Для автоматических перестроек передатчика на несколько рабочих волн требуется решить задачу автоматического поворота конденсатора в несколько произвольно заданных положений. Предлагаемое устройство позволяет решить эту задачу и тем самым осуществить автоматический радиопередатчик на весьма большое число (10-15 волн), имеющих любое распределение по диапазону и легко заменяемых.
На чертеже фиг. I изображает в общем виде принципиальную схему предлагаемого устройства; фиг. 2 и 3 - детали схемы, изображенной на фиг. 1.
В системе автоматической настройки двух конденфаторов К и /fj и переключателя /УЗ (фиг. 1) общий двигатель Д вращает через редуктор Р вал В с насаженными на нем фрикционными колесами Ш, Ш и Z//3. С этим валом посредством фрикционных электромагнитных муфт связаны оси конденсаторов /fj, Aj и переключателя /Jg. Каждый конденсатор, или переключатель связан с общим валом через электромагнитную муфту MI и имеет на своей оси еще добавочный редуктор PI, тормоз- 7 и специальную „следящую систему. Следящая система представляет собой контактное устройство, дающее замыкание цепи только в одном наперед заданном положении каждой оси при ее повороте на какой-то совершенно определенный угол а. На каждой такой следящей системе имеется столько подвижных контактов, сколько нужно иметь рабочих волн в передатчике.
Работа системы автоматической настройки происходит следующим образом. Если нужно перевести передатчик на волну номер-л, то переключают переключатель волн на волну номер п и тем самым дают напряжение на контакты волны п всех следящих систем. Кроме того подают напряжение на электродвигатель./, который начинает вращаться и поворачивает все оси конденсаторов и переключателей. Как только какой-либо конденсатор дойдет до положения, соответствующего волне п, то следящая система замкнет свой контакт, электромагнитная муфта М отключит оси конденсатора от общей оси, и тормоз Т остановит ее в положении выключения, причем сработавшая электромагнитная муфта замкнет свой контакт . Когда все оси попадут в положение, соответствующее настройке на волну и, все контакты g будут замкнуты, и через образовавшуюся цепь сработает реле Рв и выключит двигатель, остановив тем
самым вращение главной оси. При этом передатчик окажется настроенным на волну я. Для перевода передатчика на другую волну т нужно перевести переключатель волн в положение /га, давая тем самым напряжения на соответствующие контакты следящих систем и запустить двигатель Д. Все оси поворачиваются, следящие системы в нужные моменты выключают электромагнитные муфты и передатчик оказывается настроенным на другую волну.
Система, показанная на фиг. 1, отличается тем, что позволяет без всяких изменений простым добавлением контактов на следящей системе сконструировать передатчик с любым числом органов настройки и на любое число олн, причем точность установки при надлежащем устройстве следящей системы и тормоза может быть весьма велика.
Для получения весьма большой точности замыкания контакта следящей системы служит изображенное на фиг. 2 устройство. Оно представляет собой электромагнитную механическую следящую систему. Основной принцип ее работы состоит в том, что для получения замыкания между точками Л и -В должны произойти два последователь.ных замыкания контактов Я и /U, после чего получится цепь между А и В. На оси О сидит диск с вырезом (кулачок L). При вращении оси по направлению стрелки зубы Z и . при прохождении через вырез резко соскакивают и дают замыкание контактов /Ci или КчТак как положение выреза в начальный момент пуска системы может быть соверщенно произвольным (оно зависит от положения кулачка другой волны, на которую перед- тем был настрбен передатчик), то один из зубов Z или Z. может оказаться замкнутым и в начальный момент, что, однако не дает замыкания цепи А-сВ, так как два зуба замкнуты быть не могут (они находятся под углом 180° друг от друга). При вращении оси наступит момент, когда подготовительный зуб 2 пройдет через ырез, упадет, замкнет контакт К и даст тем самым напряжение на обмотку W двухобмоточного релеРд. Реле Я.i притянется, заблокируется через контакт г
и вторую обмотку W и останется притянутым. Ось будет продолжать вращаться до тех пор, пока вырез не дойдет точно до положения, в котором упадет рабочий зуб Z. В этот момент цепь, А-В замкнется через контакт Л, и электромагнитная муфта расцепит ось О с главной осью, остановив тем самым ее вращение. Точность установки, которая может быть получена таким образом, велика благодаря наличию подготовки цепи работой реле РЛ и специальной форме кулачка и 3y6aZi. Эта точность может быть доведена даже при сравнительно грубом изготовлении деталей до величины в 0,2°, вполне достаточной для установки любого конденсатора в передатчике.
Для получения установки на п произвольно заданных положений нужно делать в следящей системе п дисковкулачков и соединять их по схеме фиг. 3, где изображена схема для частного случая я 4. Здесь П представляет собою ручку выбора положения. Установка /7). в то или иное положение обеспечивает выбор желаемого диска и получение остановки всех осей в нужных положениях. На схеме изображена только одна следящая система, но все остальные соединены точно таким же образом, и концы 1,2, 3 и 4 идут к остальным следящим системам.
Предмет изобретения.
Устройство для автоматической настройки передатчика на несколько наперед заданных волн с применением одной вращаемой двигателем оси для настройки, с которой сцеплено электромагнитными муфтами произвольное число осей, связанных с органами настройки передатчика, причем каждая ось имеет свою следящую систему, включающую или выключающую электромагнитные муфты в момент, когда ось прищла в положение, соответствующее заданной волне, отличающееся снабжением следящей системы несколькими, дискамикулачками с последовательно замыкающимися контактами и электромагнитным самоблокирующим реле, подготовляющим цепь включения устройства, останавливающего вращение оси. .
. 2
tztunr.
12- 34г / ИГЛ
Ji-чх П1
Lf Ls .Is iff
Авторы
Даты
1936-08-31—Публикация
1936-03-08—Подача