1
Изобретение относится к области электромашиностроения.
Известны электрические машины с чашеобразными подшипниковыми ш,итами, прикрепленными по внешнему диаметру к статору внутри лобовых частей его обмотки. Такие электрические машины характеризуются небольшими габаритами, сниженным уровнем шума и меньшей трудоемкостью изготовления. Однако в них весьма сложно обеспечить точное центрирование подшипниковых ш,итов относительно расточки статора и не допустить проникновения связуюших веш,еств в полость ротора при соединении статора и подшипниковых ш,итов.
Цель изобретения заключается в том, чтобы улучшить центрирование подшипниковых щитов относительно статора и предотвратить попадание в полость ротора связуюших веществ при соединении подшипниковых щитов со статором.
Это достигается тем, что в расточке статора установлена тонкая немагнитная гильза, торцы которой выступают за пределы статора и образуют цилиндрическую и торцевые поверхности для сопряжения с подшиппиковыми щитами.
На фиг. 1 представлена предложенная электрическая машина, продольный разрез; на фиг. 2 показано в увеличенном масштабе сопряжение тонкостенной гильзы, установленной
в расточке статора с подшипниковым щитом; на фиг. 3 и 4 - поперечное сечение статора машины с различными вариантами выполнения гильзы. Статор 1 электрической машины снабжен
обмоткой 2. Ротор 3 насажен на вал 4, вращающийся на подшипниках, установленных в подшипниковых щитах 5. Точная радиальная и осевая установка подщипниковых щитов относительно статора достигнута их сопряжением
с тонкостенной цилиндрической гильзой 6, посаженной с натягом в расточке статора, причем длина гильзы несколько больше длины сердечника статора, вследствие чего гильза слегка выступает за пределы статора.
Такая конструкция позволяет обеспечить высокую степень концентричности мелсду расточкой статора и поверхностью для посадки подшипников в щитах, а следовательно и с внешней поверхностью ротора. Одновременно
достигается строгая параллельность меладу плоскостью, перпендикулярной к оси вала ротора и радиальными плоскостями подшипников. Расстояние между опорами определяет длина гильзы 6, которая легко может быть изготовлена со строгим допуском но длине, так что возможное отклонение длины сердечника статора от номинальной величины не влияет на общую длину сборки.
При окончательном соединении склеиванием или формованием статора 1 с подшипниковыми щитами 5 гильза 6 эффективно предотвращает попадание склеивающего или формующего вещества 7 в роторную полость 8 через пазы статора. Гильза 6, установленная в статоре, изготавливается из немагнитного материала, преимущественно пластмассы. Толщина стенки этой гильзы настолько мала, что она не влечет за собой существенного изменения диаметральных размеров ротора и статора.
Торец гильзы 6 образует осевую поверхность 9 и цилиндрическую посадочную поверхность 10, соответствующие сопрягаемым поверхностям подшипникового щита 5. Гильза выступает з торец сердечника статора настолько, обеспечить свободное пространство 1 между подшипниковым щитом и статором, необходимое для компенсации возможных отклонений размеров статора. Подшипниковый щит изготовлен щтампованным из листового металла. Внешняя часть щита имеет коническую форму.
Пространство 11, как и вся полость, ограниченная сердечником статора 1, обмоткой 2, гильзой 6 и внещней частью подшипникового щита 5 заполняется пластмассой при креплении подшипникового щита к статору. Если торец подшпппикового щита имеет волнпстую форму, то это только способствует повьппению прочности крепления щита к статору. Для достижения той же цели на поверхности подшипникового щита могут быть выполнены ребра или выемки.
Гильза 6 может быть выполнена с ребрами жесткости 12 (фиг. 3). Для осуществления неподвижной посадки гильзы в расточке статора можно использовать нагревание или охлаждение соответствующих деталей.
Гильза может иметь также продольный щов 13 (фиг. 4), размещенный в любом пазу статора. Такую гильзу можно изготовить из листового или полосового материала, скатанного в цилиндр.
Гильза изготовляется из металлического или неметаллического немагнитного материала. Материал должен быть жестким, хотя и очень тонким. Толщина стенки гильзы имеет величину порядка десятых долей миллиметра. Небольшая толщина может быть допущена благодаря тому, что гильза выступает из статора на весьма малое расстояние, и ее назначением является центрирование подщипникового щита
в течение времени его фиксирования склеиванием.
После закрепления подщипникового щита на статоре гильза не должна подвергаться каким-либо внешним нагрузкам.
Предмет изобретения
Электрическая мащина, содержащая статор с обмоткой и чащеобразные подшипниковые щиты, прикрепленные по внешнему диаметру к статору внутри лобовых частей его обмотки, отличающаяся тем, что, с целью улучщения центрирования подшипниковых щитов относительно статора и предотвращения попадания в полость ротора связующих веществ, в расточке статора установлена тонкостенная немагнитная гильза, торцы которой выступают за пределы статора и образуют цилиндрическую и торцевые поверхности для сопряжения с подшипниковыми щитами.
3 { 6
%г/
-и
///V
Zf--
I Ю
Фиг 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН АВТОНОМНЫХ ОБЪЕКТОВ | 2013 |
|
RU2513042C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА | 2004 |
|
RU2283525C2 |
ГИЛЬЗА РЕАКТИВНОЙ СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА | 2008 |
|
RU2373622C1 |
ЭЛЕКТРОМАШИНА | 2009 |
|
RU2385523C1 |
Электрическая машина | 1987 |
|
SU1539910A1 |
СОВМЕЩЕННАЯ ГРЕБНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ОТКРЫТОГО ТИПА | 2006 |
|
RU2306656C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ВЕТОХИНА "ЭМВ" | 1994 |
|
RU2065656C1 |
Электрическая машина | 1978 |
|
SU741377A1 |
ЭЛЕКТРОМАШИНА | 2011 |
|
RU2474945C2 |
АСИНХРОННЫЙ ГЕРМЕТИЧНЫЙ КОРОТКОЗАМКНУТЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2231895C2 |
Даты
1974-03-05—Публикация
1971-11-01—Подача