Изобретение относится к электрический машинаи, ииеющим неподБижные обиотки возбуждения и якоря, с жидкостным охлаждением поверхностей узлов тепловвделения, где интенсивный теплообмен происходит при движении хладагента с большой скоростью.
Известны конструкции электрических машин с жидкостным охлаждением, со сплошной бочкой ротора, выполненной из чередующихся магнитомягких полюсных наконечников и немагнитных элементов, содержащих неподвижные кольцевую обмотку возбуждения и обмотку якоря и полый вал для подачи хладагента к упомянутым обмоткам. Однако подаваемый хладагент, попадая на поверхность первого узла, тормозится и теряет запасенную ки.четическую энергию, вследствие чего снижается интенсивность охлаждения удаленных узлов и возникает необходимость применения специальных промежуточных ускоряющих устройств, что усложняет КОНСТРУКЦИЮ.
Для повышения интенсивности охлаждения без усложнения и увеличения габаритов конструкции торец обмотки возбуждения выполнен в виде конуса, внутренняя открытая поверхность которого обращена к валу, и немагнитные элементы имеют меньшую толщину по сравнению с толщиной полюсных наконечников, образуя открытые каналы для распределения
хладагента по длине ротора и окна для подачи его на лобовые части обмотки якоря и в зону зазора.
На фиг. I изображена электрическая машина, продольный разрез;
на фиг. 2 - бочка ротора, поперечный разрез.
На полом валу I расположена полюсная система 2, охваченная сплошной бочкой ротора, состоящей
0 из магнитомягких полюсных наконечников 3 и немагнитных элементов 4. В теле бочки в зоне полюсных наконечников расположены стержни 5 демпферной клетки, соединенные с короткозамыкающими кольцами 6. Немагнитные элементы бочки тоньше полюсных
наконечников на величину диаметра стержня и шлица демпферной клетки. 1аким образом, на внутренней поверх ности бочки образованы открытые :Продольные каналы 7, ограниченные : по торцам поверхностями а, б. Все каналы расположены в межполюсной зоне. В каждом из немагнитных элементов выполнено окно 8 или 9, расположенное в соответствующем сечении по длине машины.
Неподвижная кольцевая обмотка возбуждения, расположенная во внутризамкнутом магнитопроводе, имеет торец 10, выполненный в виде конуса, внутренняя открытая поверхность которого обращена к валу В теле вала выполнен радиальный канал (жиклер) II, расположенный в зоне конического торца обмотки возбуждения. На статоре расположена неподвижная якорная обмотка
Таким образом, при работе машины осуществляется последовательное интенсивное охлаждение концентрично расположенных неподвижных тепловыделяющих узлов машины за счет noBjcopHoro разгона
хладагента, это позволяет обеспечить интенсивное охлаждение активных элементов без усложнения конструкции.
Предмет изобретения
Электрическая машина с жидкостным охлаждением, со сплошной бочкой ротора, выполненной из чередующихся магнитомягких полюсных наконечников и немагнитных элементов, содержащая неподвижные кольцевую обмотку возбуждения и обмотку якоря и полый вал для подачи хладагента к упомянутым обмоткам отличающаяся тем, что с целью повышения интенсивности охлаждения, торец обмотки возбуждения выполнен в виде конуса, внутренняя открытая поверхность которого обращена к валу, и немагнитные элементы имеют меньшую толщину по сравнению с толщиной полюсных наконечников, образуя открытые каналы для распределения хладагента по длине ротора и окна для подачи его на лобовые части обмотки якоря и в зону зазора.
Авторы
Даты
1974-06-25—Публикация
1972-04-03—Подача