Высоковольтная обмотка статора электрической машины Советский патент 1982 года по МПК H02K3/24 H02K9/19 

Описание патента на изобретение SU951563A1

1.

Изобретение относится к электротехнике и высоковольтным электрическим машинам переменного тока напряжением выше 110 кВ.

Известна высоковольтная обмотка статора электрической машины, каждая катушка которой имеет пластмассовый кожух, внутри кожуха размещены проводники катушки с многослойной изоляцией, между витками выполнены кана- ,ц лы для охлаждающего масла, а токовые отводы катушки совмещены с. отводами для подачи и слива охлаждающего масла , а токовые отводы катушки совмещены с отводами для подачи и слива 5 охлаждающего масла, расположены в зоне стыка прямолинейных и криволинейных участков катушки и представляют собой медные или изоляционныеперфорированные трубы, внутри кото- 20 рых циркулирует масло и находятся токоведущие проводники 1.

Такая обмотка из-за сложности конструкции отводов катушки в местах

их присоединения требует при изготовлении большого объема ручных работ при наложении изоляции. Механизация изолировочных работ невозможна. Весьма трудоемко выполнение межкатушечных соединений (вручную на месте монтажа) и монтажа катушек. Все катушки фазы такой обмотки соединены последовательно, вследствие чего требуется высокое давление в системе охлаждения обмотки для циркуляции охлаждающего масла и обеспечение соответствующей прочности кожуха каждой катушки.

Отводы катушек существенно увеличивают их габаритные размеры, что затрудняет проведение технологических процессов (наложение изоляции, сушка и вакуумирование в печах), а также транспортировку и хранение.

