Устройство для переноса установленного числа на служащие для отсчета счетные колеса счетных и регистрирующих машинах Советский патент 1934 года по МПК G06C15/00 G06C15/26 

Описание патента на изобретение SU40627A1

Предлагаемое устройство предназначено для использования его в виде основной счетной части в разного рода счетных и регистрирующих машинах и приборах и имеет целью дать возможность производить суммирование и вычитание, а также вычислительные действия по способу повторного суммирования или вычитания.

В существующих счетных устройствах служащие для отсчета счетные колеса вращаются при помощи зубчатых шестерен, секторов и реек и задерживаются посредством пружинных задержек, создающих относительно большие сопротивления трения, или при помощи стопоров, позволяющих колесам вращаться свободно, но требующих попеременновозвратного движения частей, чем в совокупности обусловливается сложность конструкции, затрудняется эксплоатация и ограничивается скорость работы счетного устройства определенными пределами.

Настоящее изобретение имеет целью устранить указанные недостатки.

На чертеже фиг. 1-14 изображают раз. личные формы выполнения предлагаемого устройства, причем фиг. 4 является дополнением к фиг. 3; фиг. 8-дополнением к фиг. 7;фиг. 12и 14- дополнением к фиг. 13.

Для вращения служащих для отсчета счетных колес 7 (фиг,. 1, 2, 3, 13) применено концентрично с ними расположенное вращаюи1ееся ведущее приспособление в виде вала 2 (фиг. 1,2,3, 13) или полого цилиндра 3 (фиг. 2, 3, 13), которое вследствие концентричности имеет возможность соединяться с колесами наиболее простым путем, например, при помощи зубцов 25 (фиг. 1), 24 (фиг. 2) 25 (фиг. 2, 3) и т. п., причем при таком соединении вращение сцепленных деталей может совершаться без участия каких-либо движущихся по отношению к ним и передающих между ними движение деталей, как-то: зубчатых колес, секторов и пр. Для задерживания счетных колес от проскакивания по инерции, при одновременном сохранении легкости вращения их, каждое из колес при расцеплении с ведущим приспособлением сцепляется со стопором 4 (фиг. 1, 2, 3, 13), от которого освобождается в момент начала своего вращения. Указанные сцепления счетных колес с ведущим приспособлением и со стопорами совершаются под влияниел управляющего устройства, состоящего из двух частей 5 и 5 (фиг. 1, 2, 3, 5, 6, 7), совершающих между собой относительное движение, связанное с вращением ведущего приспособления. Каждая из этих частой имеет в каждом разрядефигурные поверхности, осуществленные в виде кулаков (фиг. 1, 2), фигурных

пазов (фиг. 6), гребней (фиг. 5) или в других аналогичных указанных оформлениях и снабженные в cooxEetcTByioщих местах изгибами и переломами 9, 9 (фиг. 1), 10, W (фиг. 2), //,// (фиг. 5), 12, 12 (фиг. 6), а также в виде отдельно расположенных скосов 13, 13 (фиг. 3. и 4), 15, 15 (фиг. 2), М, 14 (фиг. 7 и 8), /5,16 (фиг. 12,13,14), стержней /7 (фиг. 1), 18 (фиг. 3), 19 (фиг. 6 и 7), 2 (фиг. 13) и т. п. Описанные скосы, стержни, изгибы, переломы и т. ц. в дальнейшем изложении называются- управляющими элементами.

Во время относительного перемещения указанных частей управляющего приспособления, принадлежащие к ним управляющие элементы входят в обоюдное соприкосновение, в результате чего происходит дополнительное, показанное на фиг. 1, 2, 3, и 13 стрелками 35, в каждом разряде самостоятельное, относительное смещение фигурных поверхностей, которое, будучи переданным при помощи промежуточных деталей счетным колесам, ведущему приспособлению и стопорам, вызывает относительное смещение последних между собой, производящее включение или выключение счетного колеса, смотря па характеру Относительного смещения управляющих элементов, причем сцепление счетного колеса с ведущим приспособлением (включение счетного колеса) происходит,одновременно с освобождением его от стопора,а расцепление колеса с ведущим приспособлением (выключение колеса) сопровождается одновременным его застопориванием; указанные действия происходят в каждом разряде самостоятельно.

