Предлагаемый дальномер - построитель предназначается для применения при стрельбе по воздушному флоту.
На фиг. 1-24 схематического чертежа поясняется устройство предлагаемого дальномера-построителя.
Для воспроизведения плана расположения батареи, цели и наблюдательных пунктов применяется стойка 1 с упорами 2, 4 и базными линейками (фиг. 6). Для воспроизведения линии полета цели применяется линейка 48 на кронштейнах 4f) и 47. Для воспроизведения линии визирования с наблюдательных пунктов применяются линейки 31, которые устанавливаются по лимбам 5о и дугам 43. Для определения дальности и времени полета до цели применяется линейка 30 с делениями дальностей и с графиком времен на барабане 36. Для воспроизведения границы поражаемого пространства применяется дуга 41, вращающаяся в подшипнике 39.
Работа предложенным дальномером - построителем производится следующим образом: Командир батареи (дивизиона), становясь на позицию, от «1ечает точно по карте (или по плану) точки стояния батареи и трех вспомогательных пунктов.
Главный командирский пункт может быть расположен где угодно, по усмотрению командира батареи, лишь была бы возможность быть укрытым от взора противника и была обеспечена спокойная работа (желательно внутри дома). Полученные четыре точки на карте командир батареи соединяет поочередно, каждую, с точкой стояния батареи, и у него получается пучек трех сходящихся линий. Получив указанное, он измеряет целлулоидным кругом углы расхождения, а по масштабу-протяжение каждого направления. По получении вышеозначенных данных командир батареи ввинчивает в пол или в крестовину стойку }, на которую надевает нижний упор 2, контргайку 3, верхний упор 4 с контргайкой о и пять базных линеек 6, 7, 8, 9 и 10, которые закрепляются гайкой 11. Командир батареи придает базным линейкам при помощи угломера направителя 12 соответствующие по карте (или плану) направления. На каждую линейку вдвигаются с концов малые подлимбные кронштейны 13, 14, 15. 16 и 17, при чем по ближнему к центру краю коробчатого основания читают по делениям верхней поверхности базной линейки удаления. Как базные линейки, так и кронштейники при помощи зажимов укрепляются неподвижно. На контргайку базных линеек и на кронштейны сверху вдвигаются боковые ризки отметок /5, 19, 20, 21, 22 и 23.
Командир вставляет в цилиндрические пазы стойки батарейный лимб 24, а в кронштейные углбмеры-вспомогательные лимбы 25, 26, 27, 28 и 29. Можно еще устроить поднимающиеся кронштейны на случай, если по карте будет видно значительное превышение одного пункта над другим. Основное направление 30-00 всех лимбов устанавливается буссолью (что касается панорамы, то в данном случае таковая на орудиях может быть снята вовсе, а на тумбу одевается подвижное, могущее быть закрепленным в любом месте, угломерное кольцо, которое даст большую точность отметки).
У центра батарейного лимба, на горизонтально припаянной оси, имеет вращение у своего конца в вертикальной плоскости дистанционная линейка 30, а у лимбов - линейка 31 круглого сечения, без делений.
Батарейная линейка на некотором расстоянии от центра вращения (начала) имеет раму,52 с зубчатым колесом, которое сцеплено с зубчатым сектором 33 батарейного лимба. На конце этой батарейной линейки имеется упор 34, в который ввинчивается винт 35 упора б арабана упреждения 36. При вращении в вертикальной плоскости батарейной линейки, последняя влечет за собою барабан 36, который от зубчатого сцепления с лимбом будет иметь вращение вокруг своей оси и на верхней поверхности будет иметь кривые упреждения соответствующего угла местности. При угле местности, равном 75°, барабан упреждения делает один оборот. Фиг. 24 представляет собою чертеж 37 развернутой поверхности барабана упреждения для гранаты. По самой дистанционНОИ линейке может быть продвинут по верхней поверхности на любую дистанцию ползун 38 с отметчиком. С левой стороны дистанционной линейки нанесены деления прицела. На батарейном лимбе по направлению 15-00 и 45-00 размещены в обе стороны два цилиндра (подшипник) 39 для ножек неподвижного основания 40 вращающейся дуги 41, служащей для воспроизведения границы поражаемого пространства (на боковой поверхности нанесены деления, соответствующие горизонтальной дальности).
Каждый вспомогательньш лимб имеет на круговой визирной линейке, на некотором расстоянии от точки вращения, зубчатую дугу 42, которая сцеплена с зубчаткой барабана 43 углов местности с таким расчетом, что она при угле 90 делает один оборот. Каждый барабан вращается на горизонтальной оси 44, впаянной в кронштейн 45, укрепленный неподвижно на вспомогательном лимбе. Каждое деление барабана угла местности трансформатора угломера вспомогателя равно //. Углы местности читаются по ризке верхней поверхности кронштейна.
На одном уровне с горизонтом лимба . устанавливаются 0-вые деления больших высотных кронштейнов 46 и 47, которые двигаются по нижнему и верхнему упорам. На высотных кронштейнах намечены деления через каждые 25 сажен полета по высоте, а на упорах горизонтальные дальности, которые читаются в окошечке коробчатого основания, при чем обозначены лишь числа полных сотен. На нижнем высотном кронштейне надевается сверху линейка 48 движения цели (путь полета). На самой линейке имеются также деления, которые показывают любой участок ее в саженях. Масштаб взят: 1 миллиметр равен 5 саженям.
