Ветродвигатель Советский патент 1976 года по МПК F03D9/00 B64D41/00 

Описание патента на изобретение SU526720A1

1

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к ветродвигателям преимущественно летательного аппарата.

Известны и широко используются ветродвигатели для вспомогательных агрегатов летательных аппаратов, работаюпдие от набегающего потока воздуха. Для улучщения аэродинамики летательного аппарата в нерабочем положении ветродвигатель выполнен на подвижном кронштейне и убран в фюзеляж летательного аппарата. Такие ветродвигатели должны обеспечивать работу вспомогательного агрегата во всем диапазоне скоростей летательного аппарата, что приводит к больщому диаметру лопастей 1.

Недостатком таких ветродвигателей является необходимость выделения большого объема в фюзеляже, что для современных летательных аппаратов, насыщенных различным оборудованием, представляется затруднительным, а для малых самолетов и невозможным.

Известен также ветродвигатель, убирающийся в фюзеляж, у которого для уменьшения габаритов в нерабочем положении лопасти выполнены складывающимися. Складывание лопастей осуществляется вручную при обслуживании, а раскрытие - от набегающего потока воздуха при выводе ветродвигателя в рабочее положение 2.

Недостатками указанного ветродвигателя

являются неопределенность момента раскрытия лопастей, вследствие чего может произойти задевание ими о конструкции летательного аппарата в момент выпуска ветродвигателя в рабочее положение, а также сложность и трудоемкость обслуживания.

Целью изобретения Я1вляется повышение надежности работы ветродвигателя и обеспечение принудительного раскрытия и складывания лопастей.

Указанная цель достигается тем, что в статоре ветродвигателя установлен цилиндр с порщнем, а ротор снабжен подпружиненным подвижным обтекателем, соединенным с норшнем упорным подшипником. На обтекателе выполнены радиальные выступы, кинематически связанные с лопастями посредством размешенных на последних упоров. Для уменьшения габаритов внутри поршня

размещена рессора для соединения ротора с агрегатом, а рабочая камера цилиндра выполнена кольцевой и расположена концентрично рессоре. Кроме того, шток обтекателя установлен

во втулке ротора на направляюшей шпонке и снабжен внутренними шлицами, выполненными подвижно относительно рессоры.

На фиг. 1 изображен с частичным разрезом предложенный ветродвигатель со сложенными лопастями, вид сбоку; на фиг. 2 - то же с

развернутыми в рабочее положение лопастями; на фиг. 3 - вид по стрелке А на фиг. 2.

Ветродвигатель содержит статор 1, в котором размещен вспомогательный агрегат, например генератор или насос а1варийной системы летательного аппарата (на чертеже «е показан). Статор 1 связан с летательным аппаратом при помощи подвижного кронщтейна 2. На ступице 3 в подщипниках 4 размещен ротор 5 с установленными на нем нри помощи пальцев 6 и осей 7 лопастями 8. Лопасти 8 имеют цилиндрические упоры 9, которые входят в образованные радиальными выстунами 10 пазы подвижного обтекателя 11. Последний крепится к щтоку 12, имеющему возможность перемещаться в роторе 5 и связанному с ним направляющей щпонкой 13. Шток 12 подпружинен с помощью упора 14, кольца 15 и пружины 16. В штоке 12 выполнены щлицы, через которые посредст вом рессоры 17 обеспечивается связь ротора 5 с агрегатом, находящимся в статоре 1. Подшипники 4 удерживаются круглыми гайками 18 и 19. Шток 12 через упорный подшипник 20 связан с порщнем 21 силового цилиндра, рабочая камера 22 которого выполнена кольцевой и образована поршнем 21 и ступицей 3. Камера 22 размещена концентрично рессоре 17.

Ход норщня 21 ограничен гайкой 23. В статоре 1 и кронштейне 2 выполнен канал 24 для подвода рабочего тела (жидкости или газа) в рабочую камеру 22 силового цилиндра. Наружная поверхность ступицы 3, являющейся гильзой цилиндра, образует опору подшипников 4 ротора 5.

На фиг. 1 ветродвигатель изображен в нерабочем положении со сложенными лопастями. В таком положении он находится в фюзеляже. При этом лопасти 8 удерживаются от раскрытия с помощью упоров 9, входящих в пазы, образованные радиальными выступами

10подвижного обтекателя 11. Последний удерживается в крайнем правом положении нри помощи щтока 12, упора 14, кольца 15 и пружины 16. Порщень 21 через упорный подшипник 20 также находится IB крайнем правом положении.

