СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ТОННЕЛЕЙ Советский патент 1936 года по МПК E21D9/00 

Описание патента на изобретение SU47321A1

Изобретение касается способа сооружения тоннелей в устойчивых породах во весь профиль с применением выработки уступным забоем и с окончательным закреплением стенок выработанного пространства налагаемой на гидроизолирующий слой бетонной крепью. В предлагаемом способе ступенчатый концентрический круглый забой раскрепляют системой "пилот труб" по числу ступеней -концентров, причем, с целью взаимной поддержки и распора образующихся поверхностей, трубы жестко связывают друг с другом при помощи распорных стоек-домкратов.

На схематическом чертеже фиг. 1 изображает разрез по оси тоннеля, фиг. 2 - вид креплений в направлении к забою и фиг. 3 - деталь крепления домкрата.

В предлагаемом способе использована идея "пилот-системы", приспособленная для сооружения горизонтальных тоннелей любого диаметра и, в частности, к сооружению станционных тоннелей.

Станционным тоннелям придают в сечении правильную круглую форму и, в пределах этого сечения, тоннель разрабатывают тремя концентрическими выработками (фиг. 1 и 2) диаметром, например, (применительно к постройке Московского метрополитена) 2,6-6,1-9,4 м.

Первую выработку (диаметром 2,6 м) проходят на длину и крепят металлическими кольцами 1, согнутыми из швеллера; эти кольца изготовляют сборными, состоящими из двух сбалчиваемых полуколец; корыто швеллера обращено в сторону внешней окружности кольца. В каждом кольце по его периметру просверлено по двадцать четыре симметрично расположенных отверстий для болтов. После установки кольца связывают восемью продольными досками 2, 2 …, симметрично расположенными по их внешнему периметру. Доски прочно прибалчивают к кольцам, причем в местах сбалчивания на них обязательно кладут металлические шайбы.

Для усиления жесткости конструкции, внутри колец имеются приливы 3, 3 … (фиг. 2), между которыми устанавливают раздвижные металлические стойки-домкраты 4, 4 …

Промежутки между досками 2, 2 … и породой расклинивают, а в зазоры между досками, в зависимости от устойчивости грунта, закладывают затяжки из досок сплошь или в разбежку.

После того, как эта выработка (первый концентр) пройдена вглубь на 3 м, параллельно с дальнейшей ее проходкой приступают к расширению ее на протяжении 1,5 м до диаметра 6,1 м (второй концентр). Расширение ведут отдельными сегментами, причем сначала разрабатывают одновременно сегменты I и, I а затем, также одновременно, сегменты II и II.

После того, как в разрабатываемых сегментах I и I выбраны в грунте достаточные для этого места, в гнезда 5, вваренные в корыта металлических колен первого концентра, вставляют и закрепляют хомутами 6 металлические распорные стойки-домкраты 7, 7 … (фиг. 1, 2, 3). Этими стойками при помощи продольных затяжек из досок поддерживается грунт во время разработки второго концентра на полный его профиль. В случае необходимости вводят добавочные раздвижные стойки, упираемые в доски 2, 2 внешней обшивки крепления первого концентра.

После разработки сегментов I-I на полный профиль укладывают и крепят к стойкам при помощи хомутов верхний и нижний сегменты 8-8 и 9-9 второго металлического кольца. В этом кольце корыта также обращены в сторону наружной окружности, причем гнезда для стоек приварены как по внешнему, так и по внутреннему периметру.

К каждому сегменту прибалчивают по шесть-восемь и более (в зависимости от прочности пород) досок 10, 10 …; доски расклинивают, а промежутки между ними забирают затяжками.

После этого разрабатывают и крепят таким же образом сегменты II-II. Отдельные сегменты металлических колец прочно соединяют между собой.

В результате получается круглая выработка диаметром 6,1 м, раскрепленная жесткой системой из двух концентрических связанных между собой цилиндрических конструкций.

Следующей и последней стадией работ является расширение выработки до полного профиля тоннеля (9,4 м). Порядок работ тот же, что и только что указанный. Описанные кольца с креплениями образуют систему "пилот-труб" Р1Р2Р3 по числу ступеней концентров.

