмет изобретения Трансмиссия автомобиля с четырьмя ведущими колесами, содержащая соединен ный с Д1вигателе;-м ведущий вал Коробки 1передач, параллельный ему ведо:мый вал коробки, соосный ведо.мому валу .ведущий вал раздаточного механизма, межосевой дифференциал, в.одило которого .соединено с ве.домЫ:М валом коро,бки, коронная шестерня через установленную на ведуще.м валу коробки шромежуточ1ную шестерню зацеплена с шестерней, соединенной через блокируемую обгонную муфту с ведущим валом дифференциала одной пары ведущих колес, а солнечная шестерня соединена с ведущим валом раздаточного механизма, ведо1мый вал которого, при1водимьгй от ведущего вала зубчатой нередачей, соединен с валом привода второй лары ведущих (Колес, отличающаяся тем, что, с целью ограничения раз1ности угловых скоростей элементов .межосевого дифференциала, раз,даточный механизм снабжен дополнителиной зубчатой передачей, ведущая шестерня «оторой соединена с коронной шестер ней дифферанциала, а ведомая уста1новлена на ведомом валу с воэможностькэ свободного вращения,

на ведущем валу раздаточного механиама yicTaiHOiBjie-Ha обгонная муфта, (Содержащая комплект поочередно расположенных дис-кав, соединенных с ведущей щестерней дололнителынюй зубчатой передачи и -со ступицей муфты, соедимениой с ведущим валом, размещенный между .ком плектом |ф|рИ1Щи01Н.ных диоков и ступицей нажимиой диск, размещенные .между стуШИцей и иажимным диском раокли1НИ ва1Ощие элементы, о бойму с oinopными эламента ми, взаимодействующими с 1кулачковой .noiBiepXiHостью 1вращающего.ся .корпуса, соосного оси .вала и соединенного с картер01М трансмиссии через обтоиную муфту,

а на ве.до.мом валу раэдатючного .меха1НИ31ма уста1Н01влеиа аналогичная обгонная муфта, фри1К1Ционные дис1ки которой соединены с веДО.МОЙ шестерней дополнительной зубчатой яередачи и со ступицей .муфты, соедине.нной

с ведомым валом. .4V44V.. 5

as

Похожие патенты SU342330A1

название год авторы номер документа
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ 2011
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Котиев Георгий Олегович
  • Плиев Игорь Арчилович
  • Сайкин Андрей Михайлович
  • Коршунов Георгий Валерьевич
RU2479445C1
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ 1998
  • Пахомов А.Н.
  • Назаров Д.Н.
RU2163868C2
ТРАНСМИССИЯ ПОЛНОПРИВОДНОГО ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ 2012
  • Бялоцкая Майя Владимировна
  • Коршунов Георгий Валерьевич
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Плиев Игорь Арчилович
RU2486070C1
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 1991
  • Недялков А.П.
  • Азаматов Р.А.
  • Геннинг Э.Р.
  • Туртанов Е.Д.
  • Выборнов В.Г.
  • Качесов А.А.
SU1837486A1
ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ С ПЕРЕДНИМ И ЗАДНИМ ВЕДУЩИМИ МОСТАМИ 2012
  • Бялоцкая Майя Владимировна
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Плиев Игорь Арчилович
RU2486071C1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Драгунов Г.Д.
  • Семендяев К.Н.
RU2171750C1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА 2011
  • Ипатов Алексей Алексеевич
  • Плиев Игорь Арчилович
  • Сайкин Андрей Михайлович
  • Коршунов Георгий Валерьевич
RU2479444C2
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ 1992
  • Лившиц И.П.
  • Лиходедов И.Г.
RU2026208C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 1991
  • Недялков А.П.
  • Азаматов Р.А.
  • Геннинг Э.Р.
  • Туртанов Е.Д.
  • Выборнов В.Г.
SU1837576A1
ТРАНСМИССИЯ ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ 2012
  • Бялоцкая Майя Владимировна
  • Коршунов Георгий Валерьевич
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Плиев Игорь Арчилович
RU2486069C1

Иллюстрации к изобретению SU 342 330 A1

Реферат патента 1972 года ТРАНСМИССИЯ АВТОМОБИЛЯ С ЧЕТЫРЬМЯ ВЕДУЩИМИКОЛЕСАМИ

Формула изобретения SU 342 330 A1

SU 342 330 A1

Авторы

Иностранцы Клод Хилл Освальд Вебб

Иностранна Фирма Гарри Фергусон Ресерч Лимитед

Даты

1972-01-01Публикация