При нодаче сигнала включения в работу аварийной системы с помощью подвижного кронщтейна 2 ветродвигатель выводится из фюзеляжа летательного аппарата в воздушный поток. После полного вывода ветродвигателя в поток и подачи сигнала на раскрытие лопастей по каналу 24 в рабочую камеру 22 подается нод давлением рабочее тело. Поршень 21, преодолевая усилие пружины 16, движется влево и через упорный подшипник 20, шток 12 перемещает -подвижный обтекатель И. Радиальные выступы 10 обтекателя

11воздействуют на цилиндрические упоры 9 и, преодолевая сопротивление воздушного потока, лопасти 8 синхронно поворачиваются относительно осей 7 до рабочего положения, как показано на фиг. 2. Под воздействием воздушного потока на лопасти 8 ротор ветродвигателя начинает вращаться, обеспечивая необходимую мощность агрегата. В процессе раскрытия лопастей шток 12 скользит по направляющей шпонке 13 в роторе 5 и своими шлицами перемещается по щлцам рессоры 17, чем достигается беспрерывная связь между ротором 5 и агрегатом.

На фиг. 3 показаны сравнительные габариты ветродвигателя со сложенными (на чертеже изо|бражены штрих-пунктирными линиями) и раскрытыми в рабочее положение лопастями. Из фиг. 1 и 3 видно, что ветродвигатель со сложенными лопастями занимает значительно меньп1ий объем.

Уборка ветродвигателя в фюзеляж производится после посадки и окончательной остановки летательного аппарата. Для этого канал 24 сообщается со сливом и под действием пружины 16 порщень 21, шток 12 и обтекатель 11 перемениются в первоначальное положение. При этом радиальные выступы 10, воздействуя на упоры 9, поворачивают лопасти вокруг осей 7 до полного складывания.

Выполнение ветродвигателя с принудительно раскрываемыми синхронно лопастями при малых габаритах в нерабочем положении (занимаемый объем может быть уменьшен в нес(олько раз) обеспечивает повышение надежности работы и исключает задевание лопастей об элементы фюзеляжа.

Формула изобретения

1.Ветродвигатель преимущественно для летательного аппарата, содержащий размещенный на подвнжпом кро.нщтейне статор с встроенным агрегатом, и ротор, снабженный складывающимися лопастями, отличающийся тем, что, с целью повышепия надежности и принудительпого синхронного раскрытия лопастей, в статоре установлен цилиндр с поршнем, а ротор заключен в подпружиненный подвижный обтекатель со штоком, соединенный с цилиндром упорным подшипником, на обтекателе выполнены радиальные выступы, кинематически связанные с лопастями посредством размещенных на последних упоров.

2.Ветродвигатель по п. I, отличающийся тем, что, с целью уменьщения габаритов, внутри поршня размещена рессора для соединения ротора с агрегатом, а рабочая камера цилиндра выполнена кольцевой и расположена концентрично рессоре ротора.

3.Ветродвигатель по п. 1, отличающийся тем, что шток обтекателя установлен в роторе на направляющей шпонке и снабжен внутренними шлицами, выполненными подвижно отпосительно рессоры.

11сточпики информации, принятые во внимание при экспертизе:

1 Авт. св. СССР №. 90464 кл. F 03D 9/00, 1946.

2 Патент США N° 3047762 кл. 290-55, 1960.

72

--- 4lZZZZ /KZZZ2 Z/:GZ 2 И

L,, lg

4y: XTSg;j - N - iSgr//, ; Л ,

/ 1/Й/ЬЧЛ

f V l

/ In y/ -uN

/ El v2i k| Ы

. h

1Ц 6 7

16

11

..

Похожие патенты SU526720A1

название год авторы номер документа
Ветродвигатель 1975
  • Беляев Юрий Вячеславович
  • Рыжкин Александр Сергеевич
SU612062A1
ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ 1986
  • Рыжкин А.С.
  • Беляев Ю.В.
SU1403543A1
Ветродвигатель 1974
  • Абрамович Рувим Борисович
  • Беляев Юрий Вячеславович
  • Рыжкин Александр Сергеевич
SU500363A1
Атмосферный компрессорно-реактивный летательный аппарат 2016
  • Гарипов Талгат Хайдарович
RU2617863C1
ТУРБОНАСОСНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1986
  • Рыжкин А.С.
  • Беляев Ю.В.
  • Толкачев А.В.
  • Федотов Н.П.
SU1362174A1
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ВЕТРЯНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2010
  • Гаршин Олег Николаевич
RU2462614C2
Бортовой ветрогенератор 2018
  • Дёмин Сергей Викторович
RU2686529C2
ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ БЫСТРОХОДНЫЙ АГРЕГАТ 1991
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2032832C1
ТУРБОМАШИНА С ВОЗДУШНЫМ(И) ВИНТОМ (ВИНТАМИ) ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С СИСТЕМОЙ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ШАГА ВОЗДУШНОГО ВИНТА 2012
  • Эскюр Дидье Рене Андре
  • Боке Дени Луи
  • Шарье Жиль Ален
  • Шимандера Александер
  • Малитка Марек
  • Сикорски Ян
  • Кэррингтон Кристофер
RU2604760C2
ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ 1990
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2006667C1

Иллюстрации к изобретению SU 526 720 A1

Реферат патента 1976 года Ветродвигатель

Формула изобретения SU 526 720 A1

Фие2

SU 526 720 A1

Авторы

Абрамович Рувим Борисович

Беляев Юрий Вячеславович

Рыжкин Александр Сергеевич

Даты

1976-08-30Публикация

1975-03-04Подача