Устройство для заряда аккумуляторной батареи Советский патент 1977 года по МПК H02J7/00 

Описание патента на изобретение SU542294A1

1

Изобретение относится к устройствам для заряда аккумуляторных батарей и питания цепей управления вагона метрополитена.

Известно устройство для заряда аккумуляторной батареи пульсируюшим током, использующее ключевой элемент, ограт чивающий дроссель в цепи заряда, шунтированный совместно с батареей диодом и систему управления зарядом 1J.

Известно также аналогичное устройство для заряда батареи, использующее транзисторный ключевой элемент в цепи заряда f2j.

Однако эти устройства мало надежны и не могут быть использованы для заряда аккумуляторной батареи вагона метро.

Известно также устройство для заряда аккумуляторной батареи от сети постоянного тока через тиристорный ключ с комм тирующей К U - цепью.

Лля управления этим ключом используется измерительный мост и схема управления, выполненная в виде транзисторного блокинг-генэратэра 3j. Но это устройство

имеет большое число элементов, что отражается на его энергетических показателях и надежности.

Цель изобретения - повышение надежности и улучшение энергетических показателей.

Дпя этого устройство снабжено цепочкой последовательно соединенных стабилитрона и резистора, включенной между минусом источника питания и точкой соединения конденсатора и дросселя коммутирзтошей цепи, точка соединения стабилитрона и резистора этой цепи через диод подключена к базе транзистора блокинг-генератора, а в одно из плеч измерительного моста включены параллельно соединенные переменный резистор и коллекторно- эмиттерный переход дополнительного транзистора, база которого через диод подсоединена к коллектору второго дополнительного транзистора, включенного в диагональ измерительного моста.

На чертеже представлена схема предлааемого устройства.

Устройство содержит тиристорный ключ 1 с коммутирующей цепью в виде колебателького контура с коммутирующим конденсат ром 2 и ограничивающим дросселем 3. Измерительный орган устройства выполн в виде нелинейного моста на резисторах 4-7 и сгабилитроне 8, в диагональ ко- торого зключен транзистор 9. Упрарленмо тиристорным ключом осущ ствляется С- блокинг-генератора, состоящего из -анзистора 10, диода 11, трансформатора 12, конденсатора 13 и резисторов 14,15. Питается блокинг-генератор от стабилитрона 16 со сглаживающим конденсатором 17. Цепочка, состоящая из стабилитрона 18 резистора 4-9 и диода 20, осуществляет контроль за уровнем напряжения на коммутирующем конденсаторе и служит для запрета генерации управляющих импульсов до окончания цикла его перезаряда, исключая возможность сбоя тиристорного ключа. Пока тиристор 1 закрыт и конденсатор 2 не перезарядился, потенциал точки соединения конденсатора 2 и дросселя 3 больше напряжения стабилизации стабилитрона 18, напряжение снимаемое со стабилитрона 18 через диод 20 запирает транзистор 10. После перезаряда конденсатора 2 потенциал указанной выще точки падает почти до нуля и запрет снимается. Аккумуляторная батарея подключается к ключу через ограничивающий дроссель 21 и предохранитель 22 и шунтируется вместе с последними диодом 23. Узел защиты от аварийных повышений напряжения ссстоит из индуктивности 24 Тиристора 25 и схемы зправлекия 26. Требуемая характеристика вход-выход обеспечивается регулируемыми ре- зисторами 5, 6 и транзистором 27, который включает или выключает резистор 6 из нелинейного моста, меняя соотноше ние его плеч. Устройство для заряда аккумуляторно батареи работает СоТедующим образом. Пр подаче напряжения контактной сети принципиально возможны два случая: напряжение на батарее больще U срабатывания, в этом случае по указанным ниже причинам, тиристорный ключ не работает ток заряда равен нулю и напряжение на батарее меньше U срабатывания, батарея начинает заряжаться. Ключ работает с п стоянными длительностью импульса и част той, так как при соответствующей настро ке резистора 5 транзистор 9 закрыт, тр зистор 27 открыт и блокинг-генератор генерирует с постоянной частотой импуль сы в цепь управления тиристора 1. Ток заряда ограничивается дросселем со стальным сердечником, который за счет запасенной энергии во время включенного состояния тиристора создает ток в аккумуляторной батареи через диод 23 в те промежутки времени, когда ключ закрыт. По мере заряда аккумуляторной батареи напряжение на ней растет и достигает величины и срабатывания, транзистор 9 открывается , так как потенциал его базы становится более отрицательным, чем его эмиттера. Отп.рытие транзистора 9 приводит к закрытию транзистора 27 и включению резистора 6 в нелинейный мост, к запиранию транзистора 10, а следовательно, прекращению генерирования импульсов управления блокинг-генератором. Ключ прекращает работать, ток заряда становится равным нулю, и батарея начинает разряжаться на нагрузку. При разряде акк тлуляторной батареи до уровня равного или ниже U отпускания транзистор 9 закрывается, так как потенциал базы его становится более положител1 ным, чем эмиттер. Закрытие транзистора 9 вызывает открытие транзисторов 27. 10 и генерирование импульсов управления блокинг-генератором. Тиристорный ключ запускается, и батарея вновь начинает заряжаться. Далее процессы повторяются, В схеме предусмотрена защита от аварийных повышений напряжения на аккумуляторной батарее. Для этой цели служит дроссель 24, тиристор 25 и схема управления им 26, При аварийном повышении напряжения схема управления 26 создает ток в цепи управления тиристора 25, вызывая его включение и сгорание предохранителя 22, Аккумуляторная батарея отключается от сети, а схема управления остается закороченной. При этом возможны два случая: 1.При перенапряжении, вызванном выходом из строя тиристора 1 срабатывает автомат защиты от коротких замыканий, установленный на вагоне, 2,Если перенапряжение вызвано отказом схемы управления то в этом случае на тиристор 1 прекратятся импульсы управления, тиристор выключится и больше не включится. Ограничение скорости нарастания тока короткого замыкания через тиристор 25 достигается за счет включения дросселя 24, Формула изобретения Устройство для заряда аккумуляторной батареи, содержащее источник постоянно

