1
Изобретение касается электрических машин, преимущественно асинхронных электродвигателей малой и средней мощности.
Известны асинхронные двигатели с лигой якорной обмоткой, лобовые соединения которой размещены в дуговых пазах, выполненных в сердечнике и расположенных по нескольким концентрическим окружностям. Лобовые части каждой фазы во избежание пересечения располагают в различных параллельных плоскостях.
Основные недостатки этих обмоток заключаются в сложности сердечника, особенно в зоне лобовых соединений, в увеличенной осевой длине лобовых частей.
Цель изобретения - упростить конструкцию и уменьшить габариты электрической машины.
Для достижения указанной цели на сердечнике машины установлена разделительная деталь, на торце которой размещены дуговые участки лобовых частей обмоток, выполненные в одной плоскости.
При этом соединения дуговых участков лобовых частей с соответствующими стержнями выполнены в отверстиях разделительной детали, имеющих разный наклон к оси сердечника и соединяющих по кратчайшему пути стержень с дуговым участком, расположенным на той или иной окружности.
Соединения дуговых участков лобовых частей с соответствующими стержнями также могут быть выполнены в отверстиях без наклона при разновысоких пазах крайних листов
сердечника. В этом случае за счет усложнения сердечника достигается увеличение эффективности активных частей, поскольку может быть уменьшена толщина разделительной детали. Кро.ме того, предлагается для симметрирования фаз в обмотках, содержащих лобовые соединения с обеих сторон сердечника, например в многополюсных, выполнить дуговые участки лобовых соединений одной фазы на большем диаметре с одной стороны сердечника и на меньшем с другой.
На фиг. 1 изображена лобовая часть и разрезы сердечника статора по пазам разных фаз; на фиг. 5-7 - разделительная деталь; на фиг. 8 - лобовая часть в разрезе, вариант
с разделением лобовых соединений промежутками, образованными литейной формой; на фиг. 9 - лобовая часть в разрезе, вариант с концевой шайбой и частью листов статора с неодинаковыми по высоте пазами; на фиг.
10 - разделительная деталь при варианте, показанном на фиг. 9.
Электрическая машина содержит (фиг. 2) сердечник статора 1, с торца которого расположена разделительная деталь 2, и литую
обмотку, состоящую из стержней 3, дуговых участков лобовых частей 4 и их соедипенпй 5 со стержнями 3. Основной принцип построения разделительной детали 2 (фиг. 5-7) заключается в выполнении отверстий (пазов) 6, пмеющих разный наклон к оси сердечника и образующих канал от паза сердечника до одной из концентрических окружностей, на которых расположены дуговые участки лобовых частей (фиг. 1-4). При этом достигается отделение указанных каналов один от другого и от )ieсоответствующих им дуговых участков лобовых частей. Разделительная деталь должна при этом иметь достаточную толщину (3- 30 мм). Из применения такой конфигурации разделительной детали неносредственно вытекает простое разделение между собой дуговых участков лобовых частей. Оно может быть осуществлено кольцевыми выступами 7 разделительной детали и радиальными ее выступами 8, делящими кольца на отдельные участки (фиг. 6 и 7). Дуговые участки лобовых частей разных фаз выполнены в одной плоскости, перпендикулярной оси вала, и занимают зону от расточки до наружного диаметра сердечника, что значительно уменьшает осевую длииу залитого сердечника. Разделительная деталь 2 изготовляется из цемагнитного материала с новышенным удельным сопротивлением. Дуговые участки лобовых частей могут быть сформированы выступами литформы, при снятии которой образуются воздушные промежутки 9, аналогичные по конфигурации выступам 7 и 8, как иоказацо на фиг. 3, 6, 7. Это упрощает разделительную деталь. Благодаря некоторому ус.тожнению сердечника можно сформировать соединения стержней с соответствующими дуговыми участками за счет разновысоких пазов крайних листов и отверстий 10 (фиг. 10) разделительной детали без наклона, что соответствует фиг. 9. В этом случае у.меньи ается толщина разделительной детали и, следовательно, новышается эффективность двигателя. „ П р е д м е т и з о о р е т е н и я 1.Электрическая мащииа, например асинхронный двигатель с литой якорной обмоткой, каждый проводннк которой размещен в отдельном назу сердечника, а дуговые участки лобовых частей расположены по нескольким, но числу фаз, К01ще1ггрическим окружностям, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и уменьшения габаритов машины, на сердечнике укреилена разделительная деталь, на торце которой размещены дуговые участки лобовых частей обмоток, выиолненные в одной плоскости, а соединения дуговых участков лобовых частей с соответствуюгцими стержнями вынолнены в отверстиях разделительной детали. 2.Электрическая машина по п. 1, о т л ич а ю и; а я с я тем, что иазы крайних листов сердечника, содержащ.ие проводники одной фазы, имеют высоту, соответствующую расположению дуговых участков лобовых частей данной фазы. 3.Электрическая маишна по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью симметрирования фаз, дуговые участки лобовых частей каждой фазы расположены с одной стороны сердечиика на большем диаметре и па ме) - с другой.
Фиг.1
Ч rilnr/ v:: Ш
...л
Тч/г .;
.iziit:
/
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электрическая машина | 1973 |
|
SU448539A1 |
АСИНХРОННАЯ МАШИНА С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ | 1991 |
|
RU2030064C1 |
КОНСТРУКЦИЯ СТАТОРА ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ МАЛОЙ МОЩНОСТИ | 2012 |
|
RU2505909C2 |
ЭКОНОМИЧНАЯ ДВУХСЛОЙНАЯ ОБМОТКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2014 |
|
RU2568186C2 |
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2012 |
|
RU2526835C2 |
АСИНХРОННЫЙ ТРЕХФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2018 |
|
RU2759161C2 |
Явнополюсная электрическая машина | 1983 |
|
SU1144168A1 |
АСИНХРОННАЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ МАШИНА | 2013 |
|
RU2558672C2 |
Якорь многофазной электрической машины | 2018 |
|
RU2684898C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ | 1998 |
|
RU2130681C1 |
Ж
щ
-Ь. Ч...
/
/ V-1...
%.
Фиг ю
Авторы
Даты
1974-10-05—Публикация
1972-11-09—Подача