1
Изобретение относится к области электрических машин и может быть использовано п приборах для контроля якорей малогабаритных электрических машин.
Известно устройство для определения угла установки коллектора на якоре электрической машины, содержащее источник питания, датчик, выполненный в виде трехстержневого сердечника с обмоткой иа среднем стержне, и ш,етки.
Предлагаемое устройство отличается от известного тем, что оно снабжено дополнительным приводом, управляемым сигналами датчика и приводяа1им в движение один из элементов устройства, определяющий угол установки коллектора.
В качестве такого поворотного элемента могут быть использованы щетки и датчик, установленные на траверсе, механически связанной с приводом, что значительно повышает точность определения угла установки коллектора.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство с подвижными щетками; на фиг. 2 - устройство с подвижным датчиком.
Устройство включает в себя генератор / переменного тока, питающий током через конденсатор 2 одну из двух обмоток двухфазного электродвигателя 3. Кроме того, генератор непосредственно питает две щетки 4, укрепленные на траверсе 5, установленной с возможностью поворота вокруг оси 5. Датчик 7 выполнен в виде трехстержневого сердечника с обмоткой 8 i-ia среднем стержне, соединенной со входом усилителя 9. На выход последнего включена вторая обмотка электродвигателя 3, предназначенного для поворота траверсы 5 посредством механической передачи 7(9 на. угол, величина которого отсчитывается
стрелкой // по шкале /.2.
Электродвигатель /5 сообщает с помощью механической передачи / равномерное вращение якорю, который имеет обмотку 15, а ее выводы присоединены к смежным пластинам
коллектора 16.
Датчик 7 может быть размещен на поворотной траверсе /7 (фиг. 2).
Устройство для определения угла установки коллектора на якоре электрической машины
работает следующим образом.
Испытываемый якорь помещают в устройство для определения угла установки коллектора и соединяют посредством механической передачи 14 с электродвигателем /5.
Щетки 4 накладывают на поверхность коллектора /5 и включают электродвигатель /5, равномерно вращающий испытываемый якорь. Переменный ток, поступающий от генератора /, протекает поочередно через каждую секцию
обмотки 15 якоря и индуктирует в обмотке
8 э.д. с., фаза которой зависит от положения в данный момент паза якоря с очередной секцией, питаемой переменным током, относительно среднего стержня датчика.
Если щетки 4 с траверсой 5 и стрелкой // повернуты так, что стрелка 11 на шкале 12 показывает угол, соответствующий углу установки коллектора 16, то в обмотке 8 поочередно индуктируются э.д. с., протиБОпслсжных фаз и равных амплитуд и продолжительностей, компенсирующих в среднем во времени одна другую. Если же между углом, отсчитываемым на щкале 12 и действенным углом установки коллектора 16 имеется расхождение, то у э.д.с., индуктируемой в обмотке 8, преобладает фаза, соответствующая направлению сдвига коллектора 16 относительно показания стрелки 11 на шкале 12.
Средняя во времени э.д.с. в обмотке 8 имеет фазу и амплитуду, соответствующую углу сдвига коллектора 16. Индуктируемая в обмотке 5 э.д. с. усиливается усилителем 9 и поступает на вторую обмотку двухфазного электродвигателя 3, первая обмотка которого питается от генератора / через конденсатор 2, сдвигающий ток в ней на 90°. В электродвигателе 3 возникает магнитное поле, вращающееся поочередно в одну или другую сторону в соответствии с фазой э. д. с., индуктируемой в обмотке 8. Из-за инерционности ротор электродвигателя 3 не успевает следить за изменением направления вращения магнитного поля и остается неподвижным при скомпенсированной во времени э.д. с. обмотки 8 или вращается в соответствующую сторону при преобладании какой-либо фазы. Направление вращения электродвигателя 3 принято таким, что он поворачивает траверсу 5 со
щетками 4 в сторону уменьщения преобладания фазы э.д. с., наводимых в обмотке 8, после чего вращение электродвигателя 3 прекращается. При этом стрелка 11 показывает 5 на шкале 12 угол установки колелктора iia якоре электрической машины.
В случае, когда на поворотной траверсе 17 размещен датчик 7, работа устройства осуществляется аналогичным образом. При этом
0 траверса 17 с д атчиком 7 также поворачивается до полной компенсации э.д. с., наводимых в обмотке 8. При этом стрелка // показывает на шкале 12 угол установки коллектора на якоре электрической мащины.
Предмет изобретения
1.Устройство для определения угла уста0 новки коллектора на якоре электрической
мащины, содержащее источник питания, датчик, выполненный в виде трехстержневого сердечника с обмоткой на среднем стержне, и щетки, отличающееся тем, что, с целью по5 выщения точности определения угла установки коллектора, устройство снабжено дополнительным приводом, управляемым сигналами датчика и приводящим в движение один из элементов устройства, определяющий угол
0 установки коллектора.
2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в качестве поворотного элемента использованы щетки, установленные на траверсе, механически связанной с приводом.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в качестве поворотного элемента использован датчик, установленный на траверсе, механически связанной с приводом.
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация