Кормовая оконечность лихтеровоза Советский патент 1984 года по МПК B63B35/40 

Описание патента на изобретение SU1070057A1

С71 Изобретение относится к судостроению, в частности к кормовым оконечностям лихтеровозов. Известна кормовая оконечность лихтеровоза, содержащая наружную, обшивку кормового подзора с ледовым поясом, транец с опорными консольными выступами для крана, выполненными с нижним плоским участком и образующими с транцем П-образный профиль, а также установленный с возможностью перемещения относительно транца подъемно-опускной щит швартовки лихтеров у транца, снабженный фиксаторами крепления щита в положении по-походному 1. Недостатками известной кормовой оконечности лихтеровоза являются низкие маневренные качества при плавании во льдах и трудность выполнения заднего хода в ледовом канале. Цель изобретения - повышение маневренных качеств судна при плавании во льдах и облегчение выполнения заднего хода в ледовом канале. Поставленная цель достигается тем, что в кормовой оконечности лихтеровоза, содержащей наружную обшивку кормового подзора с ледовым поясом, транец с опорными консольными выступами для крана, выполненными с нижним плоским участком и образующими с транцем П-образный профиль, а также установленный с возможностью перемещения относительно транца подъемно-опускной шит швартовки лихтеров у транца, снабженный фиксаторами крепления шита в положении по-походному, нижняя кромка транца, образованная пересечением обшивки транца с наружной обшивкой кормового подзора, расположена по высоте над летней ватерлинией на расстоянии, равном не менее 0,9 высоты расположения над летней ватерлинией верхней границы ледового пояса, а нижний плоский участок каждого консольноговыступа сопряжен с нижней кромкой транца, при этом фиксаторы крепления упорного щита в положении по-походному расположены внутри опорных консольных выступов. На фиг. 1 показана кормовая оконечность лихтеровоза, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, проекция корпус теоретического чертежа; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 3; на фиг. 5 - кормовая оконечность лихтеровоза, вид сверху; на фиг. 6 - сечение В-В на фиг. 4; на фиг. 7 - сечение Г-Г на фиг. 3. V Кормовая оконечность лихтеровоза ледового плавания образована наружной обшивкой 1 кормового подзора, плоским транцем 2 (обшивка транца обозначена позицией 3) и выступающими за транец 2 консолями 4 для перемещения судового козлового крана. Транец 2 и консоли 4 образуют П-образный профиль проема для швартовки и центровки лихтеров 5 (фиг. 4 и 5). Позицией 6 (фиг. 1-4) обозначена спецификационная летняя грузовая ватерлиния при плавании во льдах. Позицией 7 обозначена высота (фиг. 1 и 2) верхней границы 8 ледового пояса. Величина высоты 7 верхней границы 8 ледового пояса регламентируется также национальными требованиями к судам ледового класса. Согласно ледовой категории корпуса судна наружная обшивка 1 и набор кормовой оконечности в пределах ледового пояса усилены соответствующим образом для восприятия ледовых нагрузок, возникающих при ударе о плавающие льдины 9. На фиг. 1 и 2 ледовый пояс отмечен штриховкой. Арктические (не однолетние) льды часто покрыты торосами 10 (фиг. 1), причем прочность льда торосов практически не отличается от прочности плавающего льда. Высота 7 верхней границы 8 ледового пояса выбрана с учетом возможности удара о торосы 10, а не только о плавающие льдины 9. В районе ледового пояса отсутствуют какие-либо выступающие части, за исключением расположенной в диаметральной плоскости (ДП) ледовой наделки 11 для защиты пера руля. Нижняя кромка 12 (фиг. 2) транца 2, образованная пересечением обшивки 3 (фиг. 4) транца 2 с наружной обшивкой 1 кормового подзора кормовой оконечности, расположена по высоте над летней ватерлинией 6 на расстоянии, равном не менее 0,9 высоты 7 расположения над летней ватерлинией верхней границы 8 ледового пояса, В районе ДП, в месте перехода кромки 12 транца 2 в ледовую наделку 11, указанное выше соотношение (0,9 высоты 7) может не выполняться (фиг. 2). Нижняя часть консолей 4 выполнена с плоским участком 13 (фиг. 2 и 3), сопряженным с нижней кромкой 12 транца 2 (фиг. 2). Внутренняя вертикальная стенка консоли 4 обозначена позицией 14. Верхняя часть консоли 4 выполнена с погоном 15 (фиг. 3 и 5). Транец 2 снабжен подъемно-опускным упорным щитом 16 для лихтеров, который закреплен на транце 2 с помощью щарниров 17 с горизонтальной осью (фиг. 1, 3 и 4). Опорные элементы шарниров упорного щита 16 установлены на транце 2. На фиг. 1 и 4 (штрихпунктирной линией) щит 16 показан в положении по-походному, на фиг. 3 и 4 - в рабочем положении, т. е. при выполнении грузовых операций по спуску-подъему лихтеров 5. В положении попоходному упорный щит 16 поднят выше верхней границы 8 ледового пояса (фиг. 1). Для подъема щита 16 из рабочего положения в положение по-походному служит механический привод подъема, выполненный в виде электролебедок 18 (фиг. 5), которые соединены со щитом 16 тросовой проводкой 19 через ролики 20.