На фиг. 1, 2 и 3 показаны примеры сцепления счетных колес с ведущим приспособлением и стопорами.

В устройстве, изображенном на фиг. 1, сцепление счетных колес с ведущим приспособлением соверщается при помощи сидящих на валу на шпонке муфт 22, с зубом 23, входящим в канавки колес 21, причем одновременно с этим стопор 4 поднимается и освобождает колесо. При расцеплении происходит обратное. В случаях, пок;азанных на фиг. 2 и 3, необходимое д,ля сцепления дополнительное относительное смепление совершается вдоль оси колеса-

в первом случае счетным колесом, по отношению к стопору 4 и принадлежащему валу зубу 24, которые входят в канавки колеса 25 и 26, а во втором случае--аналогичными деталями 4 к 27 по отношению к счетному колесу.

Описываемое счетное устройство обладает свойством обратимости, а именно: в случае, если полый цилиндр 5 будет неподвижен, а вал 2 будет вращаться (по стрелке 28), то деталь 4 будет играть роль стопора, а деталь 24 (фиг. 2) или 27 (фиг. 3) будет вращать счетное колесо; если же относительное движение распределяется таким образом, что вал будет неподвижен, а полый цилиндр будет являться ведущим приспособлением (вращаясь по стрелке 29), то детали 4 и 24, 27 обменяются ролями.

Управляющее приспособление явЬяется одновременно приспособлением для установки подлежащего счетной обработке числа, для чего управляющие элементы 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, производящие включение счетных колес, и элементы 9, /Г, 72, 73, М , 15, 16, производящие выключение последних, могут быть установлены на различных расстояниях друг от друга, отчего изменяется продол: ительность сцепления счетных колес с ведущим приспособлением, в соответствии с установленным числом:

Указанное относительное расположение управляющих элементов может достигаться относительным перемещением включающего и выключающего элементов (фиг. 1, 2, 3, 4, 5, б, 12, 13, 14) или применением управляющих элементов одного рода, например, выключающих, в единственном числе, а элементов включающих в количестве 9 штук, причем, при установке числа, выключающий и один из включающих элементов выдвигаются и ставятся на пути управляющих элементов другой части .управляющего приспособления, как показано на фиг. 7 и 8.

Перемещение счетных колес, для передачи десятков из низшего разряда в высший, производится аналогично описанному, для чего в каждом разряде добавляются управляющие элементы с расстоянием между ними, соответствук щим переносу на цифровые барабаны

числа, равного единице, которые ста ; вятся в рабочее положение под действи- i ем колеса низшего разряда, в момент перехода последнего с 9 на О или обратно с О на 9.

Описываел ое счетное устройство позволяет производить вычитание как прямым способом, путем движения ведущего приспособления и счетных колес в обратную сторону, так и по способу сложения дополнительных чисел.

В первом случае, если происходит также перемена направления относительного движения частей управляющего приспособления, управляющие элементы должны быть приспособлены для движения в обе стороны, как показано на фиг. 1, 2, 5, 6, 9.

Во втором случае устройство вращается в ту же сторону, но при этом вместо управляющих элементов для сложения 30, 30 (фиг. 10) включаются добавочные управляющие элементы 37, ЗГ (фиг. 11) для вычитания, расстояние между которыми соответствует переносу на счетные колеса чисел дополнительных до 9 или до 10.

Во многих случаях оказывается рациональным управляющее приспособление располагать также концентрично по отнощению к ведущему приспособлению и счетным колесам.

Такое расположение частей значительно упрощает осуществление связи управляющего приспособления со счетными колесами и с ведущим приспособлением, уменьщает размеры счетного устройства, и, кроме того, позволяет совместить относительное движение частей управляющего приспособления с вращением ведущего приспособления.

