1
Изобретение относится к технике получения на деталях трения износостойкого антифрикционного поверхностного слоя.
Известен способ повышения долговечности деталей трения в эксплуатации путем создания износостойкого поверхностного слоя, заключающийся в том, что на трущуюся поверхность, обработанную шлифованием или виброобкатыванием щариком, наносится пленкообразующий антифрикционный состав на основе дисульфида молибдена.
Такой способ получения износостойкого поверхностного слоя характеризуется недолговечностью вследствие низкой адгезии антифрикционной пленки к поверхности металла. Поэтому наносимое покрытие практически истирается в период приработки изделия в процессе сборки. Кроме того, пленка, толщина которой 10 мкм и более, препятствует свободной сборке сопрягаемых поверхностей деталей второго класса точности и выше, поэтому в процессе сборки пленка частично счищается, что ухудшает условия приработки и эксплуатации.
Цель изобретения - повышение прочности и долговечности покрытия.
Это достигается тем, что обработку проводят согласно новому порядку чередования технологических операций, заключающемуся в том, что трущуюся поверхность детали покрывают антифрикционным составом на основе дисульфида молибдена толщиной 10-20 мкм, сушат при 150°С с последующим виброобкатыванием шариком, прижатым к поверхности
детали с усилием 50-100 кг (скорость виброобкатывания 70-100 м/мин, подача, 0.07- 0,1 мм/об).
Под давлением шарика частицы покрытия запрессовываются во впадины, образующиеся
при механической обработке деталей, и внедряются в поверхностный слой металла. При этом происходит не только механическая запрессовка, внедрение покрывающей пленки в поры или неровности металла, но диффундирование ее в глубь металла в результате пластической деформации поверхностного слоя. Образующийся в результате диффузии новый слой металла отличается от исходного своими физико-механическими свойствами, структурой, напряженностью, что повыщает сопротивление износу, схватыванию и т. д. При этом производится калибровка размеров деталей, что дает возможность производить сборку узлов трения без зачистки покрытия.
Таким образом, срок службы шарнирных соединений щасси самолетов повышается более чем в 2 раза по сравнению с деталями, имеющими гальванические покрытия кадмием, хромом.
Пример. После термической обработки и шлифования по серийной технологии на трущиеся поверхности деталей пульверизатором наносят антифрикционный состав типа ВАП-2, состоящий из дисульфида молибдена, эпоксидной и меламиноформальдегидной смол с добавкой пластификатора. После сущки деталей в термошкафу при 150°С производят упрочняющую виброобработку с усилием 100кг. В результате микротвердость поверхностного слоя увеличивается на 10-30% в зависимости от материала детали, шероховатость поверхности уменьшается с V 7 до V 8-V 9 класса
точности, износ поверхностного слоя уменьшается в 2,5 раз (для стали ЗОХГСНА).
Предмет изобретения
Способ получения антифрикционных материалов путем нанесения на трущуюся поверхность антифрикционного состава на основе полимерного связующего и дисульфида молибдена и его отверждения отличающийся тем, что, с целью повышения прочности и долговечности покрытия, проводят виброобкатку отвержденного покрытия шариком с усилием 50-100кг.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Антифрикционная паста "эдма-10 | 1976 |
|
SU874748A1 |
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ИЗДЕЛИЙ В ВАКУУМЕ | 1991 |
|
RU2066705C1 |
Способ получения антифрикционного покрытия переменной плотности | 2024 |
|
RU2826113C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ВОССТАНАВЛИВАЮЩЕГО АНТИФРИКЦИОННОГО И ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ ДЛЯ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ | 2008 |
|
RU2345176C1 |
РЕМОНТНЫЙ СОСТАВ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ СЕРВОВИТНОГО ПОКРЫТИЯ НА ТРУЩИЕСЯ ПОВЕРХНОСТИ ДЕТАЛЕЙ | 1999 |
|
RU2165449C1 |
Способ получения покрытий | 1979 |
|
SU855086A1 |
СПОСОБ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ГИЛЬЗЫ ЦИЛИНДРА | 2001 |
|
RU2226146C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ И ПРОТИВОИЗНОСНЫХ ПОКРЫТИЙ НА ТРУЩИХСЯ ПОВЕРХНОСТЯХ ЭЛЕМЕНТОВ ПАР ТРЕНИЯ | 1998 |
|
RU2139456C1 |
Способ поверхностного упрочнения стальных деталей | 1982 |
|
SU1157088A1 |
АНТИФРИКЦИОННОЕ КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОКРЫТИЕ | 2001 |
|
RU2211260C1 |
Авторы
Даты
1974-09-25—Публикация
1970-12-14—Подача