Центр тяжести щита 16 обозначен позицией 21.

Щит 16 в районе ватерлинии 6 выполнен с выступами 22 (фиг. 3 и 7), между которыми фиксируется лихтер 5 перед его захватом спредерной рамой козлового крана. Позицией 23 обозначены размещенные на щите 16 привальные брусья, позицией 24Т-образные направляющие для центровки лихтеров 5 в процессе их спуска-подъема, позицией 25 - направляющие спредерной рамы (фиг. 3 и 5). Закрепленные на транце 2 и консолях 4 участки направляющих

24и 25 обозначены соответственно позициями 26 и 27 (фиг. 3 и 5).

Центр 21 тяжести щита 16 расположен в корму от вертикальной плоскости 28, проходящей через оси щарниров 17. На фиг. 4обозначен след плоскости 28.

В рабочЬм положении щит 16 упирается в транец 2 через упор 29 (фиг. 4),

Фиксаторы закрепления щита 16 в положении по-походному и в рабочем положеНИИ выполнены в виде двух пар выдвижных штырей 30 и стаканов, закрепленных на внутренних стенках 14 консолей 4 (фиг. 3, 4 и 6).

Штыри 30 в виде болтов с коническим острием установлены с возможностью перемещения во внутренних резьбовых отверстиях стаканов 31 при помощи щтурвалов 32 (фиг. 6) и фиксируются контргайками с рукоятью 33.

В рабочем положении острие щтырей 30 входит в коническое углубление 34 щита 16 (.фиг. 3).

В положении П07походному острие штырей 30 входит в коническое углубление опор 35, закрепленных на щите 16, при этом опоры 35 опираются на откидные рычаги 36 и дополнительные опоры 37 (фиг. 4 и 6). Оси 38 рычагов 36 и дополнительные опоры 37 закреплены на внутренних стенках 14 консолей. Поворот рычагов 36 на осях 38 осуществляется рукоятями 39 (фиг. 6).

В положении по-походному вес щита 16 воспринимается щарнирами 17, а также осями 38 рычагов 36 и дополнительными опорами 37.

Штурвалы 32 и рукояти 39 находятся в помещениях внутри консолей 4. электролебедки 18 в подпалубном помещении кормовой оконечности (фиг. 1 и 5).

Кормовая оконечность лихтеровоза используется следующим образом.

При движении судна во льдах подъемно-опускной упорный щит 16 закреплен в положении по-походному и льдины 9 или торосы 10 не могут повредить щит 16 и закрепленные на нем направляющие 24 и

25устройства центровки и спуска-подъема лихтеров 5.

