1
Изобретение относится к машиностроению «а именно к конструкции шевронных зубчатых передач.
Известна фреза Вюста, которая позволяет нарезать шевронные колеса со смещением полушевронов относительно друг друга flj Однако такое смещение полушевронов не может обеспечить снижения вибраций и шума зубчатых передач, поскольку само по себе смещение полушевронов еще не обеспечивает ;постоянства точек контакта зубьев во всех фазах зацепления.
Наиболее близким по технической сущности к предложенному изобретению является ;двойное зубчатое колесо со смещенными зубьями 2. Конструкция его позволяет изме;ня1гь расстояние между осями, а также дает возможность увеличить степень перекрытия.
Однако и эта конструкция не мохсет обеспечять уменьшения вибраций и шума, так как не обеспечивает постоянство точек кои|такта зубьев во всех фазах зацепления.
С целью устранения указанного недостат..ка в предлагаемой щевронной зубчатой пере:ааче пятна контакта при взаимодействии по-
верхностей зубьев на дополюсной к заполюс;ной контактных линиях расгюложень одно от другого на расстоянии равном:
o,5ta,
0
где
- радиусы кривизны соответственно выпуклой и вогнутой поверхностей Зубьев; угол наклона/зубьев,
выбраныьШ в пределах 40 -45 ; 1а - осевой шаг.
-т На фиг. 1 изображено колесо с ;прост|ранственной системой зацепления и смешон|Ными полушевронами, обший вид; на фиг. 2 показаны пятна контакта при взаимодействии колес.
Предлагаемая шевронная зубчатая перолоч Содержит два вдаимодойствуюших шевронньгх .колеса (на чертеже показано одно кз них), выполненных со смещенными один относите; ь}но другого на часть окружного шага t,-, и
им ; К11цими полный осевой коэг}у)ицненГпере- кр1ятия, равный целому числу, пезлушевронами 1 и 2.
При смешении полушевронов п, пространственной системе при входе в заийнлрнсе дейс вующая на зуб нормальная сила Р прилож на в точке Л , а на левом смещенном полушевроне 2 нормальная сила Р приложена уже в точке 3 - т.е. на некотором расстоянии от торца пблушеврона. (Аналогично. и при выходе из зацепления). Ма рабочей поверхности каждого зуба параллельно оси колеса |Имеются две контактные линии, которые в дополюсной.части левого 2 и правого 1 полушевронов обозначены тти nim , а контактные линии в за полюсной части обозначе}1Ь соотвегственно .KKHlkjK,. - j ,Гаким образом, в контакте одновременно находятся ножки и головки взаимодействующих зубьев. В начальный период контактирование зубьев осуществляется в точках. Затем в процессе приработки и под действием нагр1уаки в месте контакта образуются пятна контакта 3 и 4. Пятна в дополкюной и заполюспой частях относительно друг дру га отстоят на расстоянии, обозначенном г.. Величина г о зависит от радиусов крнвиз) выпуклой и вогнутой поверхности зубьев и от угла J3 наклона зубьев. (Направление пе})емещения пятен контакта вдоль контактных линий показано стрелками). Значение f-Q определяется по следующей формуле: . Q,Sia, - ;.1адиусы кривизны соответственно выпуклой и вогнутой поверх ностей зубьев; В - угол наклона зубьев; ta - осевой шаг. Промышленные испытания показали, что П51едложенная конст;5укция шевронной зубчатой передачи, в которой пятна коптактл ня , дополюсной и заполюсной контактных .пиниях зубьев находятся на расстоянии, оппеделенном по вышеуказанной математической панисимости, а угол наклона зубьев гзыбрам в нределах 40-45 , действительно обепиечив)ет высокие результаты в улучшении дина.млки быстроходных передач, а также снижает виброактивность и шум при pafinre. Ф о 1 е т f и и я р мула Шевронная зубчатая передача ;: дозаполюсным зацеплением Новикова, соде. два взаимодействующих шевронных колгса со смешенными один относительно другогч .на часть окружного шага и имеющими 11олн1.,1Й гх:евой коэффициент перекрытия, равнглй целому числу, полушевронами, имеющими пятна контакта, лежаиию на нормали к оси колеса, о тли чающаяся тем, что, с нелью снижения вибраций и шума, пятна контакта HJIH взаимодействии поверхнос1ей аубьев на дополюсной и заполюсной кг)Нтактн 1х л1П1иях расположены одно от другого на расстоянии 2jj , равном: o,5ta, и r - радиусы К)ивизн1, соответствонно BI Iпукло(1 и погнутой поверхносг(й зубьев;угол наклона зубьев, В(11бра1гюяй в пределах 4О-45 ; осевой шаг. Источники информации, принятию во внимание при экспертизе: 1.Петрусевич А. И. и (тамбуров AV.3.Обработка зубчатых колес и редукго}.1ов. М., Машгиз, 1946. 2.Кожевников С. М. н др. Механизмы. М., 19G5, с. 184 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2086831C1 |
ПРЯМОЗУБАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1999 |
|
RU2160403C1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1993 |
|
RU2057267C1 |
Цилиндрическая зубчатая передача | 1981 |
|
SU992863A1 |
Зубчатая передача внешнего зацепления | 1988 |
|
SU1677411A1 |
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2001 |
|
RU2199046C2 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - 18 | 1993 |
|
RU2079708C1 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ-19 | 1995 |
|
RU2138685C1 |
Зубчатая передача | 1983 |
|
SU1357628A1 |
КОСОЗУБАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2116532C1 |
fus. г
Авторы
Даты
1976-09-30—Публикация
1974-12-02—Подача