Шевронная зубчатая передача Советский патент 1976 года по МПК F16H1/08 

Описание патента на изобретение SU530134A1

1

Изобретение относится к машиностроению «а именно к конструкции шевронных зубчатых передач.

Известна фреза Вюста, которая позволяет нарезать шевронные колеса со смещением полушевронов относительно друг друга flj Однако такое смещение полушевронов не может обеспечить снижения вибраций и шума зубчатых передач, поскольку само по себе смещение полушевронов еще не обеспечивает ;постоянства точек контакта зубьев во всех фазах зацепления.

Наиболее близким по технической сущности к предложенному изобретению является ;двойное зубчатое колесо со смещенными зубьями 2. Конструкция его позволяет изме;ня1гь расстояние между осями, а также дает возможность увеличить степень перекрытия.

Однако и эта конструкция не мохсет обеспечять уменьшения вибраций и шума, так как не обеспечивает постоянство точек кои|такта зубьев во всех фазах зацепления.

С целью устранения указанного недостат..ка в предлагаемой щевронной зубчатой пере:ааче пятна контакта при взаимодействии по-

верхностей зубьев на дополюсной к заполюс;ной контактных линиях расгюложень одно от другого на расстоянии равном:

o,5ta,

0

где

- радиусы кривизны соответственно выпуклой и вогнутой поверхностей Зубьев; угол наклона/зубьев,

выбраныьШ в пределах 40 -45 ; 1а - осевой шаг.

-т На фиг. 1 изображено колесо с ;прост|ранственной системой зацепления и смешон|Ными полушевронами, обший вид; на фиг. 2 показаны пятна контакта при взаимодействии колес.

Предлагаемая шевронная зубчатая перолоч Содержит два вдаимодойствуюших шевронньгх .колеса (на чертеже показано одно кз них), выполненных со смещенными один относите; ь}но другого на часть окружного шага t,-, и

им ; К11цими полный осевой коэг}у)ицненГпере- кр1ятия, равный целому числу, пезлушевронами 1 и 2.

При смешении полушевронов п, пространственной системе при входе в заийнлрнсе дейс вующая на зуб нормальная сила Р прилож на в точке Л , а на левом смещенном полушевроне 2 нормальная сила Р приложена уже в точке 3 - т.е. на некотором расстоянии от торца пблушеврона. (Аналогично. и при выходе из зацепления). Ма рабочей поверхности каждого зуба параллельно оси колеса |Имеются две контактные линии, которые в дополюсной.части левого 2 и правого 1 полушевронов обозначены тти nim , а контактные линии в за полюсной части обозначе}1Ь соотвегственно .KKHlkjK,. - j ,Гаким образом, в контакте одновременно находятся ножки и головки взаимодействующих зубьев. В начальный период контактирование зубьев осуществляется в точках. Затем в процессе приработки и под действием нагр1уаки в месте контакта образуются пятна контакта 3 и 4. Пятна в дополкюной и заполюспой частях относительно друг дру га отстоят на расстоянии, обозначенном г.. Величина г о зависит от радиусов крнвиз) выпуклой и вогнутой поверхности зубьев и от угла J3 наклона зубьев. (Направление пе})емещения пятен контакта вдоль контактных линий показано стрелками). Значение f-Q определяется по следующей формуле: . Q,Sia, - ;.1адиусы кривизны соответственно выпуклой и вогнутой поверх ностей зубьев; В - угол наклона зубьев; ta - осевой шаг. Промышленные испытания показали, что П51едложенная конст;5укция шевронной зубчатой передачи, в которой пятна коптактл ня , дополюсной и заполюсной контактных .пиниях зубьев находятся на расстоянии, оппеделенном по вышеуказанной математической панисимости, а угол наклона зубьев гзыбрам в нределах 40-45 , действительно обепиечив)ет высокие результаты в улучшении дина.млки быстроходных передач, а также снижает виброактивность и шум при pafinre. Ф о 1 е т f и и я р мула Шевронная зубчатая передача ;: дозаполюсным зацеплением Новикова, соде. два взаимодействующих шевронных колгса со смешенными один относительно другогч .на часть окружного шага и имеющими 11олн1.,1Й гх:евой коэффициент перекрытия, равнглй целому числу, полушевронами, имеющими пятна контакта, лежаиию на нормали к оси колеса, о тли чающаяся тем, что, с нелью снижения вибраций и шума, пятна контакта HJIH взаимодействии поверхнос1ей аубьев на дополюсной и заполюсной кг)Нтактн 1х л1П1иях расположены одно от другого на расстоянии 2jj , равном: o,5ta, и r - радиусы К)ивизн1, соответствонно BI Iпукло(1 и погнутой поверхносг(й зубьев;угол наклона зубьев, В(11бра1гюяй в пределах 4О-45 ; осевой шаг. Источники информации, принятию во внимание при экспертизе: 1.Петрусевич А. И. и (тамбуров AV.3.Обработка зубчатых колес и редукго}.1ов. М., Машгиз, 1946. 2.Кожевников С. М. н др. Механизмы. М., 19G5, с. 184 (прототип).

Похожие патенты SU530134A1

название год авторы номер документа
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 1995
  • Кулешов Виталий Валентинович
RU2086831C1
ПРЯМОЗУБАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 1999
  • Адоньев В.Н.
  • Дудник А.Г.
  • Захаров Д.В.
  • Клауч Д.Н.
  • Попов В.А.
RU2160403C1
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 1993
  • Гребенюк Геннадий Петрович
RU2057267C1
Цилиндрическая зубчатая передача 1981
  • Ганкин Борис Моисеевич
  • Едунов Валентин Владимирович
  • Шумиливер Роман Григорьевич
SU992863A1
Зубчатая передача внешнего зацепления 1988
  • Ворончихин Михаил Алексеевич
SU1677411A1
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 2001
  • Осипов В.И.
  • Осипов И.Б.
RU2199046C2
ПЛАНЕТАРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - 18 1993
  • Пель Станислав Антонович
  • Пель Светлана Станиславовна
RU2079708C1
ПЛАНЕТАРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ-19 1995
  • Пель С.А.
RU2138685C1
Зубчатая передача 1983
  • Едунов Валентин Владимирович
  • Едунов Андрей Валентинович
SU1357628A1
КОСОЗУБАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 1995
  • Белянский А.Д.
  • Мельников А.В.
  • Каретный З.П.
  • Стрельников Н.Н.
  • Попов В.А.
RU2116532C1

Иллюстрации к изобретению SU 530 134 A1

Реферат патента 1976 года Шевронная зубчатая передача

Формула изобретения SU 530 134 A1

fus. г

SU 530 134 A1

Авторы

Балабаев Георгий Матвеевич

Кузовков Борис Петрович

Краснощеков Николай Николаевич

Даты

1976-09-30Публикация

1974-12-02Подача