В форме выполнения устройства, показанной на фиг. 12, 13 и 14, внутри полого цилиндра 3 по окружности расположены управляющие элементы 75 и 16, перемещающиеся при помощи движков 32, и стопоры 4. Сидящие на валу 2 на осях 33 и задерживающиеся пружиной 34 рычажки 38 входят в соприкосновение с управляющими элементами, в результате чего рычажки отклоняются вправо и влево по стрелке 35, причем увлекают за собой счетные колеса /. В случае если полый цилиндр 3 неподвижен и ведущим является вал 2,

то счетное колесо /, сдвигаясь вправо, освобождается от стопора 4vi сцепляется СВОИМИ зубцами 36 с рычажком 38, которым увлекается во вращение. При сдвигании влево колесо отходитт т рычажка и зубцами 37 соединяется со стопором 4. Если, наоборот, вал 2 бздет неподвижен, а ведущим будет полый цилиндр 5, то стопор 4 будет захватывать колесо / при вращении, а рычажок 38 будет выполнять роль стопора.

Предмет изобретения.

1.Устройство для переноса установленного числа на служащие для отсчета счетные колеса, а также десятков низщего разряда в единицы высщего разряда в счетных и регистрирующих маг. шинах, отличающееся применением могущего соединяться и разъединяться в каждом разряде со счетными колесами / (фиг. 1, 2, 3,13) и концентрично с последними расположенного, вращающегося ведущего приспособления в виде вала 2 (фиг. 1, 2, 3, 13) или полого цилиндра 5 (фиг. 1, 2, 3, 13), для управления каковыми соединениями и разъединениями в соответствии с установленным числом служат фигурные, снабженные изгибами, выступами, скосами и т. п. поверхности 5 и 6 (фиг. 1, 2, 3, 5, 6, 7), могущие совершать относительное между собой движение, связанное с вращением ведущего приспособления.

2.Форма выполнения устройства по п. 1, отличающаяся применением, в случае производства вычитания по способу сложения дополнительных чисел, в каждом разряде добавочных фигурных изгибов, например 5/, 5/ (фиг. 11), расстояние между которыми соответствует переносу на счетные колеса чисел, дополнительных к установленным числам до девяти или десяти.

3.Форма выполнения устройства по п. 1, отличающаяся применением в каждом разряде, для задерживания счетных колес от проскакивания, стопоров 4, сцепляющихся со счетными колесами в каждом разряде самостоятельно, под действием фигурных изгибов таким образом,- что сцепление счетйого колеса с ведущим приспособлением происходит одновременно с освобождением его от стопора, а расцепление колеса с ведущим приспособлением сопровождается одновременным его застопориванием.

4. Форма выполнения устройства по пп, , отличающаяся тем, что для сцепления и расцепления счетные кблеса, ведущее приспособление и стопоры устроены перемещаемыми в продольном направлении одни относительно других.

5. Форма выполнения устройства по пп. 1-4, отличающаяся тем, что снабженное фигурными изгибами управляющее приспособление расположено концентрично по отношению к счетным колесам и к ведущему приспособлению (фиг. 13).

Похожие патенты SU40627A1

название год авторы номер документа
Счетная машина 1933
  • Меницкий Л.Ф.
SU36705A1
Счетная машина с печатающим приспособлением 1931
  • Титунков А.М.
SU41741A1
Счетное приспособление к пишущей машине 1929
  • Белоцерковец А.П.
  • Савенков Т.И.
SU33727A1
КАССОВЫЙ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ПРИБОР 1924
  • Смирнов А.А.
SU3099A1
Счетная клавишная машина с приспособлением для печатания 1935
  • Бодягин А.М.
SU49490A1
Суммирующее счетное устройство в счетных суммирующих машинах типа Голлерита 1932
  • Котляр И.М.
SU32205A1
Станок для соединения друг с другом деревянных полос путем штампования 1936
  • Глазунов В.Н.
SU56643A2
Счетная машина 1933
  • Шарапов П.С.
SU34814A1
Счетная машина 1934
  • Леонтьев И.П.
SU49498A1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1993
  • Ксинглонг Гао[Cn]
RU2088431C1

Иллюстрации к изобретению SU 40 627 A1

Реферат патента 1934 года Устройство для переноса установленного числа на служащие для отсчета счетные колеса счетных и регистрирующих машинах

Формула изобретения SU 40 627 A1

АигЗ Лиг. ID фиг II фиг 7 5/)-. , ., IZ. SrfЬофиг IS фиг и

SU 40 627 A1

Авторы

Авиев В.Н.

Даты

1934-12-31Публикация

1932-11-02Подача