Изобретение касается способа сооружения тоннелей в устойчивых породах во весь профиль с применением выработки уступным забоем и с окончательным закреплением стенок выработанного пространства налагаемой на гидроизолирующий слой бетонной крепью. В предлагаемом способе ступенчатый концентрический круглый забой раскрепляют системой "пилот труб" по числу ступеней -концентров, причем, с целью взаимной поддержки и распора образующихся поверхностей, трубы жестко связывают друг с другом при помощи распорных стоек-домкратов.
На схематическом чертеже фиг. 1 изображает разрез по оси тоннеля, фиг. 2 - вид креплений в направлении к забою и фиг. 3 - деталь крепления домкрата.
В предлагаемом способе использована идея "пилот-системы", приспособленная для сооружения горизонтальных тоннелей любого диаметра и, в частности, к сооружению станционных тоннелей.
Станционным тоннелям придают в сечении правильную круглую форму и, в пределах этого сечения, тоннель разрабатывают тремя концентрическими выработками (фиг. 1 и 2) диаметром, например, (применительно к постройке Московского метрополитена) 2,6-6,1-9,4 м.
Первую выработку (диаметром 2,6 м) проходят на длину и крепят металлическими кольцами 1, согнутыми из швеллера; эти кольца изготовляют сборными, состоящими из двух сбалчиваемых полуколец; корыто швеллера обращено в сторону внешней окружности кольца. В каждом кольце по его периметру просверлено по двадцать четыре симметрично расположенных отверстий для болтов. После установки кольца связывают восемью продольными досками 2, 2 …, симметрично расположенными по их внешнему периметру. Доски прочно прибалчивают к кольцам, причем в местах сбалчивания на них обязательно кладут металлические шайбы.
Для усиления жесткости конструкции, внутри колец имеются приливы 3, 3 … (фиг. 2), между которыми устанавливают раздвижные металлические стойки-домкраты 4, 4 …
Промежутки между досками 2, 2 … и породой расклинивают, а в зазоры между досками, в зависимости от устойчивости грунта, закладывают затяжки из досок сплошь или в разбежку.
После того, как эта выработка (первый концентр) пройдена вглубь на 3 м, параллельно с дальнейшей ее проходкой приступают к расширению ее на протяжении 1,5 м до диаметра 6,1 м (второй концентр). Расширение ведут отдельными сегментами, причем сначала разрабатывают одновременно сегменты I и, I а затем, также одновременно, сегменты II и II.
После того, как в разрабатываемых сегментах I и I выбраны в грунте достаточные для этого места, в гнезда 5, вваренные в корыта металлических колен первого концентра, вставляют и закрепляют хомутами 6 металлические распорные стойки-домкраты 7, 7 … (фиг. 1, 2, 3). Этими стойками при помощи продольных затяжек из досок поддерживается грунт во время разработки второго концентра на полный его профиль. В случае необходимости вводят добавочные раздвижные стойки, упираемые в доски 2, 2 внешней обшивки крепления первого концентра.
После разработки сегментов I-I на полный профиль укладывают и крепят к стойкам при помощи хомутов верхний и нижний сегменты 8-8 и 9-9 второго металлического кольца. В этом кольце корыта также обращены в сторону наружной окружности, причем гнезда для стоек приварены как по внешнему, так и по внутреннему периметру.
К каждому сегменту прибалчивают по шесть-восемь и более (в зависимости от прочности пород) досок 10, 10 …; доски расклинивают, а промежутки между ними забирают затяжками.
После этого разрабатывают и крепят таким же образом сегменты II-II. Отдельные сегменты металлических колец прочно соединяют между собой.
В результате получается круглая выработка диаметром 6,1 м, раскрепленная жесткой системой из двух концентрических связанных между собой цилиндрических конструкций.
Следующей и последней стадией работ является расширение выработки до полного профиля тоннеля (9,4 м). Порядок работ тот же, что и только что указанный. Описанные кольца с креплениями образуют систему "пилот-труб" Р1Р2Р3 по числу ступеней концентров.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СООРУЖЕНИЯ ШАХТНЫХ СТВОЛОВ | 1997 |
|
RU2141030C1 |
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ШАХТНОГО СТВОЛА, СТВОЛОПРОХОДЧЕСКИЙ КОМБАЙН, ПОРОДОРАЗРУШАЮЩИЙ АГРЕГАТ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОЗВЕДЕНИЯ АРМИРУЮЩЕЙ КРЕПИ (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2592580C1 |
МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ ЩИТОВОЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СООРУЖЕНИЯ ТОННЕЛЕЙ СО СБОРНОЙ ОБЖАТОЙ В ПОРОДУ ОБДЕЛКОЙ | 1988 |
|
RU2018677C1 |
Крепь для подземных выработок | 1974 |
|
SU855221A1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫРАБОТОК В СЛАБОУСТОЙЧИВЫХ ПОРОДАХ | 2006 |
|
RU2302529C1 |
СТВОЛОПРОХОДЧЕСКИЙ КОМБАЙН | 2015 |
|
RU2600807C1 |
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ТОННЕЛЕЙ ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ В СЛАБОУСТОЙЧИВЫХ ГРУНТАХ | 1996 |
|
RU2096621C1 |
ДВУХЪЯРУСНЫЙ ОДНОСВОДЧАТЫЙ ПЕРЕСАДОЧНЫЙ СТАНЦИОННЫЙ УЗЕЛ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ | 1996 |
|
RU2131960C1 |
МАШИНА ДЛЯ ПРОХОДКИ В ТВЕРДОМ ГРУНТЕ ПОДЗЕМНОЙ ВЫРАБОТКИ ТИПА ТОННЕЛЯ, ШТОЛЬНИ И Т. Д. | 1969 |
|
SU241323A1 |
ОБДЕЛКА ШАХТНОГО СТВОЛА, КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕЕ СООРУЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕЕ СООРУЖЕНИЯ | 2012 |
|
RU2502873C1 |
Способ сооружения тоннелей в устойчивых породах во весь профиль с применением выработки уступным забоем и с окончательным закреплением стенок выработанного пространства налагаемой на гидроизолирующий слой бетонной крепью, отличающийся тем, что проходку ведут ступенчатым концентрическим забоем (фиг. 1 и 2), раскрепляемым системой "пилот-труб" Р1Р2Р3 по числу ступеней концентров, каковые трубы с целью взаимной поддержки и распора их образующих поверхностей жестко связывают друг с другом при помощи распорных стоек-домкратов.7,7 … (фиг. 2), закрепляемых в гнездах 5 (фиг. 2 и 3), составляющих трубы разъемных колец.
Авторы
Даты
1936-06-30—Публикация
1934-11-13—Подача