(54) ЦИЛИНДРИЧЕС САЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатая передача | 1984 |
|
SU1359523A1 |
ПРЯМОЗУБАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1999 |
|
RU2160403C1 |
Зубчатая передача | 1979 |
|
SU870805A1 |
Зубчатая передача | 1983 |
|
SU1357628A1 |
Зубчатая передача | 1983 |
|
SU1359522A1 |
Зубчатая передача внешнего зацепления | 1988 |
|
SU1677411A1 |
Червячная передача | 1983 |
|
SU1128020A1 |
Роликовая машина для моделирования и исследования нагруженного контакта прямозубых цилинрических эвольвентных передач | 1973 |
|
SU512399A1 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - 18 | 1993 |
|
RU2079708C1 |
ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ ВАХРУШЕВЫХ | 2009 |
|
RU2396473C1 |
1
Изобретение относится к маишностроению и может быть использовано в силовых щялщрических зубчатых передачах.
Известны цилиндрические зубчатые передачи с параллельными осями колес и профилем зубьев, близким к эвольвенте 1.
Недостаток известных; зубчатых передач состоит в небольшом коэффициенте перекрытия и возможной интерференции при работе передачи.
Наиболее близкой к предлагаемой ио технической сущности и достигаемому эффекту является цилиндрическая зубчатая передача с произвольным углом наклона зубьев, содержащая колеса, боковые поверхности . зубьев которых выполнены в виде участков i сопряженных кривых, образованных на базе циклоид или эвольвент. Приведенный радиус кривизны при циклоидальном профиле в точке касания начальных окружностей равен нулю 2J.
Недостаток известной зубчатой передачи заключается в невысокой нагрузочной способности, вследствие пониженной контактной и изгибной прочности зубьев.
Цель изобретения - повышение нагрузочной способности.
Указанная цель обеспечивается тем, что в цилиндрической зубчатой передаче с. произвольным углом наклона, зубьев, содержащей колеса, боковые поверхности зубьев которых выполнены в виде {Зчастков сопряженных кривых, образованных на базе циклоид или эвольвент, угол зацепления зубьев в точке
10 касания начальных окружностей колес прн циклоидальном профиле зубьев выбран в пределах 10-30°, при эвольвентном профиле - острым, меньцшм 30, а на остальных участках боковых профилей зубьев при цик15лоидальном профиле зубьев 10-40°, а прн звольвентном профиле - острым, меньщим
4o
На фиг. 1 показана схема зацеплення зубчатой передачи с боковыми профилями зубь20ев, образованными на базе циклоиды; на фиг. 2 - схема зацеплення зубчатой передачи с боковымн профилями зубьев, образованными на базе эвольвенты. 3 Зубатая передача (фиг. 2) содержит зацепляюидиеся колеса 1 и 2, зубья 3 и 4 которых, например, касаются друг -друга в полюсе .5 зацепления. Профили зубьев 3 4 в системах координат Xi, Vi и , связанных с колесами 1 н 2, заданы уравн ниями с учетом угла зацепления в полюсе Ч l-sinri К. тК«.51пН±2г Sin 1 (Ч K%W
V,.R co5M;i2r s n( -, oi.
w
X5in ,
±, IT
f ( Ч 1
Ь Ч 0--2ГФ Ч
,s n%t2r
w. г / w 11 К-Д- -и ч -2ГФ- 0 . c o542 2r sin otQ --2 . I (Ч . R , Кщ - радиусы начальных окружностей Kortec 1 и 2; ,„ - углы обкатки колес 1 и 2 в рабочем зацеплении; г - радиус вспомогательной центроиды при нарезании зубчатых колес; Оо - угол зацепления зубчатой передачи в полюсе 5 зацеп ления. Угол зацепления do больше нуля и определен по формуле ) оСд агсэ1п I R Н где R , приведенный радиус кривизны пр филей в полюсе 5 зацепления. Верхние альтернативные арифметические зн ки в уравнениях профилей зубьев 3 и 4 отнесены к выпуклым участкам 6 профилей лежащим вне начальных окружностей радиус R, а нижние - к вогнутым участкам 7 профилей, лежащим внутри начальных окруж ностей радиуса RW Касание колес 1 и 2
о(,С|ГС51л U
.
