Сооружение тоннелей способом опускания кессонных тоннельных секций производится при неглубоком заложении под дном русла водотока.
Одним из трудных мест сооружения тоннеля этим способом является соединение кессонных секций между собой после опускания последних на проектную отметку. Имеется ряд способов, позволяющих безопасно производить работы по соединению секций, как-то:
1.Опускание двух съемных кессонов по сторонам тоннельных секций и перекрытия образующегося колодца третьим колодцем сверху. Под защитой этих трех кессонов производится соединение секций-возведение обделки тоннеля и укладка изоляции.
2.Ограждение промежутка между секциям стальным или железобетонным щпунтом с последующим удалением грунта из образующегося колодца и заполнением бетоном/ после чего производится разработка этого бетона и возведение обделки обычным способом.
3.Опускание двух съемных кессонов по сторонам тоннельных секций и наложение на образующийся колодец вместо третьего кессона стальной или железооетоннои плиты на прокладках.
Все эти способы связаны с трудоемкой и дорогой работой, а также с большей затратой времени.
Предлагаемый способ соединения кессонных секций при тоннельных работах дает малую трудоемкость работ при полной технической безопасности производства их, не требует сложного оборудования, кроме водолазного, значительно снижает стоимость и сокращает время производства работ.
На чертеже фиг. 1 изображает вид тоннеля спереди в начале производства работ по описываемому способу соединения кессонных секций; фиг. 2- то же вид сбоку; на фиг. 3-вид тоннеля спереди при окончании произ водства работ по этому способу; фиг. 4-то же вид сбоку.
После опускания двух соседних тоннельных секций / (фиг. 1) производится удаление грунта 2 до отметки горизонтального диаметра тоннеля. Далее водолазным способом укладывается стальной лист 3, усиленный уголками жесткости 4. Укрепление листа 3 производится анкерными болтами 5, заделанными в теле конструкции тоннеля (или стальными тросами).
После этого часть котлована 2 засыпается грунтом 7 (лучше водонепроницаемым). Через дверь 6 (фиг. 2), устраиваемую в торцевой стенке 8, удаляется остальной грунт из пространства, заключенного между торцевыми стенками и стальным листом. Одновременно с удалением грунта производится разломка торцевых стенок несколько меньше, чем до горизонтального диаметра туннеля. На оставшейся части стены возводятся кружала 9 (фиг. 3), на которых производится кладка свода W тоннеля. Чтобы свод имел более полное сцепление с основной частью тоннеля, с торцов последнего отгибаются концы арматуры //. Далее разрабатывается нижняя часть грунта 72 (фиг. 4) между кессонами с последуюш,ей заводкой за стену деревянных брусков 7J (фиг, 3 и 4) и одновременной разломкой торцевой стены 8 (фиг. 2). Для поддержания кружал 9 в это время в торцевой стене оставляется горизонтальная балка со стойкой 74. Далее возводятся стены /5 соединения и затем обратный свод J6, после чего удаляется насыпанный грунт 7 (фиг. 1) и извлекаются металлические листы 3 для использования их на других соединениях. Одновременно разламываются балка и стойка J4.
В том случае, когда кессонные секции установлены на разной отметке и при опускании смеш1ены в плане (что будет почти во всех случаях), выравнивание цилиндрической поверхности соединяемых секций производится посредством наложения скошенных изогнутых уголков /7 (фиг. 2). Последовательность работы следующая. По наложении уголков, когда секции установлены на проектную отметку, производится водолазным способом замеривание и установление смещений секций между собой (это замеривание можно сделать и инструментальным способом), после чего в соответствии с полученными данными смещений заготавливаются уголки /7. Далее уголки /7, а затем листы 3 укладываются и закрепляются на месте водолазами.
Для достижения хорошей водо-и воздухонепроницаемости между уголками 77 и листом 3, а также между уголками 77 и телом тоннеля прокладываются упругие подушки 75 из просмоленной пеньки, завернутой в брезентовое полотно.
Предмет изобретения.
Способ соединения кессонных сек: ций при тоннельных работах под водотоком при помощи ограждения верха пространства между секциями листом и удаления грунта, заполняющего это пространство, и производства кладки из внутреннего пространства секции, после разрушения и удаления ее торцевой стенки, отличающийся тем, что после опускания двух соседних кессонных секций 7 тоннеля производят удаление грунта над местом соединения до отметки горизонтального диаметра секции и перекрывают зазор стальным листом с засыпкой его грунтом, а затем через устроенную в торцевой стенке секции дверь удаляют остальной грунт из заключенного между торцевыми стенками и листом пространства, разбирая одновременно стенки несколько меньше, чем до горизонтального диаметра, для возведения на них кружал.
к авторскому свидетельству Г. Д. Шевелева
№ 52060
Шип
иг:2
Авторы
Даты
1937-01-01—Публикация
1936-11-25—Подача