Наиболее близка к предлагаемой высоковольтная обмотка, каждая катушка которой изолирована от корпуса статора бумажной многослойной изоляцией и имеет пластмассовый кожух. Пространство между проводниками заполнено трансформаторным маслом, которое служит жидкой изоляцией и используется для охлаждения проводников. Для циркуляции масла по катушке между рядами ее проводни ков выполнены каналы. Между пластмассовым кожухом и бумажной изоляцией размещен заземленный электростатический экран, выполненный из материала с большим удельным электрическим сопротивлением, что повышает надежность изоляции катушек, В лобовых частях каждой катушки кожух оканчивается горловинами с фланцами, с помощью которых катушка присоединяется к кольцевым маслопроводам. Отводы катушек изготовлены из кабеля, концы их заведены под корпусную изоляцию катушки и припаяны к концам проводников, а др гие концы выходят из горловины кожу ха и служат для соединения с соседними катушками L2J. Однако данная обмотка в местах подсоединения отводов к катушкам имеет сложную конструкцию, требующую при монтаже и изолировке-большого объема ручных работ, не допускающих их механизации. Выход отводов катушек в маслопровод также усложняет обмотку и условия охлаждения катушек. При транспортировке отводы катушек требуют специального крепления и дополнительного места на платформе. Отсутствует защита изоляции катушек от перенапряжений. Цель изобретения - обеспечение возможности механизации изолировочных работ на катушках, облегчение условий их эксплуатации и монтажа и защиты корпусной и продольной изо ляции катушек обмотки от перенапряжений. Для достижения этой цели обмотка снабжена изолированными заполненным электроизоляционной охлаждающей жидкостью камерами, образованными под кожухом между торцами изоляции проводников и введенным опорным изо ляционным кольцом. В одной из камер расположен штуцер подвода хладагента, в другой - штуцер отвода. В камерах размещены отводы катушки. Камеры йогут быть смежными, раздельными глухой перегородкой для разделения входного и выходного отсеков камеры и расположенными в середине одной из лобовых катушек. Возможен так же вариант .конструкции катушки с двумя камерами. В этом случае одна камера размещена в середине верхней Л9бовой части, а вторая камера размещается в нижней лобовой , вследствие чего отпадает необходимость в герметичной перегородке. Каждая камера имеет по одному штуцеру, через один из которых охлаждающий агент подается в катушку, а через другой - отводится. Изоляция проводников катушек выполнена на торцах с уширением к камерам. Отводы катушек и штуцеры для подвода охлаждающего агента разнесены. В центре патрубка с фланцами размещены металлические стаканы, фиксированные опорными изоляционными кольцами., в которых установлен съемный нелинейный резистор, подсоединенный параллельно отводам катушки и служающий для защиты изоляции обмот-. ки от перенапряжений.. Для этой цели могут быть использованы и конденсаторы, .устанавливаемые в нескольких первых катушках фазы. При проведении импульсных испытаний катушек нелинейные резисторы или конденсаторы могут быть удалены из катушек, так как они выполнены съемными. С целью обеспечения надежного электрического соединения отводы каждой катушки подпаиваются к межкатушечным соединителям через гибкие перемычки, которые экранируются конусообразными колпаками. На фиг. 1 представлена катушка, поперечное сечение; на фиг. 2 то же, продольное сечение. Высоковольтная обмотка статора электрической машины переменного тока содержит катушки, каждая из которых имеет кожух 1 из электроизоляционного материала (например эпоксидный компаунд), внутри кожуха размещены проводники 2 катушки с корпусной 3 и продольной k изоляцией, каналы 5 для циркуляции охлаждающего агента для .охлаждения проводников 2и заземленный электростатический экран 6 между корпусной изоляцией 3и кожухом 1. В каждой катушке обмотки в середине верхней лобовой части под кожухом 1 между торцами изоляции 3 проводников 2 и опорным изоля.ционным кольцом 7 образована камера 8, заполненная охлаждающим агентом (элегаз, азот, трансформаторное масло и т.д.) через штуцер 9 при нормальном или избыточном давлении. Камера 8 имеет патрубок с фланцами 10 для-подсоединения межкатушечных соединителей 11. Проводники 2 и отводы 12, размещенные в камере 8, могут иметь покрытие твердым изоляционным материалом. Корпусная 3 и продольная k изоляция проводников 2 может быть бумажно-масляной Вместо каналов 5 между рядами проводников 2 могут быть использованы полые проводники или металлические трубки, заложенные между проводниками катушки и сообщающиеся с камерой 8. Для разделения камеры 2 на входной и выходной отсеки ,в ней по продольной оси катушки установлена глу хая перегородка 13- Для отвода хлад агента служит штуцер It. Катушки, обмотки могут быть соединены в систему охлаждения последовательно или параллельно по наиболее выгодной схеме. В центре патрубка с фланцами 10 каждой катушки размещены металличес кие стаканы 15 и 16, фиксированные в патрубке опорными изоляционными .кольцами 17 и 18, в которых установ лен.съемный нелинейный резистор 19« Вместо резистора может быть использован конденсатор. Отводы катушки подпаиваются к межк атушечным соединениям 11 через гибкие перемычки 20, которые затем заводятся под экранирующие их конус образные колпаки 21. Отводы катушки 12 и штуцеры 9 и для подвода охлаждающего агента раз несены. Корпусная изоляция 3 на торцах в полнена с уширением к камере 8, для чего введен изоляционный конус 22. Изготовление межкатушенных соединителей 11 может быть произведено механизированным способом, так как они имеет разъемное соединение с -ка ту-шками. При транспортировке катушек патр ки с фланцем 10 закрываются заглушками. Заполнение камеры 8 охлаждающим газовым или жидким агентом позволяет свести монтажные работы на отводах 12 до минимума. Таким образом, в отличие от прототипа, предлагаемая обмотка содержит катушки, корпусная и продольная изоляция проводников которых может быть наложена механизированным способом, так как каждая из катушек имеет конструкцию, обеспечивающую свободное перемещение рабочего органа изолировочного станка по всей длине катушки, кроме небольшой зоны в середине верхней лобовой части, где располагается патрубок с фланцем для подсоединения межкатушечных соединителей. Каждая катушка обмотки может быть соединена с соседними катушками фазы параллельно или последовательно в наиболее выгодную схему охлаждения. При соединении катушек в обмотку имеет место малый объем монтажных работ. .Уширение к камере на торцах корпусной изоляции проводников обеспечивает прочность изоляции на этих участках. Корпусная и продольная изоляция проводников каждой катушки обмотки защищена от перенапряжений съемным . нелинейным резистором (или конденсатором) , подсоединенным параллельно отводам катушки..При транспортировке катушки занимают минимальное место на платформе. Надежное электрическое соединение между катушками обмотки обеспечивается тем, что отводы каждой катушки подпаиваются к межкатушечным соединителям через гибкие перемычки. Формула изобретения 1. Высоковольтная обмотка статора электрической машины переменного тока , содержащая заключенные в кожух из электроизоляционного материала, имеющие патрубки с фланцами для подсоединения межкатушечных соединителей и штуцеры для подвода охлаждающего агента катушки из разделенных каналами охлаждения проводников с отводами, слои изоляции, охватывающие проводники, и заземленный электроста.тический экран, расположенный между наружным слоем изоляции и кожухом, отличающаяся тем., что, с целью повышения эксплуатационной надежности и технологичности под кожухом между торцами изоляции проводников и введенным опорным изо ляционным кольцом расположены запол ценные электроизолирующим охлаждаюmViM агентом изолированные камеры с отводами-катушек, в одной из которы расположен штуцер подвода охлаждающего агента, а в другой - штуцер отвода охлаждающего агента. 2.Обмотка по п. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что изолированные камеры выполнены смежными, разделенными глухой перегородкой, и расположены в середине одной из лобовых частей каждой из катушек. 3.Обмотка по п. 1, отличающаяся тем, что камера со штуцером для подвода охлаждающего агента расположена в середине верхней лобовой части каждой из катушек, а камера со штуцером для отвода охлаждающего агента расположена в середине нижней лобовой части. 4.Обмотка попп. 1-3, отли чающаяся тем, что в каждой катушке изоляция проводников имеет 38 уширение со стороны, обращенной к .камере. 5.Обмотка по пп. I-, -отличающаяся тем, что отводы катушки и штуцеры расположены в камерах со смещением друг относительно друга. 6.Обмотка по пп. 1-5 с; т л и чающаяся тем, что в центре патрубка с фланцами каждой катушки размещены металлические стаканы, в которых установлен подсоединенный параллельно отводам катушки нелинейный резистор или конденсатор. 7. Обмотка по пп. 1-6, о т л и.чающаяся тем, что отводы каждой катушки подсоединены к межкатушечным соединителям через гибкие перемычки., экранируемые конусообразными колпаками. Источники информации, принятые -во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР N 233167, кл. Н 02 К 3/2, 19692. Авторское свидетельство СССР № , кл. Н 02 К 19/16, 197. /

