Изобретение относится к редукторным электрическим машинам и может быть использовано в качестве силового исполни ;-ельпого тихоходного двигателя.
Известны многоскоростные редукторные электродвигатели, содержащие статор и несколько зубчатых роторов.
Однако в известных двигателях недостаточно высокий коэффициент редукции, небольшой полезный момент, что не позволяет увеличить коэффициент редукции при сохранении повышенного момента на валу.
Цель изобретения - увеличить коэффициент редукции н полезного момента.
Суш,ность изобретения заключается в том, что статор выполнен с двумя пакетами: зубчатым с многофазной обмоткой и гладким без обмотки, соединенными магнитопроводом.
Два ротора двигателя выполнены зубчатыми, один из которых перекрывает оба пакета статора, а другой расположен в кольцевом зазоре между гладким пакетом статора и первым ротором с зубцами, обращенными к первому ротору. Число зубцов второго ротора отличается от числа зубцов первого ротора, а число зубцов первого ротора отличается от числа зубцов статора. Это отличие у обоих роторов может быть, например, на число пар полюсов статорной обмотки, при этом число фаз обмотки статора может быть выполнено равным числу полюсов, и каждая фаза расположена на одном полюсе. Если число зубцов второго ротора выполнено большим числа зубцов первого ротора, то врашепие обоих роторов согласное. Если число зубцов второго ротора выполнено меньшим числа зубцов первого ротора, то вращение обоих роторов встречное.
Первый ротор, перекрывающий оба пакета статора, выполнен стержневым, причем стержни отделены друг от друга немагнитными
промежутками.
На чертеже изображен двухскоростной редукторный реактивный двигатель.
Двигатель состоит из статора /, в котором установлены два пакета: зубчатый 2 с обмоткой 3 и гладкий 4. Первый ротор 5 перекрывает оба пакета статора, а второй ротор 6 расположен в зазоре между гладким пакетом и первым ротором 5.
Принцип действия двигателя заклю.чается
с следующем. При включении статорной обмотки на переменное напряжение возникает вращающееся магнитное поле, которое создает магнитный поток, проходящий через воздушные зазоры, пакет статора 2, зубцы (стержни) первого ротора (в аксиальном направлении), зубцы второго ротора и статора. В результате взаимодействия зубцов первого ротора с зубцами пакета статора возникает момент, приводящий во вращение первый ротор.
второго ротора с этим полем вызывает появление момента, приводящего во вращение второй ротор. Таким образом обеспечивается высокий коэффициент редукции. Чтобы достигнуть высокого полезного момента необходимо иметь определенное соотношение чисел зубцов статора и роторов. При обычной т-фазиой 2р полюсной обмотке разность чисел зубцов статора и первого ротора должно равняться разности чисел зубцов первого и второго ротора и равняться 2 р. При статорной обмотке, выполненной с числом фаз, равным числу полюсов, указанные выще разности должны равняться р.
Предмет изобретения
1. Двухскоростной редукторный реактивный двигатель с двумя зубчатыми роторами и
статором, состоящим из зубчатого пакета с многофазной обмоткой и гладкого пакета без обмотки, отличающийся тем, что, с целью увеличения коэффициента редукции и полезного момента, один из роторов соотве1ствует по длине двум пакетам статора и имеет число зубцов, не равное числу зубцов статора, а рторой ротор расположен в кольцевом зазоре, образованном гладким пакетом статора и первым ротором, с зубцами, обращенными к первому ротору, причем число зубцов второго ротора отличается от числа зубцов первого ротора.
2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что, с целью увеличения момента на валу, активная зона первого ротора выполнена из стержней, разделенных немагнитными промежутками.
Даты
1972-01-01—Публикация