1
Изобретение относится к области электромашиностроения и может использоваться в электрических машинах с непосредственным охлаждением токоведущих частей. Известны наконечники для гидравлического и электрического соединения обмоток электрических машин, содержащие, соединенную со штуцером камеру с размещенными в ней концами полых проводников для циркуляции охлаждающего агента.
Недостаток известных конструкций наконечников заключается в том, что они осуществляют прохождение охлаждающего вещества в каждом стержне обмотки в одном направлении, в связи с чем стержень
: имеет .нагрев по длине неравномерный: со стороны выхода охлаждающего вещества стержень имеет нагрев больше, чем со стороны его входа. Это отрицательно вдняет на допустимую мощность и надежность
.электрических машин..
Предложенный наконечник не имеет указанных недостатков и отличается от известного тем, что с целью повышения надежнрсти путем обеспечения встречной циркуляции охлаждающего вещества в каждом стержне проводники объединены в группы, каждая из которых сообщается с одной из . камер, образованных в штуцере, посредст вом разделения его перегородками. Это , позволяет повысить надеж 1ость и мощность электрической машины с непосредственным охлаждением обмоток.
На фиг. 1 показан наконечник с коаксиальным расположением полостей; на фиг, 2 показан поперечный разрез наконечни ка по месту ввода проводников в камеры; на фиг. 3 показан в качестве примера наконечник с рядом расположенными полостями; на фиг, 4 показан поперечный разрез указанного наконечника.
Полые проводники стержня обмотки закреплены в корпусе 1 наконечника двумя группами, расположенными коаксиально: одна группа 2, другая группа 3. Штуцер 4. имеет коаксиально расположенные полости 5 и 6.Эти полости 6 промежутках между групами проводников уплотнены друг от друга прокладкой 7,Крепление корпуса и наконечника штуцера производится накидной гайкой 8.
34425
Полости штуцера 5 и 6 выполнены посредством разделения штуцера 4 коаксиальной перегородкой 9. В собранном наконечнике группа полых проводников обмотки 2 сообщается с полостью штуцера 6, а группа проводников 3- с полостью штуцера 5. Полости штуцера 5 и 6 соединены шлангами с подающим или сливным коллектором электрической машины в зависимости от принимаемого 1 направления движения потока о лаждающей жидкости по группам полых проводников обмотки. При подаче охлаждающей жидкости в полость штуцера 6 слив ее осуществляется через полость 5, и поток охлаждающей жидкости в полых проводниках , групп 2 и 3 обмотки направлен встречно.
Возможно также выполнение наконечника с рядом расположенными полостями, при этом полые проводники обмотки закреплены в корпусе наконечника 10 двумя групнами: одна группа 11, другая - 12. Штуцер 13 имеет радом расположенные поло;сти 14 и 15, Эти полости в промежутках между группами проводников уплотнены друг от друга прокладкой 16. Крепление корпуса Наконечника и штуцера производит,ся накидной гайкой 17. Полости штуцера 14 и 15 выполнены посредством разделения штуцера 13 перегородкой 18. В собранном наконечнике группа полых проводников обмотки 11 сообщается с полостью штуцера 15, а группа проводников 12 - с полостью 14, Полости 14 и 15 соединены шлангами с подающим или сливным коллектором электрической машины в зависимости от принимаемого направления движения потока охлаждающей жидкости по группам полых проводников обмотки. При подаче охлаждающей жидкости в полость штуцера 15 Она сливается через полость 14, и поток : охлаждающей жидкости в полых проводниках групп 11 и 12 обмотки направлен Встречно,Возможно также выполнение перегородок с другой конфигурацией, например, зигзагообразной формы,
Предложенная конструкция обеспечивает прохождение охлаждающей жидкости в двух группах полых проводников каждого стержня в разных направлениях (встречно).
Для обеспечения многоходовой циркуляции охлаждающей жидкости в .каждом стержне наконечник выполняется с несколькими, не менее двух, полостями штуцера, уплот ненными относительно друг друга и сочлененными с этими полостями групп полых проводников стержня. .
Предложенная конструкция наконечника надежна в работе и позволяет осуществить встречную циркуляцию охлаждающего вещества в каждом обмотки статора, благодаря чему нагрев стержня по длине будет равномерный, а абсолютная температура наиболее нагретой части стержня будет меньше, чем при потоке охлаждающей жидкости в каждом стержне в одном направлении. Это дает возможность увеличить мощность электрической машины и повысить надежность работы ее.
Предмет изобретения
Наконечник для вывода обмоток электрических малцищ, содержащий штуцер, кор- , пус, с закрепленными в нем концами полых проводников для циркуляции охлаждающего агента, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности машины путем обеспечения встречной циркуляции охлаждающего агента, проводники объединены в группы, каждая из которых сообщается-;с одной из камер, образованных в штуцере посредством разделения его перегородками.
Фиг.2
15
Фиг.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ ОБМОТКИ СТАТОРА | 2005 |
|
RU2289184C1 |
ПРОВОДНИК ОБМОТКИ СТАТОРА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1990 |
|
RU2054782C1 |
ОБМОТКА ВОЗБУЖДЕНИЯ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1990 |
|
RU2024157C1 |
Высоковольтная обмотка статора электрической машины | 1980 |
|
SU951563A1 |
РОТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1990 |
|
RU2054781C1 |
Наконечник стержня обмотки статора | 1977 |
|
SU639085A1 |
Наконечник для гидравлического иэлЕКТРичЕСКОгО СОЕдиНЕНия СТЕРжНЕйОбМОТОК элЕКТРичЕСКиХ МАшиН | 1979 |
|
SU832653A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ИСПАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙОХЛАЖДЕНИЯ | 1969 |
|
SU233066A1 |
Наконечник для гидравлического и электрического соединения стержней обмоток электрической машины | 1979 |
|
SU873335A1 |
Наконечник для гидравлического и электрического соединения стержней обмоток электрических машин | 1980 |
|
SU1056368A1 |
Авторы
Даты
1974-09-05—Публикация
1972-03-24—Подача