Похожие патенты SU47321A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СООРУЖЕНИЯ ШАХТНЫХ СТВОЛОВ 1997
  • Зайцев А.А.
  • Кривоконев Е.В.
  • Полозов В.П.
  • Васильков А.И.
  • Христофоров С.Л.
RU2141030C1
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ШАХТНОГО СТВОЛА, СТВОЛОПРОХОДЧЕСКИЙ КОМБАЙН, ПОРОДОРАЗРУШАЮЩИЙ АГРЕГАТ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОЗВЕДЕНИЯ АРМИРУЮЩЕЙ КРЕПИ (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Антипов Виктор Васильевич
  • Антипов Юрий Васильевич
  • Наумов Юрий Николаевич
RU2592580C1
МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ ЩИТОВОЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СООРУЖЕНИЯ ТОННЕЛЕЙ СО СБОРНОЙ ОБЖАТОЙ В ПОРОДУ ОБДЕЛКОЙ 1988
  • Васильков А.И.
  • Гуцко В.А.
  • Деревянко В.И.
  • Зайцев А.А.
  • Иванов В.Г.
  • Кулагин Н.И.
  • Марков В.А.
  • Розенгауз Б.М.
  • Христофоров С.Л.
RU2018677C1
Крепь для подземных выработок 1974
  • Сильвестров Сергей Николаевич
  • Антонов Олег Юрьевич
  • Кулагин Николай Иванович
SU855221A1
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫРАБОТОК В СЛАБОУСТОЙЧИВЫХ ПОРОДАХ 2006
  • Юнгмейстер Дмитрий Алексеевич
  • Бурак Андрей Ярославович
  • Смирнов Дмитрий Владимирович
  • Иванов Александр Вячеславович
RU2302529C1
СТВОЛОПРОХОДЧЕСКИЙ КОМБАЙН 2015
  • Антипов Виктор Васильевич
  • Смычник Евгений Анатольевич
  • Антипов Юрий Васильевич
  • Наумов Юрий Николаевич
RU2600807C1
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ТОННЕЛЕЙ ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ В СЛАБОУСТОЙЧИВЫХ ГРУНТАХ 1996
  • Александров В.Н.
  • Филонов Ю.А.
  • Иванов В.Г.
  • Иванова И.В.
RU2096621C1
ДВУХЪЯРУСНЫЙ ОДНОСВОДЧАТЫЙ ПЕРЕСАДОЧНЫЙ СТАНЦИОННЫЙ УЗЕЛ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 1996
  • Захаров Г.Р.
  • Салан А.М.
  • Кулагин Н.И.
  • Александров В.Н.
  • Филонов Ю.А.
  • Арефьев О.Т.
  • Маслак В.А.
  • Яковлев А.Н.
RU2131960C1
МАШИНА ДЛЯ ПРОХОДКИ В ТВЕРДОМ ГРУНТЕ ПОДЗЕМНОЙ ВЫРАБОТКИ ТИПА ТОННЕЛЯ, ШТОЛЬНИ И Т. Д. 1969
SU241323A1
ОБДЕЛКА ШАХТНОГО СТВОЛА, КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕЕ СООРУЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕЕ СООРУЖЕНИЯ 2012
  • Мельниченко Сергей Николаевич
  • Мельниченко Николай Алексеевич
  • Рябов Алексей Юрьевич
RU2502873C1

Иллюстрации к изобретению SU 47 321 A1

Формула изобретения SU 47 321 A1

Способ сооружения тоннелей в устойчивых породах во весь профиль с применением выработки уступным забоем и с окончательным закреплением стенок выработанного пространства налагаемой на гидроизолирующий слой бетонной крепью, отличающийся тем, что проходку ведут ступенчатым концентрическим забоем (фиг. 1 и 2), раскрепляемым системой "пилот-труб" Р1Р2Р3 по числу ступеней концентров, каковые трубы с целью взаимной поддержки и распора их образующих поверхностей жестко связывают друг с другом при помощи распорных стоек-домкратов.7,7 … (фиг. 2), закрепляемых в гнездах 5 (фиг. 2 и 3), составляющих трубы разъемных колец.

SU 47 321 A1

Авторы

Пугач И.М.

Даты

1936-06-30Публикация

1934-11-13Подача