1
Изобретение относится к облисти антенной технике и может быть использовано в конструкциях курсовых антенн летательных аппаратов.
Известны самолетные слабонаправленные антенны, выполненные в виде двух активных несимметричных противофазных элементов, установленных в обтекателе, имеют слабое усиление в направлении оси самолета, а также меняют диаграмму направленности при изменении полол ения зеркала радиолокатора, расположенного в центре обтекателя.
Цель изобретения - повышение усиления антенны в направлении оси самолета и обеспечение неизменной диаграммы направленности антенны при изменении положения зеркала радиолокатора, расположенного в центре обтекателя.
Для этого упомянутые элементы выполнены в виде сигмообразных полотен, согнутых в ползкольца.
На фиг. 1 изображен общий вид антенны; на фиг. 2 - диаграмма направленности антенны самолета ТУ-144 в горизонтальной плоскости; на фиг. 3 - модификация антенны для самолета ЯК-40; на фиг. 4 - диаграмма направленности антенны самолета ЯК-40 в горизонтальной плоскости; на фиг. 5 - модификация антенны для самолета Бе-30; на фиг. 6 - диаграмма направленности антенны самолета Бе-30 в горизонтальной плоскости.
Предлагаемая антенна (фнг. 1) нредставляет собой два активных несимметричных вибратора, питаемых в противофазе, каждый из которых выполнен в виде решетки несимметричных вибраторов 1, опираюндейся на четвертьволновые короткозамкнутые шлейфы 2. Внбраторы выполнены из проволоки диаметром ,5 мм и наклеены на внутреннюю поверхность диэлектрического обтекателя 3, повторяя его конфигурацию, по обе стороны зеркала 4
радиолокатора. Проволочное исполпение впбраторов позволяет максимально снизить экраннруюпцее действие предлагаемой антенны на излучение радиолокатора. Четвертьволновые короткозамкн тые шлейфы
2 выполнены таким образом, что одной их стороной является фюзеляж 5 самолета, а другой - проволока, соединяющая основания всех несимметричных вибраторов 1 рещетки.
Плечи 6 короткозамкнутых шлейфов имеют электрический контакт с фюзеляжем 5 самолета.
Металлическая стенка 7 фюзеляжа 5 выполняет роль дискового рефлектора. Она
представляет собой одно целое с фюзеляжем 5 самолета, имеющим размеры больше 10Х по периметру. Такая замкнутая форма рефлектора больших размеров позволила получить более равномерную диаграмму направленности в задней полусфере самолета.
Решетка несимметричных вибраторов 1 питается коаксиально фидером 9 таким образом, что виЗТренний проводник подключеп к передней сторопе 10 короткозамкнутого шлейфа, являющейся опорой решетки несимметричных вибраторов 1, а внешний соединен электрически с противоположной стороной шлейфа - фюзеляжем 5 самолета.
Модифицированный вариант предлагаемой антенны для самолета ЯК-40 отличается меньшими габаритами, что достигиуто Г-образпой формой короткозамкнутых шлейфов 11 (фиг. 3) и выполнением активных вибраторов различной длины, концы которых замкнуты между собой металлической перемычкой 12.
Уменьшение размеров антенны вызвало необходимость введения дополнительного настроечного элемента, позволяюшего получить удовлетворительное согласование укороченной антенны с питающим фидером.
Настроечный элемент представляет собой установленную внутри короткозамкнутых шлейфов И сетчатую поверхность 13 (фиг. 3), стороны которой параллельны сторонам короткозамкнутых шлейфов 11. Питание антеины в этом случае осуществляется также коаксиальным фидером 9. В месте 14 подключен внутренний проводник 15 к ближайшей к обшивке фюзеляжа 5 сетчатой поверхпости 13, а внешний проводннк - к фюзеляжу 5 самолета.
Для самолета Бе-30, также имеющего диэлектрпческнй обтекатель 3, разработана еше одна модификация предлагаемой антенны.
Эта модификация вызвана тем, что в обтекателе хотя и нет радиолокатора, установлены две электрические осветительные
фары, имеюшие массивное металлическое основание 16 (фиг. 5) и экранную оболочку 17 силовых кабелей питания фар.
В данной разновидности нредлагаемой антенны применены активные несимметричные вибраторы, выполненные в виде полосковых несимметричных вибраторов 18 (фиг. 5), наклеенных на внутреннюю поверхность диэлектрического обтекателя 3 и
питаемых противофазно. Вибраторы выполняются из латунной фольги толщиной 0,3, шириной 60 и длиной 420 мм. Роль рефлектора выполняет фюзеляж 5 самолета. (На фиг. 6 приведена диаграмма направленности антенны самолета Бе-30, снятая на макете новой части самолета. Каждая из модификаций предлагаемой антенны проверена на опытном образце в лабораторных, наземных и летных испытаниях).
Сканирование зеркала радиолокатора приводит к некоторым изменениям диаграммы направленности. Экспериментальное исследование опытного образца антенны
показало, что для аппаратуры посадки и навигации такие изменения в диаграмме направленности практически не сказываются при ручном, полуавтоматическом и автоматическом пилотировании, так как эти
изменения компепсируются работой АРУ приемников.
Формула изобретения
Самолетная слабонанравленная антенна, выполненная в виде двух активных несимметричных противофазных элементов, установленных в обтекателе, отличающаяся тем, что, с целью повышения усиления в нанравлении оси самолета н обеспечения неизменной диаграммы направленности антенны при изменении положения зеркала радиолокатора, расположенного в центре обтекателя, упомянутые элементы выполнены в виде сигмообразных полотен, согнутых в полукольца.
Фиг.
5. ,0
50
60
70
2W
° 9Г1П7(7 Фиг.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НЕНАПРАВЛЕННАЯ АНТЕННА ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ | 2021 |
|
RU2755403C1 |
НЕСИММЕТРИЧНАЯ ВИБРАТОРНАЯ АНТЕННА | 2006 |
|
RU2313163C1 |
ВСЕНАПРАВЛЕННАЯ АНТЕННА | 2010 |
|
RU2430451C1 |
Самолетная слабонаправленная антенна | 1972 |
|
SU429743A2 |
САМОЛЕТНАЯ АНТЕННА | 2019 |
|
RU2720261C1 |
ПОЛУВОЛНОВОЙ ВИБРАТОРНЫЙ ИЗЛУЧАТЕЛЬ | 1989 |
|
RU2035096C1 |
ДИРЕКТОРНАЯ АНТЕННА | 1984 |
|
SU1840042A1 |
СИНФАЗНАЯ ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ДИАПАЗОННАЯ АНТЕННАЯ СИСТЕМА | 2015 |
|
RU2593428C1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ "КВАЗИКАРУСЕЛЬНАЯ" АНТЕННА | 2011 |
|
RU2469448C2 |
АНТЕННА РЭВЭЛ | 2002 |
|
RU2253928C2 |
Фиг. 5
Авторы
Даты
1982-06-15—Публикация
1970-02-09—Подача