На заднем ходу льдины 9 имеют возможность продвигаться вдоль наружной общивки 1 кормового подзора по направлению к днищу судна, а также от ДП к бортам (фиг. 2).

Торосы 10 на заднем ходу проходят под консолями 4 и далее вдоль бортов и днища судна и не скапливаются в заторы, препятствуя продвижению судна в проложенном ледоколом канале.

Вероятная высота зоны контакта льдин -9 и торосов 10 с кормовой оконечностью судна достаточно точно определена величиной высоты 7 верхней границы 8 ледового пояса. Выполнение нижней кромки 12 транца 2 с возвыщением над ватерлинией 6, равным не менее 0,9 высоты 7, обеспечивает неповреждаемость щита 16, а также возможность заднего хода лихтеровоза при плавании во льдах. Указанное возвышение кромки 12 транца 2 и консолей 4 над ватерлинией 6 также повыщает маневренные качества судна при плавании во льдах, особенно на циркуляции. В последнем случае льдины 9 имеют возможность проскальзывать под наружную обшивку 1 до ДП, где они попадают в струю гребного винта и относятся ею за корму.

Плавание в высоких щиротах обуславливает воздействие низких температур (до -40 - -45°С) на металоконструкции консолей 4. При спуске-подъеме лихтеров 5 консоли 4 нагружены весом судового козлового крана и весом лихтера 5. С другой стороны, щит 16 необходи.мо выполнить с выступами 22 (фиг. 7), а также предусмотреть место, необходимое для протяжки тросовой проводки 19, что обуславливает необходимость увеличения расстояния между внутренними стенками 14 консолей 4, т. е. приводит к уменьшению поперечного сечения консолей 4 в районе транца 2.

Прочность консолей 4 с учетом указанных выше факторов может быть обеспечена при выполнении нижней части консолей 4 с плоским участком 13, сопряженным с нижней кромкой 12 транца 2 (фиг. 2). Плавный переход листов наружной обшивки консолей 4 в районе участка 13 непосредственно в листы наружной обшивки 1 кормового подзора снижает -концентрацию напряжений и повышает прочность и устойчивость конструкций консолей 4.

Перед загрузкой лихтеров 5 штыри 30 проворачиваются в стаканах 31 и освобождают опоры 35 щита 16. Приводятся в действие электролебедки 18 и щит 16 несколько приподнимается по направлению к погону 15, как показано пунктирной линией на фиг. 4. Рычаги 36 поворачиваются на осях 38 примерно на 70-90° и освобождают пространство для перемещения опор 35 щита 16.

. Под действие.м силы тяжести щит 16 поворачивается на фарнирах 17 в рабочее положение, при этом электролебедки 18 через тросовую проводку 19 притормаживают щит 16 и обеспечивают его плавное опускание.

Размещение центра 21 тяжести щита 16 в его рабочем положении в корму от вертикалькой плоскости 28, проходящей через оси шарниров 17, обеспечивает постоянный контакт щита 16 с транцем 2 в месте установки упора 29 (фиг. 4). Для более надежной фиксации щита 16 в рабочем положении другая пара штырей 30 входит в конические углубления 34 (фиг. 3).

По окончании грузовых операций по спуску-подъему лихтеров 5 перемещение и фиксация щита 16 выполняются в обратном порядке.

Предлагаемая конструкция повыщает маневренные качества судна при плавании во льдах, обеспечивает возможность заднего хода судна в канале, проложенном

в сплощных льдах ледоколом и улучщает ледопроходимость на циркуляции, т. е. при изменении курса во льдах, при этом сохраняется возможность центровки лихтеров в кормовом грузовом проеме лихтеровоза при спуске-подъеме лихтеров, обеспечиваются неповреждаемость подъемно-опускного щита пр« плавании среди торосов и повышается прочность кормовых консолей.

Кроме того, повышается надежность закрепления подъемно-опускного щита, снижается влияние ходовой вибрации на фиксаторы закрепления щита по-походному за счет применения шарнирного закрепления щита на транце.