Похожие патенты SU951563A1

название год авторы номер документа
Высоковольтная обмотка статора электрической машины переменного тока 1981
  • Абрамов Алексей Иванович
  • Костинский Александр Евгеньевич
  • Кузнецова Лидия Николаевна
  • Музафаров Давид Авзамутдинович
  • Орлов Виктор Борисович
  • Пинталь Юрий Станиславович
  • Серихин Николай Александрович
  • Тугаринов Владислав Николаевич
  • Извеков Владимир Иванович
SU985886A1
ТРЕХФАЗНЫЙ ГЕНЕРАТОР 1962
SU430471A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОДНОВИТКОВОЙ ЖЕСТКОЙ ШАБЛОННОЙ ПЕТЛЕВОЙ КАТУШКИ ДВУХСЛОЙНОЙ ОБМОТКИ СТАТОРА 2012
  • Черевацкий Леонид Матвеевич
  • Пономарев Александр Викторович
  • Вахрушева Марина Михайловна
RU2529012C2
Обмотка статора электрической машины и способ ее изготовления 1982
  • Матросов Михаил Федорович
  • Зиннер Владимир Адольфович
  • Коренцвит Филипп Рафаилович
  • Яшенкова Елена Кирилловна
SU1080239A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МНОГОСЛОЙНОЙ ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2008
  • Иванов Виктор Алексеевич
  • Гавриш Виктор Григорьевич
  • Юрьев Алексей Семенович
RU2369952C1
СТАТОР ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1992
  • Горнинг А.И.
  • Коровкин В.А.
  • Савонькин Н.П.
RU2020692C1
МИКРОАВТОБУС (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Мирошниченко Валерий Николаевич
  • Мирошниченко Алексей Валерьевич
RU2349485C2
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2010
  • Дашко Олег Григорьевич
  • Кривоспицкий Юрий Прокопьевич
  • Литвинов Владимир Никонович
  • Машуров Сергей Иванович
  • Долголаптев Анатолий Васильевич
RU2422969C1
Ротор электрической машины 1989
  • Антонов Юрий Федорович
  • Чашник Павел Израильевич
  • Чернявский Владимир Павлович
  • Иогансен Вадим Игоревич
  • Кади-Оглы Абрагим Ахмедович
SU1781773A1
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН СО ВСТАВНЫМИ ЗУБЦАМИ 1926
  • В. Регелейн
SU7035A1

Иллюстрации к изобретению SU 951 563 A1

Реферат патента 1982 года Высоковольтная обмотка статора электрической машины

Формула изобретения SU 951 563 A1

SU 951 563 A1

Авторы

Абрамов Алексей Иванович

Зиннер Владимир Адольфович

Иванов-Смоленский Алексей Владимирович

Костинский Александр Евгеньевич

Лошкарев Владимир Павлович

Музафаров Давид Авзамутдинович

Никитин Павел Захарович

Пинталь Юрий Станиславович

Тугаринов Владислав Николаевич

Даты

1982-08-15Публикация

1980-12-12Подача