1
Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано для тренажа и обучения операторов электронных вычислительных машин.
Известны тренажеры для обучения операторов, содержащие блок предъявления информации, подключенный к блокам наконления статистики обучения, измерения стрессового состояния оператора и к управляющему процессору. Управляющий процессор соединен с блоком адаптации, блок адаптации - с блоком измерения стрессового состояния оператора, подключенным к блоку накопления статистики обучения. Последний подсоединен к блокам адаптации, измерения статических и динамических характеристик оператора. Кроме того, устройство содержит блок активизации процесса обучения.
Однако такие устройства не обеспечивают адаптации тренажера к обучаемому и исключения опасных стрессовых состояний оператора.
Цель изобретения - повышение эффективности обучения и исключение опасных стрессовых состояний оператора.
Это достигается тем, что блоки измерения статических и динамических характеристик оператора подключены к блоку измерения стрессового состояния оператора и к управляющему процессору, выход блока измерения
статических характеристик оператора соединен с блоком адаптации, а выход управляющего процессора - с блоком активизацией процесса обучения, подключенным к блоку
накопления статистики обучения.
Тренажер для обучения операторов, структурная схема которого приведена на чертеже, содержит блок 1 измерения статических характеристик оператора, блок 2 измерения динамических характеристик оператора, блок 3 адаптации, управляющий процессор 4, блок 5 активации процесса обучения, блок 6 измерения стрессового состояния оператора, блок 7 предъявления информации, блок 8 пакопления статистики обучения, оператор 9.
В статике элементы адаптивной системы взаимосвязаны следующим образом. Блок I измерения статических характеристик оператора связан с оператором 9, блоком 6 измерения стрессового состояния оператора, управляющим процессором 4. Выходы блока 1 соединены с входом блока 3 адаптации, блоком 8 накопления статистики обучения. Блок 6 измерения стрессового состояния взаимосвязан по входу и выходу с блоками адаптации 3, измерения динамических характеристик оператора 2 и накопления статистики обучения 8. Вход блока 2 измерения динамической характеристики оператора соединен с
оператором 9, а выходы - с управляющим процессором 4 и блоком 8 накопления статистики. Входы блока 5 активизации процесса обучения подключены к выходам блока 8 накопления статистики и управляющего процессора 4, выход блока 5 - к оператору 9. Выходы блоков 2 и 3 соединены с входами блока 8. Тренажер работает следующим образом. Перед началом обучения блок 1 измерения статических характеристик оператора с номощью специальных программ оценки состояния по результатам контактных и неконтактных замеров параметров состояния оператора или с помощью тестовой проверки определяет основные данные об исходном состоянии оператора. Эти данные подаются в блок 3 адаптации, управляющий процессор 4, блок 6 измерения стрессового состояния операторов и блок 8 накопления статистики. Блок 3 и управляющий процессор 4 вырабатывают информационные и управляющие сигналы и передают их блоку 7 предъявления информации. Последний настраивается на начальный режим обучения. В ходе обучения блок 2 измерения динамических характеристик оператора замеряет параметры состояния оператора, по определенным программам оценивает текущее состояние и делает прогноз на заданный отрезок времени. Эти даиные блок 2 направляет блоку 3 адаптации, управляющему процессору 4 и блоку 6 измерения стрессового состояния оператора. Блок 3 совместно с процессором 4 организует, в случае необходимости, перестройку режима обучения. Блок 6 анализирует прогнозируемое состояние и определяет степень приближения стрессового состояния. Если состояние оператора близко к стрессовому, то блок 6 выдает сигнал блоку 7. Последний либо ослабляет режим обучения, либо отключает от оператора тренажер. Если в ходе обучения окажется, что некоторые параметры состояния онератора отклонились от заданных (определенных блоком измерения статических характеристик оператора), то по команде от управляющего процессора блок активизации процесса обучения с помощью системы контактных и неконтактных датчиков обеспечивает активизирующее воздействие на оператора. Данные о работе блоков 1-6 и об исходном и текущем состоянии оператора накапливаются в блоке накопления сгатистики и используются для организации адаптивного обучения. Включение в состав тренажера блоков измерения статических и динамических характеристик оператора, блоков измерения стрессового состояния, активизации процессора обучения и накопления статистики обучения организует режи.м обучения таким образом, что используются возможности оператора и в то же время исключаются опасные перегрузки и стрессовое состояние. Такая организация процесса обучения позволяет сократить время на подготовку операторов и на приобретение навыков (например, программирование для ЦВМ и т. д.). Предмет изобретения Тренажер для обучения операторов, содержащий блок предъявления информации, подключепный к блокам накопления статистики обучения, измерения стрессового состояния оператора и к управляющему процессору, соединенному с блоком адаптации, подключенным к блоку измерения стрессового состояния оператора, соединенному с блоком накопления статистики обучения, который подключен к блокам адаптации, измерения статических и динамических характеристик оператора, и блок активизации процесса обучения, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения и исключения опасных стрессовых состояний оператора, блоки измерения статических -и динамических характеристик оператора подключены к блоку измерения стрессового состояния оператора и к управляющему процессору, выход блока измерения статических характеристик оператора соединен с блоком адаптации. а выход управляющего процессора - с блоком активизации процесса обучения, подключенным к блоку накопления статистики обучения.
Л
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер оператора автоматизированнойСиСТЕМы упРАВлЕНия | 1979 |
|
SU842928A1 |
Тренажер оператора автоматизированных систем упрвления | 1979 |
|
SU773683A1 |
Адаптивное устройство обучения | 1975 |
|
SU551689A1 |
Система диалогового взаимодействия человека с информационно-вычислительным комплексом | 1976 |
|
SU759092A1 |
Тренажер оператора котельной установки | 1986 |
|
SU1319065A2 |
Тренажер операторов систем управления | 1981 |
|
SU953650A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2003 |
|
RU2253356C2 |
МОРСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР | 2003 |
|
RU2251157C2 |
Тренажер операторов систем управления | 1981 |
|
SU997077A1 |
Тренажер оператора мартеновскойпЕчи | 1979 |
|
SU796903A1 |
Авторы
Даты
1975-12-30—Публикация
1974-12-03—Подача