8

А п

иг.2

Похожие патенты SU1070057A1

название год авторы номер документа
Подъемно-опускное устройство лихтеровоза 1981
  • Габайдулин Фридрих Хафизович
  • Сангович Сергей Мечиславович
SU986821A1
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ 2016
  • Антонов Владимир Сергеевич
  • Брилевский Владимир Владимирович
  • Иванов Валерий Николаевич
  • Кравченко Кирилл Николаевич
  • Трапезников Юрий Михайлович
  • Круглов Александр Владимирович
  • Хрисанов Андрей Валентинович
  • Добродеев Алексей Алексеевич
  • Тарадонов Владимир Станиславович
RU2629625C1
Носовая оконечность быстроходного надводного корабля или относительно тихоходного гражданского судна повышенной штормовой мореходности и ледовой проходимости в автономном плавании 2015
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2607136C2
Кормовая оконечность корпуса судналЕдОВОгО плАВАНия 1979
  • Мещеряков Александр Георгиевич
  • Овчинников Владимир Васильевич
  • Шевцов Владимир Михайлович
SU831658A1
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ 2012
  • Суховеев Александр Викторович
RU2494911C1
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО 2003
  • Алексеев Юрий Николаевич
  • Беляшов Валерий Адамович
  • Беззубик Олег Николаевич
  • Денисов Валерий Иванович
RU2268193C2
СПОСОБ ПЛАВАНИЯ СУДОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ 2000
  • Спасский И.Д.
  • Баранов И.Л.
  • Гераськин Г.В.
  • Карлинский С.Л.
  • Котов А.В.
  • Суханов С.О.
RU2175292C2
Корпус судна ледового плавания 1979
  • Мещеряков Александр Георгиевич
  • Шевцов Владимир Михайлович
SU818948A1
Кормовая оконечность стабилизированного для штормового плавания корабля 2015
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2607135C2
ПОДВОДНЫЙ ГАЗОВОЗ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА ИЗ АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ 2022
  • Серебренников Александр Святославович
  • Новиков Сергей Сергеевич
  • Сальников Егор Владимирович
  • Сидоренков Дмитрий Владимирович
  • Кургин Федор Федорович
  • Петров Борис Анатольевич
RU2779768C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 070 057 A1

Реферат патента 1984 года Кормовая оконечность лихтеровоза

КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ ЛИХТЕРОВОЗА, содержащая наружную обшивку кормового подзора с ледовым поясом, транец с опорными консольными выступами для крана, выполненными с нижним плоским участком и образующими с транцем П-образный профиль, а также установленный с возможностью перемещения относительно транца подъемно-опускной швартовки лихтеров у транца, снабженный фиксаторами крепления щита в положении по-походному, отличающаяся тем, что с целью повышения маневренных качеств судна при плавании во льдах и облегчения выполнения заднего хода в ледовом канале, нижняя кромка транца, образованная пересечением обшивки транца с наружной обшивкой кормового подзора, расположена по высоте над летней ватерлинией на расстоянии, равном не менее 0,9 высоты расположения над летней ватерлини ней верхней границы ледового пояса, а нижний плоский участок каждого консольного выступа сопряжен с нижней кромкой транца, при этом фиксаторы крепления упорного щита в положении по-походному расположены внутри опорных консольных выступов.

Формула изобретения SU 1 070 057 A1

20

.B

Фиг.7

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1070057A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Устройство для фиксации лихтеров в кормовом проеме лихтеровоза 1977
  • Володин Валерий Павлович
  • Бугаенко Борис Андреевич
  • Половец Николай Павлович
  • Бурых Валентин Тихонович
SU674951A1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

SU 1 070 057 A1

Авторы

Зубрицкий Вячеслав Васильевич

Сангович Сергей Мечиславович

Мещеряков Александр Георгиевич

Даты

1984-01-30Публикация

1981-03-06Подача