Когда появляется цель наблюдатель, увидевши ее, дает знать командиру батареи особым сигналом. Командир батареи нажимает
кнопки электрических звонков тех вспомогателей, которые должны будут визировать на цель. Звонок i у угломера вспомогателя заста- вляет сделать быструю засечку и сообщить командиру батареи угломер и угол местности с подачей звонка. Командир, установив на своем приборе данные обоих засечек, подводит к месту их пересечения высотный кронштейн и сразу видит высоту полета цели; к месту засечки на высотном кронштейне он закрепляет шайбу 49 с таким расчетом, чтобы верхний край линейки движения соответствовал истинной точке пути цели. На эту шайбу опирается кольцо 50, к которому прикреплен конец линейки движения; оно может враш,аться на оси сбоку кольца в вертикальной плоскости, а с помош,ыо самого ; кольца вокруг высотного кронштейна. К этому моменту истекает 20 секунд, и командир получает данные второй засечки, подведя к перекрещиванию визирных линеек второй высотный кронштейн, на котором он закрепляет шайбу 51 с цилиндрическим выступом. На i этот выступ накладывается линейка j движения, имеющая размеченные деления на 15 верст, т.-е. возможной дальности прямолинейного пути самолета в поражаемом пространстве. Расстояние между высотными кронштейнами по линейке движения отвечает пути и скорости самолета за 20 секунд; таким об- разом определяют секундную скорость полета. Когда установлен ; путь движения, в цилиндры бата- j рейного лимба вставляется неподвижное основание дуги поража- i емого пространства, а самой дугой можно очертить на линейке движения участок поражаемого пути. Таким образом, зная необходимое ; рабочее время и продолжительность полета снаряда, что узнается i барабаном упреждения (барабан упреждения на чертеже-гранатный, ; так как граната может быть установлена на удар; для шрапнели вставляется шрапнельный барабан).
Командир устанавливает батарейную линейку и визирную линейку свободного пункта на линейке движения и читает готовые данные для батареи (угол местности, угломер, прицел и трубку, а для упреждения угломер и угол местности) одновременно передавая их по принадлежности телефоном, а сам работает далее таким же образом над местом новой встречи снаряда с целью. Когда упредительный пункт (свободный вспомогатель) уловит в монокулярной трубке цель, то подается батарее команда „огонь, что соответствует моменту выстрела. Если не будет пересечения линейки движения с дугой поражаемого пространства, то это значит, что цель поразить огнем своей батареи нельзя, когда же батарейный барабан упреждения укажет угол местности более 75°, то это значит, что цель летит в мертвой воронке. Если в обективе монокулярной трубки упреждения цель не появится вовсе, то она следовательно изменила свой курс полета. Этим самым имеется в виду предотвратить возможные бесцельные траты снарядов..
Предмет патента.
Дальномер - построитель для стрельбы по воздушному флоту, характеризующийся совокупным применением: а) стойки / с упорами 2, 4 и базными линейками 6 для воспроизведения плана расположения батареи, цели и наблюдательных пунков, б) линейки 48 на кронштейнах 46 и 47 для воспроизведения линии полета цели, в) линеек 31 для воспроизведения линий визирования с наблюдательных пунктов, каковые линейки устанавливаются по лИмбам 25 и дугам 42, г линейки 30 с делениями дальностей и с графиком времен на барабане 36 для определения дальности и времени полета до цели и д) дуги 41, вращающейся в подшипнике 39 и служащей для воспроизведения границы поражаемого пространства.
к патенту Н, П, НОВИКОВА № 4008
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Командирский прибор по системе (угломера) Турова-Михайловского | 1922 |
|
SU15239A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ПРИ ЗЕНИТНОЙ СТРЕЛЬБЕ | 1925 |
|
SU4656A1 |
БАТАРЕЙНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР | 1925 |
|
SU7033A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОРРЕКТУРЫ В УСТАНОВКУ ДИСТАНЦИОННОГО ВЗРЫВАТЕЛЯ (ТРУБКИ) | 2004 |
|
RU2253823C1 |
Командирский угломер | 1929 |
|
SU26067A1 |
СПОСОБ ПРИСТРЕЛКИ ЦЕЛИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КВАДРОКОПТЕРА | 2016 |
|
RU2642554C1 |
Способ стрельбы управляемыми снарядами с лазерной полуактивной головкой самонаведения | 2019 |
|
RU2716462C1 |
Артиллерийский прибор для определения поправок на смещение и на отход | 1932 |
|
SU50301A1 |
Прибор для определения положения точек на местность засечками при помощи наземного фотоснимка | 1933 |
|
SU34164A1 |
Способ пристрелки цели с использованием специального реактивного снаряда | 2019 |
|
RU2715466C1 |
Фиг.1.
Фиг.-В иг.3.о ;;;ГФиг:
ФпгБ
Фкг5 Фиг1: Фмг
i;
jtif,i)
Фиг ФкгГ, О,;.
., „ :iitiSJ; t-
CPMrllt ф,,
31-;
Фиг5
Авторы
Даты
1927-11-30—Публикация
1925-06-22—Подача