Для разрешения вопросов о возможности снежных переносов, обвалов и тому подобных явлений перемещения снегового покрова необходима постановка наблюдений над степенью подвижности залегающей снеговой массы. Применяемый обычно в практике способ глазомерных определений состояния снегового покрова (элемент s международного синоптического кода) не разрешает этой задачи. С целью получения числовых характеристик изучаемого метеорологическою элемента, основанных на объективных инструментальных наблюдениях предлагается способ измерения подвижности снегового покрова, основанный на определении усилия, необходимого для сдвигания слоя снежного покрова определенной толщины.
На чертеже фиг. 1 изображает вертикальный разрез снежного покрова; фиг. 2 - принципиальную схему предлагаемого приспособления; фиг. 3 -вид этого приспособления сверху и фиг. 4 - вид его сбоку.
Проведем в снеговом покрове ABCD (фиг. 1) на некоторой глубине А 1;оризонтальную плоскость /4Bi и выделим в лежащем над плоскостью пласте снега прямоугольный параллелепипед аЬаЬ с площадью основания, равной р.
и остальную часть верхнего пласта будем считать удельной. Если обозначни через F наименьшую ве/1ичину горизонтального направления силы, достаточной, чтобы сдвинуть снежный пара.1лелепг4пед вдоль поверхности АВ то величинутд -, назовем модулем неподвижности снегового покрова на глубине h.
Для определения этого модуля, характеризующего степень подвижности снегового покрова, предлагается следующий способ. На поверхность снега накладывают легкую открытую с одной стороны коробку К (фиг. 2) так, чтобы боковые стенки ее погрузились в снег, и удаляют слой снега АааА глубиной Л, прилегающий к одной из боковых стенок коробки. Прикрепив к этой стенхе пружины L, медленно растягивают ее в направлении, указанном стрелкой. При некотором растяжении пружины коробка /С с содержащимся в ней снегом скользнет по поверхности а А . В тот момент, когда начинается перемещение коробки, закрепляют неподвижно свободный конец пружины.
Пусть длина пружины в этот момент равна /,, длина пружины после того, как движение коробки приостановилось.
равна /2 и длина пружины в свободном состояний - /о- Силу растяжения пружины в момент начала движения и в момент остановки коробки обозначают соответственно через /i и /j,
На основании данных произведенного наблюдения модуль неподвижности Снегового покрова /Ид определяется по формуле;
phd , f,
n,, + S,,
в которой р - площадь дна коробки
h - глубина удаленного слоя снега
d - средняя плотность снега
до глубины /г
QI - общий вес коробки и заключенного в ней снега
г
1 2/ {3i-S2). ,
С - л ..
01 - р о«
где §1 - li - /о величина растяжения пружины от ее нормальной длины /Q до длины /J,
8g /2 /p-величина растяжения пружмны от длины /о до длины /1,
/, - сила растяжения пружины при ее длине /j,
/2 - сила растяжения пружины при ее длине /гДля производства описанных измерений предлагается прибор, состоящий из снабженной ручками 2 и 5 рамы / (фиг. 3 и 4), в которой может перемещаться поперечная рейка 4, снабженная ползунами 5 и б, входящими в пазы 7 и . К средине прикреплен стер жень 9 с зубчатой рейкой 14, с которой сцеплено зубчатое колесо W, укрепленное в стойках и VI 12 тл снабженное рукояткой 13.
На стержень 9 надета спиральная пружина /5, один конец которой прикреплен к рейке 4, а другой снабжен кольцом, зацеплйемым за крючок, прикрепленный к стенке коробки /5; на стержне 9 нанесены деления, позволяющие определить длину пружины /5.
Коробка б, обращенная открытой стороной книзу, снабжена внутренними поперечными перегородками /7, J8.
К раме прикретщен скребок /Р, высота которого равна высоте боковых стенок коробки /б.
Для производства измерений раму / берут за ручки 2 я 3 я укладывают ее на снег, чтобы нижняя ее поверхность пришла в соприкосновение с поверхностью снегового покрова.
Не позволяя раме погружаться в снег, передвигают ее продольно на расстояние 30-40 см (на фиг. 3 и 4 влево). Таким образом с помощью скребка f9 убирают слой-снега толщиной, равной высоте коррбки /б.
После этого раму располагают таким образом, чтобы боковые стенки коробки /б погрузились в нетронутый пласт снега, а левый край коробки прищелся у самого края образовавшейся выемки. Затем, вращая рукоятку J3, медленно растягивают пружину 75. В тот момент, когда сила растяжения пружины приведет в движение коробку /б, замечают .наибольшую длину /j пружины и прекращают вращение рукоятки. После того, как движение коробки приостановится, определяют длину /j сократившейся пружины.
Для определения веса находившегося в коробке снега конец пружины снимают с крючка коробки и убирают раму, затем, продвигая по нижнему краю коробки плоский совок, поддевают находящийся в коробке снег. После этого убирают коробку, а оставшийся в совке снег пересыпают в стеклянный флакон и взвешивают на обыкновенных весах. Зная вес Q пустой коробки и вес С снега, нйходят Qi Q -{- Q.
При постановке наблюдений, имеющих целью определение порога метелевой скорости ветра, можно принять Го const, полагая/о равным некоторому среднему значению, полученному из специальных наблюдений. В этом случае отпадает необходимость в определении величины QI, что значительно упрощает производство наблюдений.
Некоторая погрешность в измерениях возможна за счет уплотнения снега, вызываемого давлением стенок коробки, но так как эта погрешность имеет систематический характер, она может быть исключена путем введения соответствующих поправок.
предмет изобретения.
1. Способ измерения подвижности снегового покрова, отличающийся тем, что определяют усилие, необходимое для сдвигания в горизонтальном направлении слоя снежного покрова определенной толщины, снимают сдвинутый слой покрова и взвешивают его вместе с частью приспособления, сдвигавшего этот слой, и по полученным данным, зная среднюю плотность снега до глубины плоскости сдвига, определяют по соответствующей формуле модуль неподвижности снегового покрова на этой глубине.
2.Устройство для осуществления способа по п. I, отличаюшееся применением накладываемой открытой стороной на поверхность снежного покрова и снабженной поперечными перегородками 17 и 18 коробки 76, соединенной с одним концом пружины /5, другой конец которой, с целью ее натяжения, присоединен к рейке 4.
3,Прн устройстве по п. 2 примене ние накладной на поверхность снежного покрова рамы 7 со скребком 79 в передней ее части, предназначенной для пере движения по ее пазам 7 к 8 ползунов 5 и б рейки 4, соединенной со стержнем 9, служащим для натяжения пружины /5.
wr./
аЬ
-В
Ь
S
. :-даЫЛ / -ЧВ У
Фиг. 2
а К
, ,VWyW/B4
aiP Bg bSfr/ igijg yr-fiMff.giKSfff f
5 J-3 f.
Р
13,
Фиг. 4 9 IS / -- tC JClfyf
.
ггУ
Авторы
Даты
1936-08-31—Публикация
1936-02-21—Подача