1
Изобретение относится к системам амортизации и может быть использовано при создании систем сейсмической заш;иты различных объектов от действия сейсмических нагрузок землетрясений или ядерных взрывов.
Известны устройства для амортизации сейсмических толчков, действующих на объекты, например здание, содержащие амортизаторы, размещенные между объектом и основанием и связанные с объектом посредством шарниров со свободным ходом. Амортизаторы применяются механические пружинные, гидравлические, пневматические, пневмогидравлические, резинокордные, резиновые и т. д.
В процессе длительной эксплуатации систем амортизации до сейсмического воздействия амортизаторы подвергаются постоянному воздействию статических весовых нагрузок, создающих значительные напряжения и вызывающих ряд вредных процессов, например релаксацию, адгезию, диффузию, коррозию механических пружинных амортизаторов, старение резиновых и резинокордных, потерю герметичности уплотнительных устройств пневматических и пневмогидравлических, результатом чего может быть постепенный выход из строя амортизатора, выражающийся в полной потере работоспособности либо в изменении его силовых характеристик за пределы донускаемых значений, а также просадка объекта
на амортизаторах относительно исходного положения.
Выявление неисправных амортизаторов связано со значительными трудностями, необходимостью постоянно действующей контрольной аппаратуры.
Цель предлагаемого изобретения - увеличение срока службы и ремонтопригодности устройства.
Это достигается тем, что предлагаемое устройство снабжено механизмом для разгрузки амортизаторов, вьгполненным в виде домкраг тов и связанных м:ежду собой промежуточных элементов с криволинейными контактными поверхностями, установленных между домкратами и объектом.
На фиг. 1 и 2 изображены в-ариантьг предлагаемого устройства.
Устройство содержит упоры , жестко соединенные с амортизуемым объектом 2, промежуточные элементы 3 с криволинейными контактными поверхностями, гидродомкраты 4 со штоками 5 и предохранительными втулками 6 и амортизаторы 7, связ-анные с амортизируемьгм объектом 2 шарнирами 8, имеющими свободный ход. Промежуточные элементы 3 могут быть выполнены в виде кеглей, соединенных между собой тягами 9, или в виде шаров, расположенных в сепараторе 10. Промежуточные элементы 3 установлены между упорами / и торцами што-ков 5. В подпоршневые полости цилиндров гидродомкратов 4 по трубопроводу // подается ра бочая жидкость, и амортизируемый объект 2 подниМается на величину, ра1вную статической деформации амортиз.аторов 7 под действием веса 0|бъе1кта 2. В этом, случае амортизаторы 7 полностью разгружаются. Аналогично в зависимости от требований и конкретных условий получают, любой процент разгрузки амортизаторов 7, что опредеЛЯется величиной подъема объекта 2 н.а гидродом.кратах 4. Соединение цилиндров гидродомкратов междусо&бй трубопроводом // обеспечивает раввомерный подъем амортизируемого объекта и одинаковые усилия поджатия промежуточных элементов 3 к контактным поверхностям. Для разгрузки гидросистемы служат втулки 6, которые навинчиваются на резьбовые концы штоков 5 до упора в торцы цилиндров гидродомкратов 4, после чего рабочая жидкость сливается. В таком положении весовые нагрузки амортизируемого объекта 2, минуя амортиЗаторы 7; передаются .н.а основание 12 через упоры 1, промежуточные элементы 3, щтоки 5, втулки 6 и цилиндры гидродомкратов 4, жестко связанные с основанием. При сейсмическом воздействии основание 12 получает горизонтальные, вертикальные.- и угловые колебания, в результате которых имеет место относительное движение на промежуточных элементах 3. В результате перекатывания и наклона промежуточные элементы 3 выпадают, и амортизируемый объект 2 опускается на амортизаторы 7. Для уменьшения времени выкатывания промежуточных элементов их сферические поверхности выполнены с переменным радиусом, уменьшающимся от центра сферы к ее краям, S этом случае условие выкатывания промеЖ1уточных элемантое 5 улучшается, так как при их перек,атыван.ии возникает возрастающий ;по мере наклона опрокидывающий момент, а также исключается образование лунок в месте контакта элементов 3 с упорами / и. щтоками 5. Поэтому усилие, необходимое для начального относительного движения, остается стабильным и равным заданному. До выпадания промежуточных элементов 3 амортизаторы. 7 практически не оказываю сопротивления движению благодаря креплению аморт изатрррв 7 к объекту 2 на щарнирах 8, имеющих сво1бодный ход. Соединение промежуточных элементов У тягами 9 или расположение их в сепараторе 10 обеспечивает синхронное выпадание -всех промежуточных элементов и одновременноенагружен:ие всех амортизаторов 7, а такжп уме-ньшает угловые возмущения на амортизируемом объекте 2 в момент переключения устройства, причем инерционная сила, действующая на промежуточные элементы со стороны тяг 9 или сепаратора 10, способствует выпаданию. Если в момент переключения устройства вертикальная составляющая инерционной силы превышает допустимую амортизируемым объектом величину, втулка 6, ослабленная круговым вырезом 13, разрушается, что исключает передачу опасных нагрузок и. облегчает выпадание промежуточных элементов. Предмет изобретения Устройство для амортизации сейсмических толчков, содержащее амортизаторы, размещенные между объектом и основанием и связанные с объектом посредством щарниров со свободным ходом, отличающееся тем, что, с целью увеличения срока службы и ремонтопригодности, устройство снабжено механизмом для разгрузки амортизаторов, выполпенным в виде домкратов, и св язанных между собой промежуточных элементов с криволинейными контактными поверхпостями, установленных между домкратами и объектом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ АМОРТИЗАЦИИ | 2011 |
|
RU2481508C1 |
Адаптивная система сейсмозащиты объектов (варианты) | 2023 |
|
RU2820180C1 |
ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР | 1994 |
|
RU2079747C1 |
ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР | 2011 |
|
RU2481507C1 |
Способ сейсмоизоляции объектов и амортизационное устройство (варианты) для его осуществления | 2022 |
|
RU2787418C1 |
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 1992 |
|
RU2029155C1 |
ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР | 1994 |
|
RU2079746C1 |
АМОРТИЗАТОР | 2005 |
|
RU2277651C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АМОРТИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОГО КОНТЕЙНЕРА В ШАХТНОМ СООРУЖЕНИИ | 2011 |
|
RU2457376C1 |
АМОРТИЗАТОР СИСТЕМЫ ВИБРОЗАЩИТЫ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ | 2021 |
|
RU2774216C1 |
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация