СПОСОБ ПЕРЕКЛАДКИ ОБЛИЦОВКИ ТОННЕЛЕЙ Советский патент 1940 года по МПК E21D11/00 

Описание патента на изобретение SU56759A1

Для перекладки облицовки тоннеля, без перерыва движения поездов, уже был предложен способ, при котором старую кладку укрепляют кружалами, устанавливаемыми на некотором расстоянии друг от друга, и в пределах этого расстояния выламывают старую облицовку. Известна также установка дополнительных крепей в освободившийся промежуток после удаления старой облицовки для поддержания оголенной горной породы.

Предлагаемое изобретение предусматривает после обычной установки для укрепления освобождаемой от облицовки горной породы применение третьих кружальных крепей, предназначенных для подпирания старой облицовки. Дополнительные крепи ставят рядом с одной из первоначально установленных крепей, которые затем удаляются, и приступают к разборке облицовки второй секции тоннельного кольца. После этого снова ставят дополнительные несущие кружала и т.д., поступая таким образом до полной разборки старой кладки и крепления породы всего кольца. При этом для кладки новой обделки используются несущие кружала в качестве опор (шаблонов) для опалубки.

Применением данного способа имеется в виду: 1) обеспечить наибольшую безопасность производства работ при любом горном давлении и любой толщине облицовки и 2) устранить надобность в изготовлении специальных шаблонов для обделки.

На чертеже фиг. 1-5 поясняют ряд начальных последовательных стадий работы по разборке облицовки тонне-ля и укреплению горной породы (виды в плане); фиг. 6 - последнюю стадию работы на данном участке (кольце) тоннеля и фиг. 7 - подвесные подмости (поперечный разрез).

Производство работы по перекладке облицовки тоннелей по предлагаемому способу осуществляется в следующем порядке. Предварительно намечается кольцо, подлежащее Перекладке. Сначала в этом кольце должна разбираться 1-я секция S1 этого кольца длиною, примерно, (фиг. 1).

Перед приступом к разборке этой секции, с одной и с другой стороны ее ставятся предохранительные мощные кружальные крепи 1. Назначение этих кружал предохранять концы разбираемой обделки от возможных случайных обрушений концов, отколов, вывалов и пр. и, тем самым, обеспечить безопасность работы.

Предохранительные кружала ставятся на расстоянии около 25-35 см от концов разбираемой секции. Эти кружала создают негабаритность в габаритных кольцах и увеличивают негабаритность в негабаритных кольцах. Кружала, установленные в габаритных кольцах, удовлетворяют предельному наименьшему габариту приближения строений при производстве работ в тоннелях.

Предохранительные кружала, поставленные в негабаритных кольцах, не удовлетворяют предельному наименьшему габариту приближения строений (льготный габарит). Поэтому все негабаритные кольца для установки предохранительных кружал должны иметь заранее вырубленные борозды такой глубины, чтобы вставленные в них предохранительные кружала удовлетворяли льготному габариту. Предохранительные кружала плотно касаются обделки тоннеля, что осуществляется подклиниванием деревом.

После установки предохранительных кружал, на них навешиваются так называемые «подвесные подмости» 7 (фиг. 7). Предохранительные кружала на высоте 3,8 м от головки рельса имеют крючки, на которые и навешиваются откидные полотна подвесных подмостей. Второй конец откидных полотен подпирается убирающимися стойками 8. К подвесным подмостям имеется приставная лестница и перила из пенькового каната 9. С этих подвесных подмостей производится вся работа по разборке существующей каменной обделки тоннеля и по возведению новой. В последнем случае полотна подвесных подмостей навешиваются на крюки, имеющиеся на несущих кружалах. Вырубка борозд производится также с подвесных подмостей. В этом случае полотна навешиваются на заершенные крюки, которые забиваются в швы обделки на высоте 3,8 м от головки рельса. При любой навеске полотна подвесных подмостей опускаются на время прохода поезда и в опущенном состоянии удовлетворяют льготному габариту.

С подвесных подмостей начинается разборка старой существующей каменной обделки на 1-й секции кольца. Разборка начинается с замкового камня к пятам свода. Материал разборки опускается вниз, камень очищается от раствора и укладывается вдоль стен тоннеля, в сторону противоположную направлению разборки. По мере сломки обделки и оголения горной породы, последняя также выламывается до проектной глубины отбойными молотками, складывается вдоль стен тоннеля и, по мере надобности, вывозится рабочими поездами, вместе с отходами от разнообразной каменной обделки.

Разработанная порода до проектной глубины на 1-й секции S1 крепится лесом 2 (фиг. 2), с опиранием концов крепления на концы неразобранной старой обделки. Это крепление временное, промежуточное, необходимое до установки первых несущих кружал 3 (кружальная рама) (фиг. 3). Старая обделка ломается только до обреза фундамента. Фундамент же не разбирается.

После полной разборки 1-й секции S1 и выломки породы до проектной глубины с временным креплением, привозится на механизированной платформе одна несущая кружальная рама 3, 4 (фиг. 3) и устанавливается в нишу, получившуюся от разборки старой кладки. Рама 3, 4 ставится, примерно, в 25 см от одного конца обделки (соседнего кольца) для возможности прохода рабочих в другой промежуток. На эту раму перекрепляется временное Крепление, для восприятия на нее горного давления. Для предотвращения изгиба рамы она подклинивается со стороны соседнего кольца коротышами 10 с клиньями через 1 м (фиг. 3).

Несущие кружала 3 берутся металлические, сборные и рассчитаны на восприятие полного давления породы вместе с новой обделкой. Наружное очертание их делается подобно очертанию новой обделки, уменьшенной на 10 см для возможности укладки опалубки из брусков 10×10 см; внутреннее же очертание кружал удовлетворяет льготному габариту. Для уничтожения продольного изгиба, между кружальными рамами, ставятся связи - распорки.

Для погашения распора в стойках несущих кружал, на уровне башмаков, ставится распорка, проходящая под рельсами на 5-10 см ниже их подошвы для того, чтобы вибрации от рельсов при проходе поездов не передавались несущим кружалам. Распорка составная, имеет стык по середине для возможности удобного подведения ее под рельсы по частям. Кружала ставятся на расстоянии 0,5 м и 1,0 и друг от друга для возможности прохода между ними. Для возможности удобного раскружаливания свода обделки, под колонны несущих кружал служат песочницы, устанавливаемые на выстилку из дубовых брусьев или шпал.

После выполнения работ по установке первой несущей кружальной рамы, и передаче на нее давления породы, ставят дополнительные предохранительные кружала 1а (фиг. 3) для поддержания конца обделки во время разборки 2-й секции S2 тоннельного кольца, подлежащей разборке. Разборку старой обделки ведут все время секциями длиною 0,75 м, считая вдоль оси тоннеля. Затем разбирают 2-ю секцию S2, убирают из-под нее предохранительные кружала и переставляют их дальше. Породу подкрепляют временными креплениями 5 (фиг. 4) с опиранием концов крепления на конец обделки и 1-ю несущую кружальную раму.

Вслед за этим ставится вторая несущая кружальная рама 3 (фиг. 5) и сразу на две рамы основательно перекрепляется горная порода при помощи дверных окладов 6. Между несущими кружалами ставятся связи. Затем разбирают третью секцию и породу подкрепляют временным креплением, опирающимся на конец обделки и вторую кружальную раму. В дальнейшем процесс работы повторяется до тех пор, пока не будет выломана старая облицовка и не укреплена порода на данном участке длины тоннеля (фиг. 6).

После разборки существующей кладки и закрепления породы на несущие кружала приступают к кладке новой обделки. Старый фундамент сохраняют, если кладка прочна, уширяя в наружную сторону. Водоспускной лоток и обратный свод также сохраняется в тех местах, где он не разрушен. Разрушенные лоток и обратный свод перекладываются в местах своего разрушения после возведения новых стен и свода.

