С целью замены дефицитного металла цинка и упрощения существующего способа изготовления клише предлагается способ изготовления клише из алебастра или из цемента. Способ этот заключается в получении с особой рельефной матрицы отливки из алебастра или из цемента с применением различных укрепителей. Алебастровые и цементные клише, по своим качествам передачи изображения нисколько не уступают, по мнению изобретателя, цинковым и вполне пригодны для печати.
Для осуществления способа предлагается репродукционная установка для применения ее в районной и низовой печати, главным образом, в районных газетах, газетах совхозов, кол-хоз&в и т. п, причем эта установка является в то же время и портативной фото-лабораторией.
На чертеже -фиг. 1 показывает форму для отливки; фиг. 2 - вид установки в рабочем положении.
Репродукционная установка представляет собой шкаф-ящик с экраном, продольным штативом и двумя рефлекторами с четырьмя лампами. В этом ящике упаковано следующее оборудование, фото-принадлежности и химикалии: фотографический аппарат 9X12, с двойным растяжением, с доделкой на задней раме пазов для растра, и отливная форма, растр размером 9X12, ванночки, кассеты, штатив треногий, красный фонарь, пластинки, фотографическая бумага и химикалии, в том числе алебастр мелко просеянный и цемент.
Весь процесс изготовления как алебастровых, так и цементных клише состоит в следующем. Репродукцию с данного оригинала делают точно по руководству, где разработана шкала экспозиций с расчетом на постоянную силу света с изменениями на различное уменьшение и с указанием диафрагмы для штриха и тона. Правильно эксйонированный и проявленный негатив, после фиксажа и тщательной промывки надо обязательно усилить для получения черного, плотного в светах и совершенно прозрачного в тенях, контрастного негатива. Негатив подвергается ускоренной сушке в денатурате. Весь процесс изготовления 5-б негативов не должен превышать 30-40 минут. Негатив копируют на пластинках, покрытых следующим составом: воды 150 г, фотографической желатины 30 г, глицерина 2 г, сахара рафинада 1 г.
Расплавленным в водянбй бане при температуре 50 указанным выше раствором обливают 40 штук пластинок 9X12 для полутоновых изображений или 30 штук для штриховых.
Пластинки сушат на гладкой poBHofi поверхности, выверенной по ватерпас .
в сухом помещении в течгнне суток, Высушенные пластинки очувствляют ватным тампоном до оранжевого цвета следующим раствором: воды 100 см, аммония двухромовокислого 12 г. углекислого натра 1 г, причем Vs этого раствора смешивают с /з чистого алкоголя.
Очувствление и сушка производятся при красном или темно-желтом свете. Копирование в течение 40 минут ведется на том же экране, где производилась съемка.
Откопированную пластинку проявляют, покачивая 5 минут в ванне из 100 см теплой воды, 1 г углекислого натра и 10 капель нашатырного спирта.
Через 5 минут после промывки в проточной воде пластинку опускают на 3 минуты в ванну из 10 см холодной воды и 10 г медицинского гипса. Опять следует промывка в проточной воде до удаления белого налета. После промывки пластинка подвергается в течение 5 минут обработке 2/о-ным раствором хромовых квасцов. После всех этих операций пластинка погружается на 2--3 минуты в ванну с теплой водой до 26°. В течение этого времени рельеф нарастает до предела. Вынутую из теплой воды пластинку обливают несколько раз 5%-иым раствором жженых квасцов и осушают влажным ватным тампоном до полного удаления влаги с поверхности. Полученная таким образом рельефная пластинка заключается в отливной аппарат.
Отливку алебастровых клише производят следующим образом. В эмалированной посуде соответствующего размера составляется смесь из 2/о-го водного раствора калиевых квасцов-40 частей, и алебастра вареного, мелко просеянного (900 отверстий на 1 100 частей, причем надо всыпать алебастр в воду, а не наоборот. Смесь хорошо размешивают и вливают в аппарат для отливки. В отливном аппарате смесь помешивают с поверхности в течение 30-40 секунд. Сейчас же, пока масса еще жидка, ровной стальной линейкой сглаживают ее по краям формы, удаляя излишки; таким образом должна получиться совершенно ровная поверхность, т. е. в будущем основание клише. Весь процесс отливки, в виду быстрой
охватываемости массы, должен продолжаться не более 2 минут. В случае надобности G одной рельефной пластинки можно сделать несколько отливок. Через 5 минут форму расключают и готовую отливку вместе с рельефной пластинкой погружают в ванну из 1000 см воды и 5 см жидкого стекла. Через 2 минуты отливка легко отделяется от рельефной пластинки, высушивается ватным тампоном и на 1.5 минут помещается в сушильный шкаф. Через 15 минут, вынув отливку из сушильного щкафа и дав отойти парам, ее покрывают с поверхности раствором из 200 см воды и 15 г хлористого бария. После этого снова производится сушка в шкафу в течение 20 минут.
Вынув из шкафа и остудив клише, его покрывают со всех сторон лаком из денатурата-250 г и фенолового искусственного щеллака-20 г.
На этом заканчивается процесс изготовления алебастровых клише. Изготовленные таким образом клише выдерживают на американке или плоской машине тираж до 3500 экз.
Для отливки цементных клише в любой посуде, за исключением медной, изготовляют смесь из 100 частей цемента и 35 частей воды, причем воду вливают в цемент, а не наоборот.
Быстро и хорошо размешав состав, надо сразу его вылить в форму, взбивая массу ложкой или лопаткой 30-40 секунд, дабы образовавшиеся между массой и пластинкой пузырьки воздуха поднялись Ни поверхность массы. Через минуту процесс охватывания закончен. Отвердевшие излишки массы срезают острым ровным ножом по краям формы. Через 2-3 минуты форму расключают. Клише вместе со стеклом переносят в теплую воду 22° и через 2-3 минуты клише легко отделяется от пластинки, после чего его фрезеруют по краям и подают в сушильный шкаф, в котором клише должно находиться 1 час, после чего клише вынимают, остужают, фиксируют лаком, как и алебастровые, и сдают в печать.
Изготовленное таким образом клише выдерживает, по утверк дению автора, тираж на любой машине до 20000 экземпляров.
Предмет изобретения.
1. Способ изготовления типографских клише из алебастра или из цемента с применением рельефной желатиновой формы, отличающийся тем, что на желатиновую рельефную форму, помещенную в отливной аггпарат, наливают состав из тонко измельченного алебастра, размешанного в воде с раствором калиевых квасцов, и после застывания массы-готовую отливку, вместе с рельефной формой, погружают в слабый водный раствор жидкого стекла для отделения рельефной формы, после чего клише высушивают, обрабатывают поверхность его водным раствором хлористого бария, высушивают и покрывают все клише шеллаковым лаком.
2.Видоизменение способа по п. 1. отличающееся тем, что для получения клише из цемента желатиновую форму заливают цементным раствором и, по отвердевании, излишек массы срезывают ножом, а затем клише опускают в теплую воду для отделения желатиновой формы, после чего клише фрезеруют, высушивают и покрывают лаком.
3.Для осушествления способа по пп. 1 и 2 применение разборной формы для отливки, состоящий из боковых стенок, скрепленных поперечными планками на винтах (фиг. 1).
4.Для осуществления способа по пп. 1 и 2 применение походного чемодана с выдвижной подставкой для фотографического аппарата и с откидной крышкой, служащей для прикрепления оригиналов и снабженной осветительными лампами с рефлекторами (фиг. 2).
Фиг1
Фип2
Авторы
Даты
1934-10-31—Публикация
1934-01-11—Подача