Предлагаемый учебный прибор по механике предназначен для пояснения теоремы Даламбера о том, что „тело, имеющее одну неподвижную точку, может быть переведено из одного положения в другое одним лишь поворотом на определенный угол вокруг некоторой оси, проходящей через неподвижную точку.
На чертеже фиг. 1 изображает вид учебного прибора по механике в вертикальной плоскости; фиг. 2 - то же, вид сверху; фиг. 3 - вид шарового шарнира; фиг. 4 - шарик шарнира со стержнем для поворота шарика; фиг. 5 - деталь стержня для поворота шарика; фиг. 6 - разрез фиг. 3 по линии АВ.
Прибор состоит из следующих четырех частей (размеры показаны по модели, сделанной автором и применяемой при преподавании).
Первая часть: деревянный шарик 1 (диам. 4 .и) (фиг. 1-4) с двумя радиально расходящимися проволоками (длиной 30 см, считая от центра шарика); концы этих проволок соединены проволочной же дугой 2 большого круга (длиной 15см). Этот, щарик помещается в шаровой шарнир 3 (фиг. 3), явл 4ющийся второй составной частью прибора. Описание шарового шарнира дано ниже.
(«2)
I Шарик 1, помещенный в этот шарнир
I представляет собой тело, имеющее не; подвижную точку (центр шарика) и могущее вращаться вокруг произвольной
I оси, проходящей через эту точку. ПоI лолсение тела в любой момент определяется положением трех его точек: эти
точки-центр шарика и концы дуги 2. При
движении тела дуга 2 перемещается по
сферической поверхности (в данном
случае радиуса 30 см}.
Третью часть прибора (фиг. 1 и 2) составляет проволочный каркас 4, представляющий десять дуг большого круга по сфере (радиуса 30,5 см), концентрической стой сферической поверхностью, по которой перемещается дуга 2 при поворачивании шарика 1 в щарнире. На этом каркасе дуги 5 и 6 представляют первое и второе положение дуги 2. Остальные восемь дуг осуществляют те построения, которые необходимо произвести, чтобы найти ту точку на шаровой поверхности, через которую должна пройти ось вращения. Построения эти следующие:
а)дуги 7 и 8 соединяют одноименные концы дуг 5 и 6 (характеризующих первое и второое положение тела);
б)дуги 9 и 10 проведены через середины дуг 7 и 8 перпендикулярно
Фиг2
Фиг4
-го
з-О (
J-fl . 5
J
11
/$
--20
ФигБ
-24
2S
25
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Прибор для наглядного построения моментов силы относительно точки и относительно оси | 1931 |
|
SU30482A1 |
Прибор для пояснения правил сложения пар сил, действующих в разных плоскостях | 1931 |
|
SU30866A1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ | 2019 |
|
RU2744876C1 |
ТРИСЕКТОР | 2008 |
|
RU2378126C1 |
Учебный прибор по теоретической механике | 1981 |
|
SU982072A1 |
Наглядное учебное пособие по астрономии | 1953 |
|
SU101751A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАКОНОВ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ | 2006 |
|
RU2309462C1 |
Учебный прибор по механике | 1991 |
|
SU1770971A1 |
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КОСМОГРАФИИ | 1922 |
|
SU2894A1 |
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ГЕОМЕТРИИ | 1991 |
|
RU2010344C1 |
Авторы
Даты
1934-11-30—Публикация
1934-02-24—Подача