Стены до верха поднятого камня выводятся без опалубки с убирающихся козелков. Кладка свода производится с подвесных подмостей; по мере возведения кладки крепление выбрасывается.

После выдержки новой обделки на-несущих кружалах две-три недели, при помощи песочниц, свод раскружаливают и кружала убираются. Обратный свод перекладывается при помощи пакета секциями длиною 1,5 м.

Похожие патенты SU56759A1

название год авторы номер документа
Устройство для перекладки свода тоннеля 1938
  • Шевелев Г.Д.
SU54292A1
АГРЕГАТ ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ОБДЕЛКИ ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ ТОННЕЛЕЙ 1968
  • Л. М. Бобровский, В. А. Аретинский, И. П. Богданов, В. Д. Соболев, Э. В. Тиссон, Е. А. Коновалов, И. П. Ладышкин А. М. Зингман
SU220294A1
Способ реконструкции железнодорожного тоннеля 2023
  • Мукмагомедов Шамиль Муслимович
  • Кавказский Владимир Николаевич
RU2810978C1
Передвижные подмости 1980
  • Кормишин Михаил Петрович
SU958622A1
ПОЛУЩИТ ОБЛЕГЧЕННОЙ КОНСТРУКЦИИ ДЛЯ ПРОХОДКИ ТОННЕЛЕЙ 1935
  • Волков В.П.
SU46271A1
Передвижная опалубка для возведения сводов двоякой кривизны 1943
  • Рабинович А.И.
SU64476A1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ АВТОДОРОЖНОГО ТОННЕЛЯ ВНУТРИГОРОДСКОЙ КОЛЬЦЕВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1999
  • Аксенова О.И.
  • Алексеенко Е.И.
  • Бессолов В.А.
  • Лубоцкий С.Ю.
  • Максимова В.Н.
  • Миллерман С.И.
  • Морозов И.А.
  • Николаев С.В.
  • Селиванов Н.П.
  • Синицкий Г.М.
  • Чуверина С.Г.
RU2152473C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ УЧАСТКА ВНУТРИГОРОДСКОЙ КОЛЬЦЕВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1999
  • Архипкин Н.И.
  • Зелигер И.А.
  • Кудряшов В.И.
  • Кузьмин А.В.
  • Куракин П.П.
  • Муравин Г.И.
  • Романов П.С.
  • Самсонов А.В.
  • Свирский С.И.
  • Селиванов Н.П.
  • Ткаченко С.С.
  • Угринович С.В.
  • Шварцман В.Л.
RU2152470C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ВНУТРИГОРОДСКОЙ СКОРОСТНОЙ КОЛЬЦЕВОЙ АВТОМАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1999
RU2175367C2
Упорное приспособление для тоннельных щитов 1938
  • Волков В.П.
SU67888A1

Иллюстрации к изобретению SU 56 759 A1

Формула изобретения SU 56 759 A1

Способ перекладки облицовки тоннелей, при котором старую облицовку подпирают двумя кружальными крепями, установленными на некотором расстоянии друг от друга, и; в пределах этого расстояния выламывают облицовку, а затем устанавливают кружала для укрепления освобождаемой от облицовки горной породы, отличающийся тем, что после установки кружал 3, укрепляющих горную породу, ставят третьи кружальные крепи, 1а для подпирания старой облицовки рядом с одной из ранее установленных крепей 1, на некотором расстоянии от кружал 3, повторяя в пределах этого расстояния первоначальный процесс работы по разборке старой кладки и укреплению горной породы, и т.д. до тех пор, пока не будет выломана старая облицовка и не укреплена горная порода на желаемом участке длины тоннеля после чего возводят новую облицовку, используя кружала 3 в качестве опор для опалубки.

SU 56 759 A1

Авторы

Белоусов И.Б.

Даты

1940-03-31Публикация

1938-04-28Подача