1
Изобретение относится к области судостроения и предназначено преимущественно для использования на судах ледового плавания в качестве средства, обеспечивающего судну дополнительную маневренность и безопасность плавания.
Известны сопла-насадки гидроомывающих устройств для судов ледового плавания, расположенные на напорном трубопроводе в корпусе судна.
Однако при их использовании не обеспечивается требуемая маневренность судна в ледовых условиях.
С целью повышения маневренности судна предлагаемое сопло-насадка гидроомывающего устройства выполнено поворотным относительно продольной Оси, расположено на опорах и снабжено зубчатым венцом, через который механически связано с приводным механизмом поворота.
Сопло-насадка может быть установлено в выгородке корпуса судна и снабжено прижимами, один конец которых жестко прикреплен к корпусу, а другой - к кронщтейну сопла-насадки.
На фиг. 1 изображено предлагаемое соплонасадка; на фиг. 2 - разрез по А-А на фиг. 1.
Напорная труба 1 соединена с соплом-насадкой 2, помещенной в специальной выгородке 3. Последняя выполпена в корпусе судна, заполнена забортной водой и установлена на опорах 4 и 5. Опора 4 охватывает сопло-насадку 2 снизу на 60°, а опора 5 выполнена в виде переборочного стакана, установленного в задней стенке выгородки 3. В обоих опорах в качестве смазки используется морская вода. Сопло-насадка 2 спабжена прижимами 6, одни концы которых жестко
закреплены на корпусе судна, а другие - на кронштейнах 7.
Сопло-пасадка 2 поворачивается от электродвигателя 8 через редуктор 9. Для этого на сопле-насадке выполнен зубчатый венец 10,
который через ведущую шестерню 11, установленную на валу 12, и вал 13 соединен с редуктором 9.
Вал 12 установлен в подшипнике 14 скольжения и в переборочном стакане с подщипНИКОМ 15, а вал 13 помещеп в разъемные подшипники 16 скольжения.
Валы 12 и 13 соединены между собой шарнирной муфтой 17, а вал 13 связан с редуктором 9 посредством муфты 18 предельного
момента.
Для предотврашения перемещения сопланасадки 2 вверх (что возможно при иажатии льдин снизу) последняя удерживается направляющей обечайкой 19, укрепленной одним концом к корпусу судна и охватывающей насадку 2 сверху. На обечайке 19 закреплена опора подшипника 14 скольжения.
Выгородка 3 снабжена съемными люками 20 и 21Сопло-насадка работает следующим образом.
Вращение от электродвигателя 8 через редуктор 9, валы 13, 12 и шестерню 11 передается на зубчатый венец 10, после чего соплонасадка поворачивается в заданное положение.
Сопло-насадка имеет два устойчивы/ч положения: первое - когда струя направлена в корму, и второе - когда струя направлена в нос. В первом случае осуществляется омывание корпуса, во втором - торможение судна или при необходимости - размывание льдов перед форштевнем.
Привод, поворачивающий сопло-насадку, работает до тех пор, пока оно не дойдет до упора в одном из устойчивых положений. В этот момент концевой выключатель размыкает цепь питания электродвигателя 8 и запитывает электромагнитный тормоз (на чертежах не показан).
Рабочая жидкость (заборная вода) забирается из кинстона насосной установкой и нагнетается через напорную трубу 1 в сопло-часадку.
В случае нажатия твердого предмета, например льдины, на поверхность сопла-насадки последнее утапливается в выгородку 3, сжимая два возвратных прижима 6. .
При снятии внешней нагрузки в сопла-насадки последняя возвращается в исходное положение под действием прижимов 6.
Предмет изобретения
1.Сопло-насадка гидроомывающего устройства для судов ледового плавания, расположенное на напорном трубопроводе в корпусе судна, отличающееся тем, что, с целью повышения маневренности судна, сопло выполнено поворотным относительно продольной оси, расположено на опорах и снабжено зубчатым венцом, через который механически связано с приводным механизмом поворота.
2.Сопло-насадка по п. 1, отличающееся тем, что, с целью предохранения его от повреждений, оно установлено в выгородке корпуса судна и снабжено прижимами, один конец каждого из которых жестко прикреплен к корпусу, а другой - к кронштейну сопла-насадки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОВОРОТНОЕ СОПЛО-НАСАДКА | 1995 |
|
RU2114755C1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ПОВЫШЕННОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ | 2013 |
|
RU2523862C1 |
Кормовая оконечность лихтеровоза | 1981 |
|
SU1070057A1 |
ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 1997 |
|
RU2141431C1 |
СУДОВАЯ ВИНТОРУЛЕВАЯ КОЛОНКА | 1997 |
|
RU2126762C1 |
Ледоочистительная приставка судна | 1980 |
|
SU901153A1 |
Винторулевая колонка | 2019 |
|
RU2731811C1 |
СПОСОБ МАНЕВРЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛИ СУДНА В ОПЫТОВОМ БАССЕЙНЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2132796C1 |
Носовая оконечность быстроходного надводного корабля или относительно тихоходного гражданского судна повышенной штормовой мореходности и ледовой проходимости в автономном плавании | 2015 |
|
RU2607136C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДОВОГО ПОКРОВА РЕК И МОРЕЙ И ЛЕДОКОЛЬНАЯ ПРИСТАВКА СУДНА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2137669C1 |
2ff / f2 И
2
W
A-f
Авторы
Даты
1975-09-05—Публикация
1972-07-21—Подача