. R, 3 с зубьями 3 и 4 осуществлено по линии 8-9 зацепления. Цилиндрическая зубчатая передача (фиг.2) содержит зацепляющиеся колеса Юн 11 с параллельным расположением осей, зубья 12 и 13 которых касаются друг друга в полюсе 14 зацепления. Касание колес 10 н 11 осуществлено по линии 15-16 зацепления. Профили зубьев 12 и 13 в системах координат XjVi и Х2У2, связанных с колесами 10 и и, заданы уравнениями. X STR 9 t f ±rcos(olpt f 4Clгcsin fJ, , trsin (ot lV -t-drcSin f,); roe RW2 радиусы начальных окружностей колес О и 11; углы обкатки колес 10 и 11 в рабочем зацеплении, угол зацепления зубчатой передачи в полюсе 14 зацепления, больщий нуля; расстояние от полюса 14 зацепления до точки контакта 17 профилей зубьев 12 и 13. Верхние альтернативные арифметические знаки в уравнениях профилей зубьев 12 и 13 отнесены к выпуклым участкам 18 профилей, лежащим вне начальных окружностей раДиуса R , а нижние - к вогнутым участкам 19 профилей, лежащим внутри начальных окружностей радиуса R jy. Зубчатая передача работает следующим образом. При вращении колеса 1 (фиг. 1) выпуклые участки 6 зубьев 3 касаются вогнутых участков 7 зубьев 4 колеса 2 в точке на отрезке линии зацепления от полюса 5 зацеп ления до точки 9. Одновременно в зацеплении .может находиться вторая пара зубьев в точке на отрезке линии зацепления от точки g до полюса 5 зацепления. Таким обра:юм, обеспечивается профильное перекрытие зубьев и непрерывная передача вращательного движения. Передача может иметь заполюсное, либо дополюсное исполнение. В зтом случае высоты зубьев выбираются таким образом, что в работе участвует лишь заполюсная часть линии зацепления, либо дополюсная ее часть.
Передача может быть прямозубой и косдзубой.
При BpauiCHHH колеса 10. (фиг. 2) под воздействием движущего момента его зуб 12 приходит в соприкосновение с зубом 13 колеса 11. Передача усилия осуществляется под углом а - ао arcsin Ч. Взаимодействуя друг с другом, колеса 10 и 11 поворачиваются, аря этом точка контакта 17 профилей зубьев 12 и 13 перемещается по линии зацепления от точки 15 к точке 16.
В передаче, таким образом, обеспечивается профильное перекрытие без пересечения профилей, что дает возможность выполнять ее ; не только прямозубой, но и косозубой с высокой твердостью активных профилей зу&ю.
Передача может быть выполнена с не(жмметричным дополюа1ым или заполюсным зацеплением.
Такое выполнение передачи обеспечивает ее высокую нагрузочную способность.
Фо|рмула изобретения Цилиндрическая рубчатая передача с промзвольным углом наклона , содержащая колеса, боковые поверхности зубьев которых выполнены в шч|е участков сопряженных кривых, образованных на базе циклоид юга эвольвент, отличающаяся тт, что, с целью вовышошя нагрузочной способности, угол зацепления зубьев в точке касания начальных окружностей колес при цяк лоидальном профиле зубьев в пределах 10-30°, при звольвентом 1фофиле - острым, меньщим 30°, а на остальных участках боковых профилей зубьев при щослоидальном профиле 10-40°, а при звольвентном профнле - острым, меныиим 4(f.
Источники Ш{фо{мации, принятые во внвмшше при зкспертизе
Авторы
Даты
1983-01-30—Публикация
1981-05-25—Подача