Похожие патенты SU542294A1

название год авторы номер документа
Устройство для заряда аккумуляторной батареи асимметричным током 1973
  • Мазунов Анатолий Александрович
SU505059A1
Устройство для заряда аккумуляторной батареи 1983
  • Крисан Алексей Александрович
  • Ковтуненко Анатолий Павлович
  • Сикорский Владимир Леонидович
SU1149350A1
Устройство для заряда аккумуляторной батареи асимметричным током 1981
  • Чучкин Владимир Дмитриевич
  • Минаев Геннадий Михайлович
  • Филатов Валерий Нейахович
SU989673A1
Устройство для заряда аккумуляторной батареи 1986
  • Крисан Алексей Александрович
  • Швец Юрий Николаевич
  • Товбин Валерий Лейбович
  • Терехов Юрий Петрович
SU1374335A2
Устройство для реостатно-рекуперативного торможения тяговых двигателей электроподвижного состава 1980
  • Гаврилов Яков Иосифович
SU919909A1
Устройство для управления тиристорами импульсного регулятора 1985
  • Иниятуллин Абдрахман Иниятуллович
  • Голубев Игорь Евграфович
  • Заика Петр Никанорович
  • Гудков Сергей Афанасьевич
SU1363398A1
Устройство для заряда аккумуляторной батареи асимметричным током 1981
  • Максимов Вячеслав Васильевич
  • Доморацкий Орест Александрович
SU1003248A1
Устройство для питания электрооборудования пассажирских вагонов 1974
  • Зорохович Александр Ефимович
  • Городецкий Евгений Михайлович
  • Эйгель Феликс Исаакович
  • Либман Анатолий Захарович
SU549858A1
Устройство для заряда аккумуляторной батареи 1981
  • Романенко Александр Филиппович
  • Абубакиров Айдаралы
SU1001310A1
Автономная система электропитания 1977
  • Олейник Николай Иванович
  • Любченко Юрий Михайлович
  • Демчук Иван Иванович
SU748664A1

Реферат патента 1977 года Устройство для заряда аккумуляторной батареи

Формула изобретения SU 542 294 A1

SU 542 294 A1

Авторы

Хоменко Анатолий Иосифович

Зулл Владислав Наумович

Даты

1977-01-05Публикация

1975-01-06Подача