Изобретение относится к области электромашиностроения и касается жидкостного охлаждения контактных колец ротора электрической машины.
Известен ротор электрической машины с жидкостным охлаждением обмотки, содержаш,ий вал с центральным каналом, в котором размеш,ена труба, контактные кольца, снабженные по торцам сообш,ающимися между собой камерами для циркуляции охлаждающей жидкости, одна из которых соединена с каналом в валу, а другая - с каналом в трубе.
Недостатком известного ротора является сложность конструкции, не обеспечиваюш,ей достаточно эффективного охлаждения.
Целью изобретения является упрош ение конструкции при одновременном повышении эффективности охлаждения.
Это достигается благодаря тому, что в контактных кольцах выполнены расположенные в шахматном порядке аксиальные каналы для соединения расположенных по торцам камер. На фиг. 1 изображен ротор, продольный разрез; на фиг. 2 - сечение по А-А на фиг. 1.
На валу 1 ротора электрической машины насажены контактные кольца 2, изолированные от вала посредством изоляции 3. В центральном канале 4 вала 1 размеш,ена коаксиальная труба 5, образуюш,ая канал 6 в трубе для подачи жидкости в обмотку ротора (на
чертеже обмотка ротора не показана) и канал
7в валу для слива жидкости из обмотки.
8теле контактного кольца вблизи его торца выполнены кольцевые камеры 8 и 9, одна из
которых, подающая 8, соединена с каналом 6 в валу, а другая, сливная камера 9, соединена с каналом 7 в трубе.
На противоположном торце контактного кольца 2 выполнена промежуточная камера
10, а в контактных кольцах выполнены расположенные по окружности в шахматном порядке на разных диаметрах аксиальные каналы 11 и 12. Аксиальные каналы 11, расположенные на большем диаметре в непосредственной
близости от контактной поверхности 13, соединяют подающую камеру 8 с промежуточной камерой 10. Расстояние от контактной поверхности 13 до аксиальных каналов 11 должно быть более запаса на срабатывание контактного кольца. Аксиальные каналы 12, расположенные на меньшем диаметре, соединяют промежуточную камеру 10 со сливной камерой 9. Подача охлаждающей жидкости из центрального канала в контактные кольца и ее
слив осуществляется непосредственно под контактным кольцом. Для этого в теле вала 1 и контактных кольцах 2 выполнены соосные радиальные каналы 14, сообщающиеся с подающей 8 и сливной 9 камерами. В радиальных
каналах 14 размещены изоляционные втулки
3
15 и 16, уплотненные посредством резиновых уплотнительных колец 17.
Изоляционная втулка 15, служащая для подачи охлаждающей жидкости, уплотнена также по отношению к накладке 18, размещенной на трубе 5. Изоляционная втулка 15 закреплена в радиальном канале посредством гайки 19, также уплотненной посредством резинового кольца, а втулка 16, установленная на сливе охлаждающей жидкости, закреплена гайкой 20.
Циркуляция охлаждающей жидкости изображена на чертежах стрелками. Из канала 6 охлаждающая жидкость поступает в отверстие изоляционной втулки 15, а затем в подающую камеру 8, откуда равномерно распределяется по аксиальным каналам 11, охлаждая наиболее нагретую часть контактного кольца 2 - контактную поверхность 13. Пройдя через промежуточную камеру 10 и аксиальные каналы 12, охлаждающая жидкость попадает в сливную камеру 9, откуда через изоляционную
втулку 16 сливается в канал 7 централного отверстия.
Предлагаемая конструкция позволяет улучшить охлаждение наиболее нагретой части контактного кольца - контактной поверхности и повышает надежность.
Формула изобретения
Ротор электрической машины с жидкостным охлаждением обмотки, содержащий вал с центральным каналом, в котором размещена труба, контактные кольца, снабженные по торцам сообщающимися между собой камерами для циркуляции охлаждающей жидкости, одна из которых соединена с каналом в валу, а другая с каналом в трубе, отличающийся
тем, что, с целью его упрощения, в контактных кольцах выполнены расположенные в шахматном порядке аксиальные каналы для соединения упомянутых камер.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для подачи и слива охлаждающейжидКОСТи из ОбМОТКи POTOPA элЕКТРичЕСКОйМАшиНы | 1979 |
|
SU847444A1 |
РОТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1990 |
|
RU2054781C1 |
Ротор турбогенератора | 1980 |
|
SU936244A1 |
Электрическая машина | 1975 |
|
SU527798A1 |
П. П. Куделя,Ю. С. Иванов, И. М. Постпиков, Г. Г. Счастливый, А. А. Бабяк, Л. Я. Станиславский, В. С. Кильдишев, В. Г. Данько и Б. В. Спнвак | 1971 |
|
SU306531A1 |
Модель для исследования гидродинамическихпРОцЕССОВ B элЕКТРичЕСКиХ МАшиНАХ,зАпОлНЕННыХ жидКиМ диэлЕКТРиКОМ | 1979 |
|
SU819891A1 |
Устройство жидкостного охлаждения ротора турбогенератора | 1980 |
|
SU951569A1 |
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2010 |
|
RU2422969C1 |
Электрическая машина с жидкостным охлаждением | 1980 |
|
SU900372A1 |
Электрическая машина | 1978 |
|
SU745327A1 |
19 8 IS 12
Ю
П
18
Авторы
Даты
1976-03-30—Публикация
1971-03-02—Подача