1
Изобретение относится к средствам измерения температуры и может быть использовано в авиационной технике.
Известны датчики температуры возникновения пожара, принцип работы которых основан на использовании явления возникновения термо-э.д.с. в термопарах при изменении температуры окружающей их среды Так, например, датчик температуры представляет собой термобатарею, собранную из последовательно соединенных хромель-копе- левых термопар, состоящих из рабочих малоинерпионных спаев и нерабочих инерционных спаев. При быстром нагревании датчика чувствительные элементы малоинерционных спаев нагреваются значительно скорее инерционных, в результате этого возникает разность температур нагрева рабочих и нерабочих спаев термобатареи, и на выходе датчика появляется термо-э.д.с., вызывающая ток в обмотке блока управления с последующим включением светового или звукового сигнала в кабине самолета с возникновением пожара в контролируемом отсеке 1.
Кроме того, известен датчик температуры для сигнализации о пожаре на самолете, содержащий герметичную газонаполненную колбу из неэлектропроводного материала, в узкой части полости которой помещено подвижное тело из жидкого электропроводного материала, замыкающее при контролируемых температурах электроконтакты сигнального устройства, укрепленные на внутренней поверхности колбы с последующей выдачей сигнала .
Известные датчики температур на основе хромель-Копелевых термопар ненадежны, требуют для усилеъшя сигнала электронных частей, т.е. блоков управления, вследствие неисправностей которых возможно получение ложного сигнала о пожаре. Использование блоков управления требует обслуживани и ремонта, а также приводит к увеличению веса используемой на самолете системы синализации о пожаре.
Датчики температуры по типу герметично-газонаполненной колбы с подвижным телом из жидкого электропроводного материала не обладает большой чувствительностью
Б широком диапазоне температур при возникновении пожара в отсеке.
Цель изобретения - повышение чувствитепьпости датчика.
Это достигается путем установки в широкой части полосы колбы сердечника из газопоглошающего сорбирующего материала Сердечник может быть выполнен из интерметаллического соединения редкоземельного элемента с кобальтом или немагнитным никелем, а полость колбы заполнена водородом.
На чертеже изображен предлагаемый датчик.
Датчик температуры состоит из колбы 1, выполненной из высокотемпературного неэлектропроводного стекла. Внутри колбы помещен сердечник 2 из ингерметалли- ческого соединения редкоземельного элемента о кобальтом или немагнитным никелем. Колба заполнена водородом. В узкой части колбы помещено подвижное тело 3 из жидкого электропроводного материала (ртуть). На наружной поверхности колбы 1 вокруг сердечника 2 смонтирован нагреватель 4, подключенный к источнику питания через электропровод 5. Нагреватель закрыт изолирующим материалом 6. Колба 1 снаружи имеет выступы для крепления кожуха 7 через вкладыши 8 посредством винтов 9. По длине узкой части колбы в двух местах смонтированы электроконтакты 10 и 11, которые соединены с электропроводом 12, проходящим через вкладыщи 8. Для исключения проникновения подвижного тела 3 в щирокую часть колбы у основания узкой части имеется сужение 13. Датчик температуры работает по приншшу повыщения давления газа с увеличением температуры.
При повыщении окружающей температуры водород нагревается и повышается давление внутри колбы. Когда давление достигает значения, соответствующего заранее установленному уровню температуры, под дейст вием давления подвижное тело перемещаетс и замыкает электроконтакты 10, образуя электрическую цепь между источником энергии и сигнальным устройством.
При дальнейшем повышении температуры вызывающим дополнительное перемещение подвижного тела 3, замыкаются электро- контакты 11, в результате чего включаютс сигнальные устройства.
При нормальной окружающей температуре значительная часть содержащегося в колбе водорода связана сорбирующим материалом сердечника 2.
Повышение окружающей температуры и связанный с этим нагрев колбы и установленного в нем сердечника вызывает десорбцию водорода. В результате скорость повы-
шения давления в колбе повышается относительно скорости роста давления, обусповленного нагревом несвязанного водорода, заполняющего колбу до нагрева. Благодаря этому датчик реагирует на меньшие измене-
ния окружающей температуры, что и определяет повышение его чувствительности.
Процесс выделения или поглощения газа обратим и может выполняться неоднократно. Датчик температуры снабжен системой
проверки с полной иммитацией условий пожара при наземной проверке, путем включения нагревателя 4. Предлагаемый датчик температуры обладает повышенной чувствительностью, не требует электронных устройств, т.е. блоков управления и рассчитан на Heoi-раниченный срок службы и при этом не меняет своих характеристик и не требует обслуживания и ремонта. При опасном повышении температуры в отсеке датчик выдает сразу же на табло в кабине самолета сигнал.
Формула изобретения
1.Датчик температуры для сигнализации о пожаре, содержащий герметичную газонаполненную колбу из неэлектропроводного материала, в узкой части полости которой расположено подвижное тело из жидкого электропроводного материала и электрконтакты сигнального устройства, укрепленные на внутренней поверхности колбы, о тличающийся тем, что, с целью повыщения его чувствительности, в широкой части полости колбы установлен сердечник из газопоглощающего сорбирующего материала.
2,Датчик по П.1, отличающийс я тем, что сердечник выполнен из интерметаллического соединения редкоземельного элемента с кобальтом или немагнитным никелем, а полость колбы заполнена водородом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1.Авторское свидетельство СССР oNc 1О828, кл. а01 К 5/72, 1929.
2.Авторское свидетельство СССР
№ 137422, кл. G01 К 5/72, 21.01.60.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Термопарный сигнализатор о пожаре | 1960 |
|
SU137422A1 |
Способ регистрации времени срабатывания спринклерного оросителя (варианты) и устройство для его реализации | 2017 |
|
RU2661858C1 |
АВТОНОМНАЯ СИСТЕМА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 2013 |
|
RU2534959C2 |
Датчик пульсаций температуры потока жидкости | 1980 |
|
SU922541A1 |
ТЕРМОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЖАРНОГО ИЗВЕЩАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2172025C1 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ БАРАБАННО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА И СПОСОБ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2159878C1 |
ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ С ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2006 |
|
RU2352832C2 |
Автоматическая система управления пожаротушением | 1985 |
|
SU1291162A1 |
Тепловой уровнемер | 1977 |
|
SU673858A1 |
Датчик температуры | 1983 |
|
SU1138669A1 |
Авторы
Даты
1976-11-05—Публикация
1975-01-10—Подача