1
Изобретение относится к способам проверки якорей в электротехнической .промышленности при производстве электродвигателей.
Известные способы обнаружения обмоточных дефектов в якорях электрических машин при вращении якоря в переменном электромагнитном поле индуктора путем снятия с переменного электромагнита, индуктивно связанного с якорем, модулированного сигнала высокой частоты и демодулирования его для выделения огибающей этого сигнала не обеспечивают высокой чувствительности при превышении мешающими сигналами мощности полезных сигналов и позволяют определить только один вид дефекта - витковые замыкания.
Для повышения чувствительности при одновременном контроле основных обмоточных дефектов предлагается в процессе контроля изменять частоту электромагнитного поля индуктора в пределах резонансной области якорей проверяемого типа, а из демодулированиого сигнала, несущего информацию о качественном состоянии обмотки язкоря, выделять низкочастотные гармонические составляющие
f,, ,. , ,. (W-2).-,
Где п - число оборотов Якоря в минуту. М - число катушек якоря, затем выделенные
гармоники суммировать и по изменению амплитуды усиленного результирующего сигнала судить о наличии обмоточных дефектов.
Контроль дефектов осуществляется нри изменяющейся в пределах резонансной области якорей частоте по выделенным из ее сложного спектра Н1гзкочастотным гармоническим составляющим, характеризующим качественное состояние обмоток я:коря.
Необходимость такого способа контроля объясняется тем, что при проверках якорей в резонансной области, где возможно определение основных обмоточных дефектов, в частотном спектре огибающей помехи по мощности значнтельно превышают полезные сигналы.
Устройство .аля осуществления предлагаемого способа состоит из электромагнитов, пндуктора и приемника, генератора качающейся частоты и электронного блока, имеющего демодулятор, предварительный усилитель, набор фильтров, выходной усилитель, индикатор дефектов.
При этом проверяемый якорь вращается с большой скоростью между полюсами индуктора, питаемого от генератора качающейся частоты.
Модулирован11ые сигналы с приемного электромагнита, установленного с минимальным зазором над якорем, поступают на электронный блок, где они демодулируются, а выделенная огибающая предварительно усиливается, фильтруется, опять усиливается и контролируется индикатором. На фиг. 1 показаны амплитудно-частотные характеристики основных гармоник огибающей модулированных сигналов после предварительной их демодуляции в электронном блоке. При этом доброкачественный якорь вращается со стабильной скоростью в переменном магнитном поле индуктора постоянной напряженности. Частотный спектр огибающей разделяется на полезные сигналыгармоникиf - 30 /з-(.У-2).. характеризующие состояние обмоток якоря, и мешающие сигналы, зубцовые помехи . г-п . г-п 15 (п - число оборотов якоря в минуту, .V - число якорных катущек, Z - число зубцов железа якоря). По характеристикам видно, что зубцовые помехи (кривые а и б) превышают по уровню соответственно полезные гармоники (кривые в, г, д). Частотное разделение сигналов при помощи набора узкополосных фильтров дает возможность, подавив помехи, вести контроль обмоточных дефектов по низкочастотным гармоническим составляющим независимо от уровня энергетических соотношений полезных и мешающих сигналов. На фиг, 2 изображены характеристики гармоники /1 - после дополнительной фильтрации огибающей при доброкачественном якоре / и при якорях, имеющих в обмотках один короткозамкнутый виток провода 2 диаметром 0,06-0,1 мм, одну короткозамкнутую (4) (5) секцию 3, внутренний 4 и внешний 5 обрывы, неправильно распаянную секцию 6, двойной обрыв 7 и замыкание на корпус 8. Степень изменения амплитуды контролируемой гармоники зависит от вида обмоточных дефектов. Дефекты в проверяемом якоре определяются по индикатору, когда уровень контролируемых гармоник превыщает установленную при эталонном якоре величину. Предлагае.мый способ имеет высокую чувствительность и надежность при определении как одиночных, так и нескольких совмещенных дефектов, в разных обмотках якоря и пригоден для проверок как лропитанных, так и непропитанных якорей, имеющих петлевые обмотки. Индуктивный контроль основных обмоточных дефектов дает возможность сократить количество производственных операций и улучщить технологию изготовления якорей. Предлагаемый снособ наиболее эффективно использовать на выходном контроле при массовом производстве якорей. Предмет изобретения Способ обнаружения дефектов в обмотках якорей электрических машин путем вращения якоря в переменном электромагнитном поле индуктора, снятия с приемного электромагнита, индуктивно связанного с якорем, модулированного сигнала высокой частоты, который демодулируют, выделяя огибающую этого сигнала, отличающийся тем, что, с целью повышения чувствительности при одновременном контроле основных обмоточных дефектов, в процессе контроля изменяют частоту электромагнитного поля индуктора в пределах резонансной области якорей проверяемого типа, а из демодулированного сигнала, несущего информацию о качественном состоянии обмотки якоря, выделяют низкочастотные гармонические составляющие i- -(-2)., где п - число оборотов якоря в минуту, N - число катущек якоря, затем выделенные гармоники суммируют и по изменению амплитуды усиленного результирующего сигнала судят о наличии обмоточных дефектов.
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация