1
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано для надежного предохранения от перегрузок и колебаний механизмов вращения башенных кранов.
Известна предохранительная муфта, содержащая концентрично расположенные ведомую и ведущие полумуфты, соединенные между собой телами качения. Ведущая полумуфта выполнена в виде полого вала, несущего сепаратор с окнами для тел качения. Внутри вала установлен демпфирующий элемент, выполненный в виде торсионного вала.
Цель изобретения - устранить крутильные и ударные колебания путем улучшения демпфирующих свойств и обеспечения реверсивности движения.
Для этого демпфирующий элемент предлагаемой муфты выполнен в виде регулируемой пружины сжатия, а вал снабжен винтомгайкой, смонтированной на нем, и имеет участок в форме многогранника, контактирующий с телами качения, взаимодействующими при срабатывании с канавками на внутренней поверхности ведомой полумуфты, число которых соответствует числу рядов тел качения, а между ведомой полумуфтой и сепаратором концентрично им размещен упругий цилиндр с отверстиями под тела качения,
установленные в окнах сепаратора с боковым зазором.
На фиг. 1 изображена описываемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 - шарики; а - 5 в момент сцепления, б - в момент торможения или реверса, в - в момент срабатывания; на фиг. 3 - сепаратор с телами качения.
Ведомая полумуфта 1 жестко закреплена в ступице коронной шестерни. Внутренняя
0 рабочая поверхность полумуфты 1 имеет кольцевые канавки 2 по числу рядов тел качения в зависимости от передаваемого момента. Ведущая полумуфта выполнена в виде полого вала 3, имеющего участок в форме
5 многогранника. Его плоские грани контактируют с шариками 4, расположенными в сепараторе 5, жестко закрепленном на валу 3.
Окна для шариков в сепараторе выполнены с боковыми зазорами .4 в направлении
0 вращения, обеспечивающими заклинивание шариков. Вал 3 соединен с гайкой 6 многозаходной прямоугольной резьбой. Гайка 6 имеет левую резьбу на наружной поверхности и сопряжена последней с водилом 7.
5 Гайка 6 в осевом направленни может только подниматься, так как ее перемещенне вниз ограничено пружинным кольцом 8. Полый вал 3 относительно гайки G может только подниматься на величину хода отключения.
0 Движение полого вала 3 вниз по направляющей резьбе ограничено шайбой 9. Винтовые пары 7-6 и б-3 выполняют роль направляющих, и поэтому их параметры и материал выбраны с тем расчетом, чтобы обеспечить минимальный износ. Внутри корпуса 3 установлена тарельчатая или кольцевая (последняя предпочтительна) пружинка 10, которая одним концом упирается в упорный подшишшк 11 (или иодпятник), а другим - в распорную втулку 12.
Упорный подшипник иоджат регулировочной втулкой 13, которая по резьбе входит в полый вал 3 и фиксируется от проворачивания, а в отрегулированном состоянии находится иод пломбой. Упругий цилиндр 14 контактирует с поверхностью иолумуфты 1 и своими отверстиями - с шариками 4. Цилиндр 14 отжимается к поверхности полумуфты 1 и за счет трення стремится вращаться вместе с последпей. Упругий цилиндр обеспечивает угол заклинивания шариков 4 и работу муфты ири реверсивном движении.
Вращение от водила 7 иередается через винтовые заклиненные пары 7-6, 6-3 валу 3. Заклиниваясь между внутренней поверхностью ведомой полумуфты 1 и плоскими гранями нолого вала 3, шарики 4 тем самым обеспечивают жесткое сцепление ведущей и ведомой иолумуфт.
При реверсировании или торможении механизма и появлении разницы в угловых скоростях ведущей и ведомой иолумуфт упругий цилиндр 14, постоянно контактирующий с шариками 4, обеспечивает угол заклииивания и работу муфты независимо от направления силового потока в кинематической цепи.
Если передаваемый крутящий момеит не превышает заданного предельного значения, разность между силой упругости пружины и осевой силой виитовой пары достаточна для того, чтобы с помощью трения передавать крутящий момеит.
При увеличении крутящего момента и достижении предельно возможного значения эта разность уменьшается, полый вал 3 вместе с шариками 4 и сепаратором 5 поднимается по резьбе пар 7-6 и 6-3 (в зависимости от направления вращения). Шарики 4 входят в кольцевые канавки 2 ведомой иолумуфты 1, где полый вал 3 дополнительно проворачивается относительно ведомой полумуфты 1, увеличивая тем самым угол заклинивания, но дальнейшего заклинивания не произойдет, так как боковой зазор между шариками и гнездами сепаратора будет выбран, и они иачиут вращаться сепаратором, не заклиниваясь; произойдет срабатывание муфты (фиг. 2 в).
Винтовые пары 7-6 и 6-3 позволяют передавать крутящий момеит в обе стороны.
Применение описываемой муфты в механизмах вращения крана уменьшает колебаиия его конструкции, благодаря чему улучшаются условия работы машиниста крана, особенно кранов с шарнирным креплением
башни к поворотной раме.
Предмет изобретения
Предохранительная муфта, содержащая
концентрично расположенные и соединенные между собой телами качения полумуфты, ведомую и ведущую, выполненную в виде полого вала, несущего сепаратор с окнами для тел качения и имеющего виутри демпфирующий элемент, отличающаяся тем, что, с целью устранения крутильных и ударных колебаний путем улучшения демпфирующих свойств и обеспечения реверсивности движения, демпфирующий элемент выполнен в виде регулируемой пружины сжатия, а вал снабжен винтом-гайкой, смонтироваииой на нем, и имеет участок в форме многогранника, контактирующий с телами качения, взаимодействующими при срабатывании с канавками на внутренней иоверхности ведомой иолумуфты, число которых соответствует числу рядов тел качеиия, а между ведомой иолумуфтой и сепаратором концентрично им размещен упругий цилиндр с отверстиями под
тела качения, установленные в окнах сепаратора с боковым зазором.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Предохранительная муфта | 1973 |
|
SU469012A1 |
Предохранительная шариковая муфта | 1976 |
|
SU607076A1 |
ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА | 1970 |
|
SU271963A1 |
Шариковая предохранительная муфта | 1982 |
|
SU1051342A1 |
ПЛТЕНТНО-ИХКЙЧЕСКАЯБИБЛИОТЕКА | 1972 |
|
SU327340A1 |
МУФТА ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ | 2007 |
|
RU2336447C1 |
МЕХАНИЗМ ОТКЛЮЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ РАБОЧЕГО ОРГАНА СТАНКА ПРИ ЕГО ОСТАНОВЕ НА УПОРЕ | 1971 |
|
SU295613A1 |
ЗУБЧАТАЯ МУФТА | 2007 |
|
RU2335669C1 |
Фрикционная муфта | 1977 |
|
SU703698A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА | 1972 |
|
SU339692A1 |
иг.2
/ / А ч
иг.з
Авторы
Даты
1975-05-30—Публикация
1972-07-10—Подача